В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Аделя Конюшева: `Вопрос о принятии поправок к закону `Об охране окружающей среды в Республике Татарстан` требует дополнительной проработки` Назад
Аделя Конюшева: `Вопрос о принятии поправок к закону `Об охране окружающей среды в Республике Татарстан` требует дополнительной проработки`
Депутаты Государственного Совета Республики Татарстан на ближайшей сессии готовятся принять в третьем чтении поправки в ряд законов, в том числе в закон РТ "Об охране окружающей среды в Республики Татарстан".

В числе поправок, которые, скорее всего, будут приняты, создание в республике Экологического фонда. Однако подобное решение в определенной степени противоречит действующему федеральному законодательству. Экологический фонд, как федеральный, так и в субъектах федерации устранен, вместе с утратившим силу ФЗ "Об охране окружающей природной среды" еще в январе 2002 года.

Сложилась ситуация, когда хозяйствующие субъекты в праве вообще не платить взносы за негативное воздействие на окружающую среду, но, как водится в России, административный рычаг сильнее законов. Так, по крайней мере, считает ряд предпринимателей республики, обратившихся в Общественную Палату Республики Татарстан с просьбой разъяснить ситуацию.

За разъяснением по этому вопросу Intertat.ru обратился к председателю постоянной комиссии Общественной Палаты Республики Татарстан по экологии, охране здоровья и безопасности человека Аделе Конюшевой. Совсем недавно она приняла участие в работе постоянной комиссии Государственного Совета РТ по экологии, природным ресурсам и землепользованию.

Итак, Аделя Ибрагимовна, в чем, по-вашему мнению, причина подобных обращений?

В основе своей предпринимательство, бизнес законопослушны, и это очень ценно и важно. Надо, чтобы это поддерживалось на всех уровнях, путем создания соответствующей атмосферы, климата.

Любое отклонение от норм, противоречия в законодательстве очень чувствительны для предпринимательства, как в материальном плане, так и в нравственном. Привычные быть законопослушными, они требуют того же и от других, в том числе от контрольно-надзорных органов власти. В общем, перед Законом все едины: и предприниматель и чиновник.

К сожалению, в жизни зачастую бывает иначе. Многие вопросы в хозяйственной деятельности решаются не в соответствии с законодательством, а посредством незаконных актов, чаще всего ведомственных нормативных актов. Вот и в нашем случае, предприниматели сделали акцент на правомерность взимания экологических платежей, или правильнее - платежей за незаконное воздействие на окружающую среду.

Аделя Ибрагимовна, если я правильно понял, предприниматели считают, что на сегодняшний день они не имеют правовых оснований для внесения платежей?

Именно так. И это длится уже с января 2002 года, когда вступил в силу новый федеральный закон "Об охране окружающей среды". Он определил платность природопользования (ст.16), но при этом в той же статье предусмотрел то, что формы платы определяются федеральным законами, а также порядок исчисления и взимания платежей устанавливается законодательством Российской Федерации. К сожалению, этого законодательства в полном объеме, со всеми требуемыми параметрами не существует.

А почему же предприниматели платят? Или все таки действуют административные рычаги?

Первое время, начиная с 2002 года, многие предприниматели, хозяйствующие субъекты вообще не платили из-за отсутствия необходимых законодательных актов. Тогда чиновники Минприроды РФ, да и наши, республиканские, потребовали от предпринимателей исполнять обязательства по платежам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года, N 632, которое позднее будет признано незаконным Верховным Судом РФ.

Однако, такая ситуация, конечно же, не устраивает чиновником. Они обратились в Конституционный Суд РФ, который своим определением от 10.12.2002 года отменил решение Верховного Суда РФ. А это означает, что до принятия соответствующих законов и актов, постановление Правительства РФ N632 будет считаться правомерным.

Получается, проблема исчерпана?

К сожалению нет. Дело в том, что это постановление регулирует порядок начисления экологических платежей, но не определяет порядок их взимания и форму платы. Понимая это, Минэкологии РТ и Кабинет Министров РТ заполнили правовой вакуум постановлением Правительства РТ от 26.02.2004 года N 89, определили порядок взимания платежей республики и тем самым превысили свои полномочия, поскольку это является компетенцией федеральных органов власти.

А почему же федеральные власти не сделали этого?

