В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью с Ю. Беляевым Назад
Интервью с Ю. Беляевым
- Юрий Викторович, всю жизнь вы проработали в театре, играли крупные роли, а широкую известность все же получили благодаря ТВ: переключаешь кнопки, всюду Беляев - граф, мафиози, благородный отец. Что такое сериал - миф, очередной опиум для народа?
- Опиум, причем навязываемый массированно, грубо. Третья реальность, которая отнимает у человека инициативу, способность самостоятельно оценивать то, что происходит в жизни и на экране. С точки зрения формальной - прибыльная статья дохода. И часто только по этой причине снимаются сериалы. По процедуре это затея бесчеловечная, без особых условий, которые сохраняли бы творческую атмосферу, индивидуальность артиста и т.д. Сниматься в сериале тяжело: много бывает изменений уже во время съемки, 10-12-часовой рабочий день - в общем, сложности. А при отсутствии стимула это превращается не просто в эксплуатацию актерского умения, но в полное его уничтожение. Идет эксплуатация физиологических данных, даже если ситуация оформляется грамотными сценаристами, что тоже редкость. Пишутся сценарии компьютерным способом, стандартными программами, и это видно: готовые модули переходят из одного сериала в другой.

- Шаблон уже на уровне текста?
- Когда я читаю сценарии, подчас путаюсь: не видно автора, стиля, жанра. А участие в сериале - единственное для многих актеров средство к существованию. Потом начинаются нюансы, про которые можно разговаривать долго, как про любые нюансы актерской профессии.

- Лица, засветившиеся в сериалах, вошедшие в моду (этот - звезда, та - суперзвезда), когда их потом видишь на сцене, огорчают беспомощностью: Амалия Мордвинова, Николай Фоменко и многие другие. Связана ли депрофессионализция с уничтожением мастерства актера на ТВ, о котором вы говорите?
- Если речь об антрепризе, то там примерно те же условия, что и в сериале. К большому сожалению, антреприза вынуждена проигрывать стационару, она тоже - вид опиума, тоже сдача позиций. В театре я на репетициях трачу три-четыре месяца на выработку условного рефлекса, которым я потом оперирую, как своим орудием. Поэтому мой ответ прост: если бы иметь хоть какую-то возможность не сниматься в сериалах, я бы не просто в них не снимался, я с наслаждением отказался бы от всех сериалов, в которых уже снялся.

- ??
- При помощи фантастической пластической операции. Мне гораздо увлекательнее поработать с 20 разными режиссерами над 20 разными пьесами с 20 разными актерскими составами, чем в 20 сериях. На съемках фильма между прочим, только когда снято 50 процентов материала, начинаешь ориентироваться, испытываешь потребность расширить рамки персонажа.

- А что, такое еще удается? Кино еще не выродилось в занятие для самих кинематографистов.
- Да, кино стало фестивальным зрелищем. Фестиваль живет неделю, потом ленту пускают еще на внеконкурсные показы - и все. Кино для узких специалистов, но мы все работаем для узких специалистов.

- Однако театр все же остался если не общенациональным, то широкодоступным.
- Что толковать о театре! Для артиста театр - основа, школа, количество штампов, качество умений, короче - все.
ДЕМИН Геннадий. ЮРИЙ БЕЛЯЕВ: "Самая раскрученная колбаса, как правило, тухлая" // Культура. 2002. N 39.

Интервью с Ю. Беляевым
- Мы много наблюдали вас в телесериалах. Скажите, зачем снимают сериалы и зачем в них снимаются?
- Снимают - для расширения возможностей рекламной деятельности. А я снимаюсь в сериалах, к сожалению, потому, что меня не приглашают в кино. Если б у меня была хоть малейшая возможность выбора, я бы отказался от всех этих сериалов и легко поменял бы 15-16 серий "Графини де Монсоро" и "Семейных тайн" на работу в том же объеме с другими режиссерами и с другими сценариями - с разными.
Где живут замечательные люди // Независимая газета. 2002. 5 сентября.

