В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Краско: Русская национальная идея - это дети Назад
Иван Краско: Русская национальная идея - это дети
Сценарии, написанные жизнью, гораздо более занимательны, нежели сценарии, созданные человеческой рукой, пусть и талантливой. Народный артист России Иван Иванович КРАСКО понял это тогда, когда, вглядываясь в синие просторы моря, видел за ними шершавый планшет сцены. Для офицера, закончившего 1-е Балтийское высшее военно-морское училище и служащего в Дунайской флотилии, магнетизм искусства был неодолим, и помимо морских дел в библиотеке он спрашивал книги о театре. Зачитывался, изумлялся, мечтал. Впрочем, как он считает, лицедейство изначально присутствовало в его крови.

Маленького Ваню воспитывала бабушка. Женщина простая, без образования, она знала множество разных историй и сказок и умела их живо, в красках пересказывать. Будущий артист запоминал бабушкины рассказы, а затем "лицедействовал" перед поселковыми ребятишками.

Служить на Дунай он приехал с чемоданом, полным книг о театре. Однако отпустили Краско с флота только тогда, когда он в шестой раз подал рапорт. Причем о том, что собирается стать артистом, помалкивал, боясь насмешек.

В Ленинграде бравый офицер сразу же направился в театральный институт на Моховой. Ему тогда было "за двадцать". Наверное, возраст и сыграл главную роль в том, что, завидев толпу мальчиков и девочек у дверей прославленного вуза, Иван Иванович так и не дотронулся до заветной дверной ручки. Ушел. И... поступил на вечернее отделение филологического факультета Санкт-Петербургского, а тогда Ленинградского государственного университета. Там же на филфаке обнаружил объявление, что идет набор в Университетский драматический театр. Возглавляла театр Евгения Карпова, а играли в нем Игорь Горбачев и Сергей Юрский. Через два года руководительница театра посоветовала Краско продолжить театральное образование. И вновь он оказался на Моховой. Однако благословение Евгении Карповой наткнулось на бюрократизм приемной комиссии. Услышав, что абитуриенту 26 лет, там произнесли: "Нет".

Проще было бы смириться и забыть о театральных подмостках, но, по словам Ивана Краско, внутри его жило убеждение, что без борьбы сдаваться нельзя. И еще через год он снова был у институтских дверей. На этот раз он попал к режиссеру театра имени В.Ф. Комиссаржевской Рубену Агамирзяну и, наученный горьким опытом, прямо с порога заявил: "Согласно Конституции СССР, несмотря на свой преклонный возраст, я имею право поступать даже в ваш великий творческий вуз!" Агамирзян удивился, выслушал и порекомендовал попробовать силы в первом конкурсном туре. Краско первый тур прошел на "отлично", причем в комиссии сидели такие известные личности, как Черкасов, Симонов, Меркурьев.

Поступив на курс Елизаветы Тиме и Бориса Зона, Краско окончил институт с отличием и сразу был принят в труппу знаменитого Большого драматического театра (БДТ) имени М. Горького. Как признается Иван Иванович, работа в БДТ была настоящим счастьем. Ведь еще учась в институте, он с друзьями бегал на спектакли в БДТ, восхищался Стржельчиком, Лебедевым, Луспекаевым, Копеляном, Зинаидой Шарко, Людмилой Макаровой. Со студенческой поры он был влюблен в Татьяну Доронину за ее Монахову в спектакле "Варвары". И первая роль, которую ему предложили в театре, была роль жениха Володи в "Старшей сестре" по пьесе Александра Володина! По сюжету ему надо было любить Доронину, так что играть чувства молодому артисту не пришлось.

- Четыре сезона в БДТ - это моя высшая театральная академия. Я играл в замечательных спектаклях Товстоногова: "Поднятая целина", "Еще раз про любовь", "Старшая сестра". Стоял на одной сцене с такими выдающимися артистами, как Виталий Полицеймако, Кирилл Лавров, Евгений Лебедев, Иннокентий Смоктуновский.

В 1965 году Краско ушел из БДТ. И в этом же году был принят на работу в театр имени В.Ф. Комиссаржевской, став одним из ведущих актеров театра.

