В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Цитадели правосудия: новые решения или имитация бурной деятельности? Назад
Цитадели правосудия: новые решения или имитация бурной деятельности?
Министр юстиции Александр Коновалов предложил создать "цитадели правосудия", в которых будут рассматриваться уголовные дел в отношении членов крупных организованных преступных группировок с тем, чтобы обеспечить максимальную безопасность участников судебного процесса, а также исключить давление на суд.

Кроме того, Александр Коновалов полагает, что должны быть расширены полномочия гособвинителей. Специальные прокурорские чиновники должны вступать в дело не в самый последний момент - при его передаче в суд, а гораздо раньше. Возможно, даже до возбуждения уголовного дела, на стадии дознания или оперативно-розыскных мероприятий. Задача прокурора в этом случае - определить лиц, кому нужна государственная защита, в том числе новое имя, новая квартира или, может быть, новая внешность.

А обеспечивать спокойный сон ценному свидетелю должны, в том числе и судебные приставы. По словам министра, их полномочия должны быть расширены, и службе надо поручить охрану участников процесса за пределами суда. Конечно, вместе с другими правоохранительными органами. Для этого Александр Коновалов предлагает частично наделить приставов правами на оперативно-розыскную деятельность.

Кроме того, систему наказаний планируется радикально изменить. Предполагается, что в стране появится сеть арестных домов. Там будут отбывать небольшой срок - 2-3 месяца - не опасные для общества люди. Не преступники, а нарушители: часть уголовных преступлений перейдет в разряд административных правонарушений.

Министр юстиции предложил радикально изменить систему: вернуть институт стряпчих. Это будут помощники адвокатов, младшие защитники. Они смогут оказывать первую юридическую помощь: проконсультировать, составить нужную бумагу, но не больше.

Вопросы для комментирования:

Какова Ваша оценка новых предложений Министерства юстиции? Что, на Ваш взгляд, побудило внести такие предложения и отвечают ли они основополагающим принципам уголовного процесса?

Нет, это, конечно, отнюдь не имитация бурной деятельности. Например, в федеральный закон "О судебных приставах" не так давно внесены серьезные изменения, значительно расширяющие права судебных приставов. (Предложение наделить судебных приставов правом на оперативно-розыскную деятельность надо еще обсудить.)
Поскольку соглашение о сотрудничестве (так называемая сделка с правосудием) заключается между прокурором и обвиняемым, то логичным представляется и возложение на прокуроров организации охраны ценных свидетелей. (Хотелось бы особо подчеркнуть наше сдержанное отношение к самой сделке с правосудием.)
Судя по всему, очень скоро будет радикально изменена уголовно-исполнительная система. Это правильно, потому что уголовно-исполнительная система давно нуждается в реформировании.
Армия защитников, действительно, разделена. Не факт, однако, что институт стряпчих так уж необходим, поскольку первую юридическую помощь сейчас, как правило, оказывают пусть и молодые, но все же адвокаты. Защитники в большинстве своем всегда являются юридической элитой, поэтому именно из их рядов в демократических странах формируется в основном судейский корпус. Будем надеяться, что так, наконец, будет происходить и в нашей стране.
Теперь по поводу "цитаделей правосудия". Не хочется иронизировать, но не могу отказаться от соблазна спросить: а будут ли предусмотрены в "цитаделях правосудия" бани? Нет? Получается, захочет свидетель сходить в баню, выйдет на улицу из "цитадели правосудия", а его - раз! - и подстрелят! Нехорошо! Не забудем про бани?!

А. Арутюнов, адвокат, доктор юридических наук

Комментарии. РУ
Агентство комментариев
Дата первой публикации: 6.09.2009

Док. 587718
Перв. публик.: 06.09.09
Последн. ред.: 07.09.09
Число обращений: 0

  • Арутюнов Александр Арташевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``