В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тюменские депутаты `грызут землю` Назад
Тюменские депутаты `грызут землю`
Странная это штука - земля, и отношение к ней странное, особенно в России. Она - и повод для революций, и национальная гордость, и кормилица, и предмет торга, и бесценный ресурс. Настолько бесценный, что платить за него люди почему-то не хотят. По крайней мере, по тем правилам, что установило сегодня государство.

С 1 января в стране принципиально поменялся порядок исчисления земельного налога, ставки которого отныне регулируются на основании новой кадастровой стоимости земли. Она, в свою очередь, зависит от формы собственности участка, приближенности к центру, наличия инфраструктуры и многих других критериев. Определяется кадастровая стоимость по методике, утвержденной на уровне федерации. Причем эта методика давно и заслуженно критикуется, а эксперты, в том числе, и тюменские, называют ее некорректной.

В Тюмени коэффициент земельного налога установлен на уровне 1,5%. Но после введения новой кадастровой стоимости земли эта скромная цифра обернулась резким - в десятки, а кое-где и в сотни раз, - скачком земельного налога для рядовых граждан: владельцев гаражей, погребов, дач, членов товариществ собственников жилья. Городским чиновникам и депутатам по всей стране пришлось в буквальном смысле рыть носом землю, чтоб избежать социального недовольства.

В Тюмени эту проблему стали решать поэтапно. Сначала провели "амнистию" для владельцев гаражей и погребов - ставку земельного налога им "скостили" с 1,5% до 0,5%. Теперь за свою собственность они будут платить от 200 до 2 300 рублей в год - в зависимости от площади недвижимости и ее месторасположения. Если бы коэффициент сохранился на уровне 1,5%, то ежегодные выплаты при новой кадастровой стоимости земельных участков могли бы приблизиться к 7 тысячам рублей с человека. В результате принятого решения бюджет недосчитается 34,5 млн рублей, но эту "дыру" депутаты собираются "заткнуть" другими налоговыми сборами - социальное спокойствие стоит дороже.

Сейчас рабочая группа, в которую входят депутаты городской Думы, чиновники, налоговики и представители федеральных структур, пытаются "заземлить" еще одну проблему "высокого напряжения". Речь идет о земельном налоге с садоводческих кооперативов и промышленных предприятий. Депутатам приходится самим, без опоры на какие-либо методики и инструкции (их в федеральном законодательстве попросту нет), путем проб и ошибок искать выход из тупика.

На столе у члена рабочей группы, председателя комиссии по городскому самоуправлению городской Думы Павла Головина, к которому "Вслух.ру" обратился за комментариями по земельному вопросу, - пачка обращений от дачников и руководителей крупных предприятий - Тюменского аккумуляторного завода, Завода медоборудования, Нефтемаша и ПАТП-1. Все просят об одном - скорректировать ставку земельного налога. Причем, не по всей территории, находящейся в собственности, а лишь по той, что не связана с промышленным производством. Многие крупные предприятия, говорит Головин, сегодня владеют объектами социального значения - профилакториями, спортивными центрами и даже детскими садами. Платить за эту землю как за участки промышленного назначения предприятия справедливо не хотят.

Например, на балансе завода Нефтемаш находится центр развития ребенка - детский сад, выполняющий социальный заказ по реабилитации детей-инвалидов. За этот участок в 2005 году был уплачен налог на землю в сумме 300 тысяч 866 рублей. После введения федерального закона кадастровая стоимость этой территории составила 94 миллиона 738 тысяч рублей. В результате сумма земельного налога на 2006 год выросла в 5 раз по сравнению с предыдущим годом - до 1 миллиона 421 тысячи рублей в год.

В своем письме к депутатам руководители "Нефтемаша" непрозрачно намекают, что отношение к детским садам вне зависимости от формы собственности в городе должно быть одинаковым.

"Естественно, мы с этим согласны. Полтора миллиона земельного налога с садика - это вне логики и здравого смысла. Только федеральное законодательство такие ситуации не учитывает. Пытаемся разобраться своими силами, еще ведь не поздно. Сложность в том, что методик нет, анализа нет, приходится создавать прецеденты", - говорит Павел Головин.

По его словам, в работу по созданию таких прецедентов включились все уровни власти: экономисты мэрии проводят сравнительный анализ земельного налога за 2005 и 2006 год по каждому конкретному предприятию, Роснедвижимость готовит справки по назначению земель, налоговики помогают депутатам разработать методики начисления земельного налога.

При этом Головин признает, что в отдельных случаях предприятие может своими силами, без помощи власти, компенсировать налоговые потери.

"Не будем забывать, что многие предприятия сегодня сдают свою землю в аренду. Это, безусловно, их право как собственников. Но ведь они вполне могут поднять стоимость аренды и таким образом компенсировать потери. Этот фактор мы тоже должны учитывать при вынесении решения по корректировке ставки земельного налога", - подчеркивает глава думской комиссии.

Одновременно с этим члены рабочей группы решают вопрос по земельному налогу с садоводческих товариществ. Здесь ситуация с разработкой методики еще более запутанная. "Кооператив занимает определенный участок земли, в нем много членов. Есть те, кто подпадает под льготы. Но методики начисления налога опять же нет, - сетует Павел Головин. - Как мы можем в процессе налогообложения кооператива вычленить те участки, владельцы которых подпадают под льготные категории? Ведь налог на землю должен платить кооператив в целом, как произвести этот расчет? Идет анализ, мы все работаем над этим".

Депутаты заявляют, что "грызть землю" Дума будет до тех пор, пока не выработает собственные правила игры муниципалитета на "налоговой ниве".


www.vsluh.ru

18.05.2006

Наталья Емельянова

Док. 587392
Перв. публик.: 18.05.06
Последн. ред.: 04.09.09
Число обращений: 0

  • Головин Павел Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``