В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Физик Оскар Кайбышев за незаконный экспорт технологий получил 6 лет условно Назад
Физик Оскар Кайбышев за незаконный экспорт технологий получил 6 лет условно
Суд удовлетворил почти все требования государственного обвинения, кроме одного: реальное наказание в размере шести лет заключения в колонии общего режима заменено условным наказанием.

Суд признал Кайбышева виновным сразу по трем статьям УК РФ: за передачу иностранной компании технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружения и ракетной техники, за злоупотребление должностными полномочиями, допущенными на посту директора Уфимского института проблем сверхпластичности металлов (ИПСМ) РАН, а также за растрату институтских денег. К условному сроку суд приплюсовал лишение права занимать руководящие должности в учреждениях науки, а также выплату 3,5 млн. рублей в пользу государства.

Перед вынесением приговора Оскар Кайбышев сильно волновался. Отводил взгляд от телекамер и перебирал пальцы.

"Я ожидал полного оправдания, так как нет никаких доказательств моей вины ни по двойным технологиям, ни по хищениям", - заявил он позже журналистам, допущенным в зал суда на заключительной стадии оглашения приговора. По мнению физика, дело против него можно трактовать только как заказное, а заказчиком, утверждает он, является башкирское УФСБ.

Адвокаты Оскара Кайбышева после оглашения приговора заявили о намерении обжаловать его в вышестоящем суде. Однако адвокат Алексей Зеликман журналистам, что не рекомендует своему подзащитному "в преклонном возрасте обивать судебные пороги".

"Я ожидал, что Кайбышеву дадут реальный срок лишения свободы и возьмут под стражу в зале суда", - отметил Зеликман. По его словам, "учитывая давление, которое оказывало ФСБ в ходе предварительного следствия как на свидетелей обвинения, так и на свидетелей защиты, можно было предположить, что суд отправит физика с мировым именем в тюрьму".

"Я почти уверен, что прокуратура будет обжаловать приговор, посчитав его слишком мягким", - сказал Зеликман. Он выразил готовность настаивать на невиновности Кайбышева, если ученый решит идти до конца.

Один из двух представителей государственного обвинения Наиль Кулов после оглашения приговора отметил, что обвинение еще "не ознакомлено с приговором, поэтому говорить, будет ли прокуратура подавать кассацию пока рано".

Что касается дальнейшей судьбы Оскара Кайбышева, то он в эфире радиостанции "Эхо Москвы" заявил, что "не видит особых препятствий для продолжения творческой деятельности".

"Я продолжаю работать, у меня есть определенная тематика, и я ее веду, несмотря на то, что половину времени вынужден был ходить по судам, а не заниматься научной работой", - сказал Кайбышев.

При этом ученый заявил, что отныне "не собирается и не хочет" работать "с какими иностранными компаниями". "Потому что теперь-то я уж понимаю, как можно извратить самые элементарные вещи", - сказал Кайбышев.

Справка АНН:

Уголовное дело в отношении академика Кайбышева возбуждено в марте 2003 года. В январе 2005 года Управление ФСБ России по Башкирии предъявило ему обвинение в незаконном экспорте технологий в Южную Корею (ст. 189 УК РФ), разглашении государственной тайны (ст. 283), подделке документов (ст. 327) и присвоении или растрате (ст. 160). Впоследствии обвинение в разглашении гостайны с академика было снято в связи с недоказанностью.

Повторное обвинение спецслужбы предъявили академику 2 марта 2005 года - в совершении преступлений, предусмотренных ч.4 ст.160 УК РФ (присвоение или растрата, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере), ч.1 ст.189 УК РФ (незаконная передача двойных технологий), ч.1 ст.285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), ч.3 ст.327 УК РФ (использование заведомо подложного документа).

В производство Верховного суда Башкирии дело поступило 29 августа 2005 года. Слушания многократно откладывались и начались лишь 28 февраля 2006 года в закрытом режиме. По данным следствия, в 2002-2003 годах Кайбышев передал южнокорейской компании "Аса Ко Лтд" разработки его института, применяемые в аэрокосмической отрасли при создании ракет и вооружения. При этом экспортировались как сами опытные образцы изделий из титановых сплавов, так и технологии их изготовления.

29 марта 2003 года в уфимском аэропорту сотрудники ФСБ изъяли чертежи, описание и фотоснимки технологии, применяемой для производства турбинных двигателей и в ракетостроении. Это были инструкции по созданию так называемых шаробаллонов (титановых сфер) и тонкостенных "стаканов". Первые могут применяться как резервуар для хранения ракетного топлива, а вторые могут быть непосредственным корпусом ракет. В изъятых чертежах были даны указания на международные военные стандарты, однако сам Кайбышев долгое время утверждал, что переданные технологии предназначались для производства автомобильных колесных дисков.

Среди материалов дела также имеется распечатка с официального сайта Корейской ассоциации производителей аэрокосмической техники. В ней в частности говорится, что компанией "Аса Ко Лтд" на основе заключенного в 2001 году контракта с ИПСМ, освоено производство титановых сфер и полусфер для аэрокосмической промышленности, запущено производство корпусов ракет и колесных пар для бронетехники. Впоследствии упоминания об ИПСМ с сайта загадочно исчезли.

Как рассказал в ходе судебных заседаний допрошенный в качестве свидетеля замдиректора Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России (ФСТЭК РФ) Сергей Якимов, ученый не получил соответствующие разрешения на экспорт технологий двойного назначения. Правда, после того как уже было возбуждено уголовное дело, Кайбышев предоставил в комиссию РАН по экспортному контролю переданный корейцам технический отчет, но без 12 страниц с описанием технического производства титановых сфер. В итоге эксперты РАН не нашли в отчете ничего секретного и дали заключение, что эти сведения относятся к фундаментальным данным и не подлежат экспортному контролю. Только потом в суде академик РАН Олег Банных признался, что он видел неполный отчет.

На личные зарубежные счета Кайбышева под видом оплаты за исполнение обязательств по контрактам с зарубежной фирмой поступило около $170 тыс. Предметом судебного разбирательства являются $120 тыс., которые Кайбышев получил по трем контрактам. Таким образом, на иностранном счету профессора оказалось свыше $630 тыс., а всего на его личных счетах более $1 млн, сообщил источник в ФСБ Башкирии.

На вопрос о том, откуда у него такие деньги, Кайбышев сказал, что более $300 тыс. получил в качестве грантов из Международного научно-технического центра (МНТЦ). В самом же МНТЦ утверждают, что дали уфимскому профессору только $54 тыс. Кроме того, следствием установлены 12 фактов растраты Кайбышевым вверенного ему имущества ИПСМ. "Он перечислял эти деньги на счета московских фирм "прачечных", зарегистрированных на потерянные паспорта, - говорит гособвинитель Наиль Кулов. - Реально они никакие услуги институту не оказывали".

Таким образом, по данным гособвинения, в общей сложности профессор похитил из института 3,518 млн рублей. По решению суда эту сумму он вернет институту в качестве материального ущерба, предъявленного по иску прокурора Башкирии.

08.08.2006
www.annews.ru

Док. 587566
Перв. публик.: 08.08.06
Последн. ред.: 04.09.09
Число обращений: 0

  • Банных Олег Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``