В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Адам Кавхинский: Естественно-экономическая модель развития российского общества Назад
Адам Кавхинский: Естественно-экономическая модель развития российского общества
Деловая этика в России во все времена строилась на иных, чем на Западе, духовно-этических основаниях. Исключительно важными факторами, влияющим на трудовую этику российского общества, являются как Православное, так и Исламское сознание.

И в Православии и в Исламе полезность труда, его ценность, определяется его "душеполезностью" через культивирование идеала социального опрощения. Владение богатством предполагает лишь распоряжение им, а не эгоистическое обладание. Материальное благосостояние делается благом только тогда, когда становится общим достоянием.

В связи с этим, несмотря на определенную отстраненность от исключительно западно-буржуазных норм, Православно-Исламская этика труда стала основной, фундаментальной почвой для специфического капиталистического духа Российского общества.

Поэтому, исследование основ российских экономических отношений нужно строить на изучении, в первую очередь, ценностей Православной и Исламской трудовой этики, и, вытекающей из этого, специфичности российского предпринимательства.

В этом контексте для нас важно отношение к Человеку, к труду, к богатству и его распределению, к собственности, к организации и культуре труда и т.д.

В силу этого и при совпадении этого, теоретическая разработка и практическая реализация основ Православно-Исламской трудовой этики дает нам, в идеале, формулу праведного трудового сообщества, институционально соответствующего каноническим представлениям о социальной справедливости.

Я называю эту модель социально-экономического развития российского общества - Православно-Исламской макроэкономической моделью.

Православно-исламская макроэкономическая модель в качестве межцивилизационной, смешанной, экономико-культурной (естественной) модели общества с присущими ей социально-ориентированной рыночной структурой, наиболее соответствует традиционной и социально ориентированной модели российского общества (отчего социализм и смог, как социо-экономическая система, закрепиться в российской общественно-государственной системе), и, поэтому, в свою очередь более соответствует традиционной и исторически сложившейся ментальности российского общества и российской государственности, вытекающей из его естественноисторического развития и пространственно-географического расположения.

При этом надо учитывать как тот факт, что Православие исторически выработало основы и принципы Православной трудовой этики, в основе которой, так же как и в Исламе, человеческий труд, отрицание процентов (ростовщичества), социальная поддержка нуждающихся и т.д., так и то, что специфические особенности, заложенные в основе Исламской макроэкономической модели, дают возможности сосуществования и взаимного соревнования двух и более экономических систем.

Но, одновременно, системно-институциональная разработка, заинтересованными государствами во главе с Россией, основ Православно-Исламской естественной макроэкономической модели даёт, для России и для её естественноисторических союзников, стратегическое преимущество в вопросах защиты и противодействия глобальным последствиям всемирных социальных и экономических кризисов западного экономического сообщества. Что, в свою очередь, даст необходимые основы для успешного и поступательного развития экономики, укрепления благосостояния общества и культуры, в основе которой традиционные ценности и многовековое духовное наследие российского общества. Здесь мы можем найти ключ к раскрытию и актуализации необходимых нравственных и духовно-этических ценностей российского общественного сознания.

Особенно важно учитывать, что Православие никогда и ни в коем случае не игнорировало вопросы экономики и предпринимательской (трудовой) этики. Над вопросами Православной этики труда и их изучением трудились блестящие российские ученные и мыслители, такие как Г.П. Федотов, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков и др. Итоговым документом этого пути, на сегодня, в котором вопросы Православной этики труда нашли своё наибольшее раскрытие, является Социальная доктрина РПЦ. Священное Писание свидетельствует о двух нравственных побуждениях к труду: трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся. Таким образом, в строгом смысле слова богоугодным (или благим и честным) Православие, так же как и Ислам, объявляет только труд, реальный труд, обеспечивающий необходимый минимум личного потребления, тогда как все произведённые излишки идут как бы в социальный фонд поддержки нуждающихся (в т. ч. нетрудоспособных).

Владение богатством предполагает лишь распоряжение им, а не эгоистическое обладание. Материальное благо делается благом только тогда, когда становится общим достоянием.

Нельзя не заметить и не отметить так же и тот факт, что Православное сознание стало почвой для специфического русского капиталистического духа, нашедшего свое достойное проявление,      в том числе и в старообрядчестве. В нем замечательно переработались Православные и архаические ценности, и в этом контексте, анализ процесса трансформации и актуализации духовных ценностей может стать плодотворным для общества в вопросах выработки основ рассматриваемой в этой работе программы. Православная идея соборности, если взять для примера старообрядчество, здесь трансформировалась в деловую честность сначала по отношению к "братьям по вере", а затем и ко всем остальным. Не случайно именно старообрядцы стали пионерами модернизации России. К ним принадлежали известные представители таких купеческих фамилий, как Морозовы, Рябушинские, Гучковы, Грачевы, Прохоровы, Солдатенковы и др.