Юрий Беляев - киноактер "милостью Божьей". Фильм Виктора Аристова Порох сделал его настоящим открытием экрана.
Никонов, герой фильма, осенью сорок первого руководит группой ленинградцев, которые должны доставить порох в окруженный врагами город... Обычный, казалось бы, "военно-патриотический" сюжет начинен опасными для тех лет обобщениями, главным проводником которых и стал здесь актер. Его Никонов, как биологический вид в научно-популярном фильме, может быть пособием для изучения феномена "хомо советикус". Вот несгибаемый характер - бывшая жена униженно молит о помощи, но глаза его наливаются непрощающей злобой, и медленно наматывается на кулак свернутое жгутом полотенце. Вот он на службе - бестрепетно отдает под суд преступившего инструкцию кормильца семьи. Вот высшая для него награда - вызов в Смольный. С дрожью в коленях поднимается он по красным коврам, а уж при виде товарища Жданова чуть не падает в обморок: винтик сподобился узреть своего вождя. Режиссер называл этого героя настоящим "врагом народа", но в фильме он еще и враг самой жизни. На войне он как рыба в воде, сам кажется порождением этого огненного ада и словно воплощает влечение к смерти.

Ю. Б. не просто киногеничен - даже в небольшой роли его герой властно приковывает внимание, почти всегда оставаясь самым сильным впечатлением от фильма.

В Моонзунде Ю. Б. исполняет роль Колчака и появляется всего трижды: ясно, что роль ограничена из боязни экранной "реабилитации" одиозной тогда фигуры. Но даже в пределах куцего метража Ю. Б. каким-то непостижимым образом выражает обреченность героя. В Циниках он играет, напротив, красного командира. Ранение приковало к креслу яростного фанатика - неподвижная фигура в шинели внакидку напоминала вздыбленную застывшую волну, в глазах навыкате бушевала буря, а молчание было оглушительнее крика.

Он может воплощать на экране характеры не только разные, но и подчас противоположные. В фильме Единожды солгав он - бывший художник-авангардист, в семьдесят четвертом бившийся с бульдозерами на подмосковном пустыре, но продавший свой талант за чечевичную похлебку дешевого успеха. В Слуге, современной притче о хозяине и рабе, шофер Пашка Клюев, попавший в полумистическую зависимость от прихотей номенклатурного князька. В Пьесе для пассажира Ю. Б. играет сильного и грациозного зверя - бандита Батю. Свирепый и сентиментальный Батя становится разменной монетой в амбициозных играх бесцветных грызунов. Жаль, нет у нас индустрии жанрового кино: как украсил бы гангстерскую сагу этот живописный персонаж, в улыбке-оскале обнажающий аккуратный ряд золотых зубов!.. Но не покидает все же довольно странное ощущение, что все герои Ю. Б. в чем-то друг другу родственны.

Его внешность почти всегда не соответствует социальной роли персонажа. Ну какой из него, в самом деле, шофер Пашка! В советские годы он явно играл бы белогвардейцев, а сейчас играет "простых советских людей" - и сам облик его вносит в эти роли тревожный смысл.

Лепкой лица и профилем Ю. Б. - вылитый римлянин заката империи: оттого все его герои кажутся людьми конца времен. Это столь внятно, что Вор использует актера просто как знак. Ю. Б. в роли взрослого Саньки поначалу обескураживает: матерый мужик в камуфляжной форме ничем не напоминает былого пупсика с наивными васильковыми глазами. Но само участие актера поддерживает развернутую социальную метафору, которой является фильм. Критик заметил: мы ждем, что Санька тоже станет вором, но решение авторов тоньше. Он становится военным и словно предстает перед нами в том облике, которым ворюга дурачил доверчивых граждан и в котором он кощунственно подменил собой отца. Теперь Санька напялил тот же камуфляж, кажущийся здесь воровской подменой, - как и сама его незадавшаяся жизнь, как и те операции в "горячих точках", где сегодня избывает ее остатки этот вояка со смертельно усталыми глазами.

Типажность в кино - мощное смыслообразующее начало. Исторический цикл замкнулся, и есть высшая закономерность в том, что советскую империю в последний путь проводил актер, чертами лица напоминающий Ивана Мозжухина.
КОВАЛОВ Олег. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001

