В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Гамалей: Былое Назад
Юрий Гамалей: Былое
Мариинский театр без ретуши "Служенье муз не терпит суеты", и выдающееся событие культурной жизни не всегда происходит там, где толпа и конная милиция. Несуетно, спокойно в небольшой гостиной Музыкально-театрального музея каждое второе воскресенье месяца читает свою книгу воспоминаний об истории Мариинского (Кировского) театра с 1929 года его старейший дирижер Юрий Всеволодович Гамалей. Попав в этот театр восьмилетним мальчиком на "Спящую красавицу", он на всю жизнь влюбился в музыкальный театр и решил, что должен работать только в Мариинке. Эту мечту не сразу и не просто Гамалей осуществил: по окончании Ленинградской консерватории и аспирантуры с 1953 года стоял 44 года за его пультом.

Юрий Всеволодович практически знает весь репертуар театра: одни спектакли он много раз смотрел, другими (их 55) дирижировал. Человек с уникальной памятью, он помнит многие детали довоенных постановок, голоса давно ушедших со сцены и порой несправедливо забытых певцов, танцевальный почерк танцовщиков и балерин, подробности хореографии.

Красивый, благородный человек, истинный представитель петербургской интеллигенции, сын выдающейся пианистки Марии Николаевны Бариновой и брат знаменитой скрипачки Галины Бариновой, Гамалей потрясающе честен, искренен и беспристрастен в своих мемуарах. Как говорится, воздает всем по заслугам, "всем сестрам по серьгам" независимо от званий и рангов - будь то Г. Уланова или Р. Нуреев, Б. Хайкин или Ю. Темирканов. Может быть, и не всем по душе придутся его нелицеприятные, но всегда честные, искренние и уважительные оценки и характеристики. Для Гамелея существует лишь одно мерило ценности артиста - талант и верность замыслу композитора, любовное и бережное отношение к музыке. Скрупулезно, точно в исторической хронологии (быть точным ему помогают сохраненные им программки всех виденных и продерижированных спектаклей) Юрий Всеволодович воссоздает живую историю театра. Ему удались и метко схваченные портретные характеристики работников театра (не только артистов), и конкретные зарисовки отдельных эпизодов из закулисной театральной жизни. Его книга - это подлинная история Мариинского театра вплоть до 90-х годов, история, написанная без ретуши, правдиво, с любовью, человеком театра, изнутри, а не сторонним наблюдателем. К слову сказать, имевшая некоторое время скандальный успех курьезная книжка "Призрак оперы N-ска" Кирилла Веселаго (журналиста Шевченко, не очень удачно подвизавшегося в роли музыкального критика) рядом с трудом Гамалея сразу меркнет, как подделка рядом с настоящим бриллиантом.

Книга Ю. Гамалея уже подготовлена к изданию и скоро выйдет из печати. Мы ее сможем прочитать. Но ничто не заменит уникальной авторской интонации, и спасибо сотрудникам Музыкально-театрального музея, записывающим все чтения на аудио.

Чтения книги Гамалея иллюстрируются аудио- и видеозаписями фрагментов оперных и балетных спектаклей из фондов музея. Следующие чтения 11 января в 15 часов.

Лариса КАЗАНСКАЯ


Невское время No 01(1642) 06.01.1998

www.pressa.spb.ru

Док. 587898
Перв. публик.: 06.01.98
Последн. ред.: 07.09.09
Число обращений: 0

  • Гамалей Юрий Всеволодович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``