Рассматриваемый здесь вопрос, посредством которого произойдет спасение (переработка Православно-Исламской идеи распоряжения богатством не в эгоистических, а в общественных целях), построен по божественным принципам, а в силу этого построен на естественном экономическом порядке. Он может спастись от давления с запада, обретая независимость, основанную на экономической самостоятельности и способности к ровному постоянному труду и к реальной экономике.

Далее, необходимо отметить, что особенности Православно-Исламской макроэкономической модели дают стратегический и исторический шанс для России, которая не имеет, на сегодняшний период времени, собственной полицивилизационной макроэкономической модели развития.

Одновременно, это дает нам возможность на практике проанализировать эффективность двух макроэкономических моделей - искусственно созданной западнохристианской (неопротестанстской) макроэкономической модели, которая базируется на процентах и виртуальной экономике, где деньги делают деньги, накопительстве и идеологии потребительского, фрагментированного общества, навязываемой в принудительно-добровольной форме всему миру и естественной Православно - Исламской макроэкономической модели (где основой производительной деятельности считается личный, реальный труд, а не капитал (тем более ростовщически - спекулятивный), социальная справедливость, общинность, предпочтение общественных интересов над индивидуальными и т.д.).

Поддержка, разработка и практическая реализация Россией и её союзниками данной макроэкономической модели, которой, в частности, соответствует и светская экономическая модель Сильвио Гезелля, описанная им в книге "Естественный экономический порядок", в основе которой лежат деньги без процентов, хотя бы, для начала, на части своей территории, могла бы коренным образом изменить ситуацию. Тем более, что институты, базирующиеся на религиозных основах естественного экономического порядка показывают свою эффективность по отношению к существующим экономическим моделям и потенциальную возможность функционировать отдельно от западной экономической модели, одновременно не отторгаясь при этом от мировой финансово-экономической системы.

Кстати, Кейс Дж.М. в "Общей теории занятости, процента и денег", анализируя практическую ценность теории "Естественный экономический порядок" Сильвио Гезелля, отмечает, что "...Он (Гезелль - прим.авт.) доказывает, что рост реального капитала задерживается денежной нормой процента. Если этот тормоз устранить, то рост реального капитала в современном мире станет настолько быстрым, что будет, вероятно, оправдана нулевая норма процента, а этого,..., можно достигнуть, заставив владельцев денег нести издержки их хранения аналогично издержкам хранения бездействующих запасов товаров... Общая идея, лежащая в основе этого предложения, несомненно, здравая..."*.

И в конце, хочу обратить ваше внимание на то, обстоятельство, что Россия должна уметь отделять объективные процессы происходящих глобальных межцивилизационных подвижек от субъективных факторов межгосударственных заигрываний, направленных на экономический передел мира, в том числе и за счет бывшего Союза, а теперь и России...

Геостратегическая устойчивость России, в её новой государственности полицивилизационого и поликонфессиального срединного центра геополитики мира, с реализованной собственной полицивилизационной и макроэкономической моделью развития, заставила бы многие страны пересмотреть свои стратегические планы на российскую политику, ее территории и природно-сырьевые ресурсы и активно искать с ней контакты на принципиально ином уровне связей и отношений.

В чём проблема такого пути?

Такая проблема есть! И она заключается во-первых, в отсутствии доверия на внутри российском уровне между центром и регионами, а во-вторых, в международном масштабе, проблема более сложного порядка многосоставного характера, в том числе и в отсутствии основополагающей нравственно-идеологического базиса российской внешней, в том числе и экономической, политики и как следствии этого - отсутствия понимания и доверия на внешнеполитическом уровне между Россией и ее естественными союзниками и партнёрами.

Чтобы стать сильными, кроме всего прочего, нам мешают наши сомнения и наши страхи. Сомнения идущие от слабости и некоторой шаблонности наших мыслей. Мы знаем, как решались эти вопросы в прошлом, но не знаем, как их надо решать в современных реалиях и каковы их последствия будут в будущем. Мы не умеем (вернее, не хотим и не желаем) выстраивать собственные, без подсказок, долговременные стратегические политические и социально-экономические программы развития, потому, что на мировой арене исчез баланс сил, при наличии которой Россия всегда могла оставаться в выигрыше. Царская Россия, а впоследствии и Советский Союз имели богатейший опыт и традиции борьбы и продвижения интересов нашего Отечества на международной "шахматной" арене.