роли в кино
2009 Умница, красавица (в производстве) :: Алексей Головин :: главная роль
ректор петербургской Академии. Муж Сони Головиной. Имеет награды, в том числе орден "За служение отечеству". Он значительно старше Сони, которая когда-то была его студенткой. Невысок и худощав. Все его движения говорят о том, что, несмотря на возраст, он находится в прекрасной физической форме.
2009 Тарас Бульба :: кошевой Кирдяга
2009 Разжатые пальцы (в производстве)
2009 Мика и Альфред :: Сергей Аркадьевич
Отец Мики
2009 Кремлёвские курсанты :: Романенко Василий Макарович
генерал-лейтенант, начальник училища
2009 Кабы (в производстве) :: Павел Велехов
2009 Естественный отбор (в производстве)
2009 Грязная работа (в производстве)
2008 Репортеры
2008 Никто, кроме нас...
2008 Два цвета страсти :: Долгопятов Василий Николаевич
фармацевтический магнат, отец Саши
2008 Белая медведица
2008 Афганский призрак :: Эверанский
2007 Учитель в законе :: Борис :: главная роль
2007 Убить змея :: Учитель
2007 Сорок
2007 Прекрасная Елена
2007 Маршрут :: Полковник
2007 Куратор (Россия, Украина) :: Ян Давыдович Куратор :: главная роль
2007 Кука :: папа Лены
2007 Бомжиха (Россия, Украина) :: Владимир Петрович Русаков :: главная роль
2007 07 меняет курс
2006 Сонька Золотая ручка
2006 Он, она и я :: главный врач клиники
2006 Ленинградец :: Адмирал
2006 Красная Комната :: Режиссер
2006 Женская работа с риском для жизни (Украина)
2006 Внимание, говорит Москва! :: Игнатов
майор НКВД
2006 Алмазы на десерт :: Павлик :: главная роль
2006 А Вы ему кто? :: Евгений Петрович :: главная роль
школьный учитель
2005 Счастье ты мое :: Хаммершмидт
2005 Сатисфакция
2005 Побег :: Отец Ирины
2004 Только ты :: Клим
2004 Против течения :: Анатолий
2004 Курсанты :: полковник Калашников
2004 Кадеты :: дед-генерал
2004 32-е декабря :: " Джокер "
2003 Чистые ключи
2003 Спас под березами :: отец Георгий
2003 Вокзал :: Боцман
2003 Бульварный переплет
2001 Темная ночь :: следователь
2001 Семейные тайны :: Александр Николаевич Ермаков
2001 Львиная доля :: Филин :: главная роль
"Командор"
2001 Конференция маньяков
2001 Кобра. Черная кровь
2000 Третьего не дано
2000 Русский бунт :: Комендант Миронов
1999 Новочеркасск (не был завершен)
1999 Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского :: Часовой
Адвокат Иринархова
1999 Борис Годунов (телеспектакль) :: Шуйский
1998-2003 Самозванцы (все сезоны) :: Константин :: главная роль
1998 Цирк сгорел, и клоуны разбежались
1997 Графиня де Монсоро :: граф де Монсоро
1997 Вор :: Саня, 48 лет
1995 Пьеса для пассажира :: Батя
1994 Незабудки :: Федор
1994 Дожди в океане :: Симпкинс
1993 Эта женщина в окне... :: Он :: главная роль
Валерьян Чернышев
1993 Паром "Анна Каренина" :: начальник пароходства
1992 Цена сокровищ :: эпизод
1991 Циники :: Сергей
1991 Цареубийца :: Александр II
1991 Умирать не страшно :: Федоренко
1991 Жена для метрдотеля :: Дюк
1991 Дело Сухово-Кобылина :: Сухово-Кобылин :: главная роль
1990 Шереметьево-2 :: Игорь :: главная роль
1989 Ад, или Досье на самого себя :: капитан
1988 Слуга :: Павел Сергеевич Клюев :: главная роль
1988 Верными останемся :: Чумаков
1987 Моонзунд :: Колчак :: главная роль
1987 Единожды солгав :: Александр Григорьевич Крюков
художник-конформист
1987 Десять дней, которые потрясли мир (телеспектакль)
1987 Вельд :: Стоун
1986 Сошедшие с небес :: Иван Иванович
Герой Советского Союза
1986 Аэропорт со служебного входа :: эпизод
пассажир с ребенком,должен лететь к больной жене
1985 Чужие здесь не ходят :: Чумаков
"Чума"
"У кого какой путь, это стрелочник знает!"
"Ты и меня не можешь понять: у тебя ещё понималка не отрасла!"
1985 Порох :: Никонов :: главная роль
1983 Тайна "Черных дроздов" :: Персиваль Фортескью
1979 По следу властелина :: Белов
озвучивание
2008 Пари на любовь (Россия, Украина) :: Барон - Кахи Кавсадзе
2004 Всадник по имени Смерть :: читает закадровый текст
1987 Белое проклятье :: Максим Уваров -Лембит Ульфса

Док. 587679
Перв. публик.: 04.04.09
Последн. ред.: 04.09.09
Число обращений: 0

  • Беляев Юрий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``