- Иван Иванович, многое в жизни человека зависит от Учителя. Вы согласны с этим? - Когда речь заходит об учительстве, то в самом широком понимании этого слова я благодарен людям, которые встретились на моем жизненном пути. Будучи мальчишкой, я как-то решил переплыть пруд в своей родной деревушке Вартемягах Ленинградской области. Сделать это нужно было в одиночестве, чтобы ровесники, если, не дай бог, не переплыву, не стали свидетелями моего позора. Собственно, в одиночестве я и поплыл. Плыву, плыву и чувствую - не доплыть. Со страхом поворачиваю назад и, еле добравшись до берега, валюсь на землю. И вдруг слышу голос: "Ну что, страшно?" Я даже не обиделся и не испугался, потому что интонация, с которой это было сказано, добрая. Смотрю, рядом незнакомый дяденька, и по его лицу видно, что он принимает участие и понимает, что я задумал. Помолчав немного, он говорит: "А знаешь, сынок, ведь большую часть пруда ты проплыл". Я отвечаю: "Нет". Он: "У страха глаза велики". Я: "А толку-то!" Он мне на это: "Хочешь, вместе поплывем?" - "Нет, я один!" И почему-то после этого разговора я почувствовал, понял, что переплыву пруд. Отдохнув немного, поплыл. Сначала по-собачьи, потом саженками. Будто сила какая-то проснулась во мне. Вышел из воды на том берегу и ощущаю себя сильным, красивым. Машу дяденьке рукой, а его уж нет. Но в сердце моем он остался навсегда. С его желанием помочь, понять. Если бы каждый человек думал о том, что маленькому существу необходима поддержка, то как часто бы из этих маленьких существ вырастали красивые, сильные люди.

Или другой пример. Учась в военно-морском училище, я уже задумывался о призвании и понимал, что море - это не мое. И на последнем курсе пришел в художественную самодеятельность. Руководитель, высокий, бровастый мужчина, Ефрем Владимирович, спрашивает: "Зачем вы, мичман, пришли? Вам через пять минут на флот". Я ему: "Хочу себя попробовать". Я уже знал, верил в то, что должен стать артистом. Ефрем Владимирович говорит: "Отказать я вам не могу, приготовьте басню, стихотворение и приходите в следующий раз". Дома я приготовил басню, и, как мне казалось, читал ее лучше артиста Ивана Любезнова. Пришел в кружок. Руководитель показывает на первокурсников, которые встали при моем появлении, так как я старший по званию, и сообщает: "Вот ваша комиссия. Читайте". Не знаю, что произошло, но со мной случился жуткий зажим. Голос не мой, мыслей нет! Остановился посередине и беспомощно говорю: "Дома у меня получалось лучше". Все засмеялись: "Все мы дома гении". И тогда я понял, если сейчас не докажу, что что-то могу, то ничего у меня в жизни не выйдет. Я сказал: "Я должен понять, почему так получается". Надо отдать должное моему руководителю. Он выгнал всех, закрыл дверь и потребовал: "Читай!" Я молчу. "Моряк ты или нет? Читай!" И тогда я, закрыв глаза, прочитал басню так, как слышал ее внутри себя. И произошло чудо. Могучий человек навис надо мной, положил руки мне на плечи и сказал: "Я не знаю, сынок, что ты будешь делать на флоте, но без театра тебе не жить". Я заплакал. Наверное, именно тогда во мне точно утвердился уже рождающийся артист. В каждом настоящем педагоге сидит то, что было в моих учителях. Я часто думаю, а может, дети, их воспитание, поддержка - это и есть национальная русская идея, которую никак не могут найти? Еще Горький говорил: "В Советском Союзе один привилегированный класс - дети". И Чехов размышлял: "Почему мы, хорошие люди, не можем объединиться? Дурным людям для этого не надо усилий". Почему мы не можем объединить усилия для спасения наших детей?

- Вы думаете, нужно спасать? - А как же? Сегодня отношение к будущему своей Родины такое, что пора бить в набат. Что творится с детьми? Рядом с моим домом Лицей традиционной культуры. И что я наблюдаю ежедневно? Молодые люди, девушки собираются стайками, курят, окурки бросают тут же. Лексикон - уши вянут! Я как-то спросил: "Вы полагаете, это и есть традиционная русская культура?" На что они достали банку пива. Я поинтересовался: "Вы будете сейчас этим заниматься?" Парень: "А то!" Что же происходит? В метро на местах для пассажиров с детьми и инвалидов сидит молодежь. Конечно, судя по тому, что они не читают, куда сели, и, стало быть, слепы и неграмотны, значит, они тоже инвалиды. Инвалиды по зрению, по слуху. Инвалиды по сердечному отзыву. Это наша большая беда. Все начинается с семьи. Как молодой отец, я глубоко заинтересован в том, чтобы государственная политика в отношении детей кардинально изменилась. Не думать о них равносильно измене Родине. Как не помочь детям, как их не поддержать в мире изменяющихся ценностей? Моему Ивану Ивановичу - 4,5 года, Федору Ивановичу - 3 года. Эти люди поражают меня каждый день. Они развиваются, они растут. У них своя позиция. Федор Иванович, сползая после завтрака со стула, говорит бабушке: "Спасибо за качество". Их мир удивителен, и я очень хочу, чтобы он не оскудевал, не становился прозаичным и ограниченным только окурками и банками с пивом.

Санкт-Петербург

Наталья АЛЕКСЮТИНА

www.ug.ru

05.06.2007

Док. 587804
Перв. публик.: 05.06.07
Последн. ред.: 07.09.09
Число обращений: 0

  • Краско Иван Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``