Что ж, если есть проблема и она имеет своё название - то уже легче. Легче в том смысле, что можно сделать её предметом всестороннего обсуждения и принятия, взаимно устраивающих, вариантов решения проблемы в русле рассматриваемого направления.

Есть, конечно, и иные пути, направления, тропинки и т.д..


* Кейс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., "Эконов" - "ключ", 1993г стр. 412

Иной путь в перспективе долгосрочных глобальных тенденций развития цивилизаций - это путь противостояния и раздора культур и цивилизаций, государств и народов. В конечном итоге - это путь в никуда, путь отсталости и разрушения культур и цивилизаций для основной части человечества.



А то, что сейчас происходит в социально-экономической и культурной жизни общества - это абсолютное вредительство с чудовищными и непредсказуемыми последствиями. Мы пока устояли и выживаем только благодаря тому огромному нравственно-культурному потенциалу, генетически заложенному в нас нашими предками, в основе которых стоят традиционные многовековые, если не вечные, ценности Православия и Ислама.

"...Мир постоянно меняется. Изменения его тоже надо сумет Различить. Об этом замечательно сказал Томас Манн в докладе, прочитанном по случаю выхода его трилогии "Иосиф и его братья". Вот эти слова, весьма актуальные и сегодня. "Религиозность - это внимание и послушание. Внимание к внутренним изменениям, которые претерпевает мир, к изменчивой картине представлений об истине и справедливости; послушание, которое немедленно приспосабливает жизнь и действительность к этим изменениям...Забота о Боге - это благочестие и смирение, умение распознать дурное, устаревшее, все то, из чего человек уже внутренне вырос, что стало нестерпимым , невыносимым. Благочестие - это своего рода мудрость, мудрость перед Богом...Нужно ли добавлять, что страдания, бремя которых мы сейчас несем, катастрофу, которая на нас обрушилась, мы навлекли на себя тем, что в нашем легкомыслии, которое уже давно стало преступным, растеряли последние остатки этой мудрости перед Богом... "*.

Вкратце и в завершении настоящей работы возьму на себя ответственность обратить внимание на то, что когда люди оказываются в трудноразрешимых и трудновоспринимаемых с точки зрения обычного сознания ситуациях, люди напрягаются, реакции их становятся стрессообразующими и это естественно стимулирует людей на необходимые, адекватные усилия. Но чрезмерные и длительные во времени напряжения могут становиться опасными для жизни человека как индивидуума, для его окружающих, для общества и государства в целом!

В случае отсутствия или девальвирования системы традиционных ценностей, нравственных норм, культуры, общественной морали, системы убеждений на фоне политической напряженности, кризиса экономики, массовой безработицы и социальной незащищенности люди и общества испытывают ощущение страха, неуверенности и беспомощности, приводящее их к поведению непротивления, нерешительности и отступления.

* Зулумханов Д.А.. "Уроки Священного Писания ". Махачкала, "Полиграф-Экспресс", 2005, стр.131

Следствием этого неопределённо - прострационного состояния людей и их обществ, безусловно, являются стресс, инфантильность, депрессии, фатализм, внушаемость.... Пышным цветом на этом фоне расцветают злоупотребления алкоголем, наркотиками, разврат, проституция, преступность, коррупция, взяточничество, обман - иными словами развивается общественный хаос сознания и, вследствие этого, потеря ориентации и деградация общества. Это равносильно заражению СПИДом человеческого организма. А это уже реальная почва для замены традиционных ценностей народов и их культур суррогатными ценностями и псевдокультурами, что уже происходит и продолжает происходить. Это почва для создания и развития всяческих сект и псевдорелигиозных обществ, радикальных и экстремистских организаций, разврата личности и общественных ценностей.

Мы все свидетели всех этих "новаций" общественной жизни.

Настоящая статья является одним из возможных вариантов - попыток найти разумный и отвечающий современным условиям ответ. И в конце, позволю себе, в очередной раз, завершить настоящую статью словами видного государственного и общественного деятеля XIX века Исмаил-бей Гаспринского:

" Я не пожертвовал бы ни одной каплей чернил для этих заметок, если бы на одну минуту сомневался бы в блестящем будущем моего Отечества".*

*Д.Ю. Арапов. "Ислам в Российской Империи".Москва, изд. "Академкнига", 2001г., стр.342


04.09.2009

www.viperson.ru

Док. 587504
Опублик.: 04.09.09
Число обращений: 0

  • Кавхинский Адам Хажиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``