Вопрос правильный и актуальный до сих пор. Можно только догадываться о причинах, прямо скажем, бездействия соответствующих органов федеральной власти. Видимо это издержки частых изменений в структуре власти. Тем более, меняются люди, приходят новые... Пока они вникнут, пока окунутся в проблему, - время идет. Да и ответственности видимо, нет ни у тех, кто должен это сделать, т.е. разработать некий нормативный документ, ни у тех, кто должен его утвердить. Ведь за пять лет можно, наверное, было бы провести на свет, в общем то не сложный нормативный акт!

Наверное, такие правовые коллизии негативно влияют и на деятельность предпринимателей, и на экологию?

Совершенно верно. Предпринимательство перестает верить в силу Закона, поскольку административные рычаги оказываются гораздо сильнее, а последствия этого - опаснее и печальнее. Кроме того, правовая коллизия в этом вопросе привела к тому, что многие хозяйствующие субъекты, особенно в других регионах России, просто не платят. А значит, огромные денежные средства не поступают в бюджет. А потому, на природоохранные цели государство выделяет средства в ограниченном, усеченном размере, что явно недостаточно для поддержания экологии на нормальном уровне.

Давайте вернемся к татарстанскому закону, в который вносятся изменения, в том числе в части образования Экологического фонда. Если нет никакой правовой основы для внесения экологических платежей, то за счет каких средств будут сформирован его бюджет?

Проектом рассматриваемого закона предусмотрено, в общем как и в действующем, создание Экологического фонда решением Кабинета Министров РТ, который должен определить и источники пополнения бюджета фонда. Какие это источники? Можно только предположить, во всяком случае, экологические платежи должны быть в их числе. Но получить эти платежи на сегодняшний день на законодательных основаниях не представляется возможным. Значит, снова будет использоваться административный рычаг. Вот почему я не вижу необходимости внесения в проект закона Республики Татарстан "Об охране окружающей среды" ст. 25/1 "Экологический Фонд Республики Татарстан". Это просто, простите, "кормушка" для чиновников. Проблемы экологии Фонд не решит. Сегодня их можно решить за счет разработки и утверждения программ по приоритетным направлениям. Например: "Питьевая вода". Об этой программе говорил и наш Президент Минтимер Шаймиев, в своем послании Государственному Совету РТ. Можно и нужно решать и другие проблемы, как проблема мусорных свалок, особенно в Казани, проблема чистоты рек и озер, лесов, сокращения выброса загрязняющих веществ в атмосферу, использования природного потенциала республики и другие.

Программа ведь тем хороша, что там указано кто решает эту проблему, в какие сроки, за какие деньги и из какого они источника. Чиновникам только надо организовать реализацию этой программы и проконтролировать. И никакой фонд здесь не нужен.

Аделя Ибрагимовна, что вы делаете для решения обозначенной проблемы как председатель постоянной комиссии Общественной палаты РТ по экологии, охране здоровья и безопасности человека?

И как председатель названной комиссии, и как член комиссии по экономике, развитию предпринимательства и других институтов рынка, я, вместе со своими коллегами хочу довести до логического конца решение вопроса, связанного с созданием правовой основы для взимания платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Это первый шаг, а в дальнейшем - конструктивная работа со всеми, кто решает проблемы экологии.

Так вот, что уже сделано? Я подготовила письмо - обращение в адрес Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Фарида Хайрулловича Мухаметшина, со всеми обоснованиями и просьбой реализовать право законодательной инициативы по внесению в федеральные органы власти соответствующего проекта нормативного акта. Это - во-первых. Во вторых, с коллегами из комиссии Общественной палаты по экономике, мы подготовили аналитическое, но более детальное письмо в адрес Правительства Российской Федерации, Государственной Думы РФ, Общественной Палаты РФ и, наверное, надо будет направить и в Прокуратуру РФ.

Разумеется, цель такого послания, как можно быстрее исправить ситуацию, в которой ущемляются права хозяйствующих субъектов, и наконец-то разработать и принять в установленном порядке необходимый законодательный акт, конкретный, не отсылающий к другим нормативным документам, и однозначно принимаемый.

Источник: INTERTAT.RU

16.05.2006

www.ecoindustry.ru

Док. 587852
Перв. публик.: 16.05.06
Последн. ред.: 07.09.09
Число обращений: 0

  • Конюшева Аделя Ибрагимовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``