В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Восток - дело инвестиционное Назад
Восток - дело инвестиционное
Железная дорога играет ключевую роль в обеспечении потребностей экономики Дальневосточного региона. Именно поэтому большинство инвестиционных проектов, которые обсуждались на круглом столе "Развитие транспортной системы как условие эффективного развития Востока России" в рамках III Дальневосточного международного форума, предусматривают строительство или модернизацию железнодорожной инфраструктуры.

Проблемы роста

Как отметил руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Геннадий Петраков, в регионе, характерной чертой которого являются большие расстояния между населёнными пунктами, большое значение приобретает именно железнодорожный транспорт, способный осуществлять регулярное движение и перевозить основную часть грузов и пассажиров.

Однако, по словам Геннадия Петровича, развитие железнодорожной инфраструктуры в Дальневосточном федеральном округе отстаёт от уровня развития инфраструктуры в целом по стране.

- Плотность сети железных дорог в округе составляет 1,3 км, что в четыре раза меньше, чем в целом по стране. Основные направления железнодорожной сети в ближайшей перспективе не смогут освоить предполагаемый грузооборот, что приведёт к снижению темпов его роста, - считает он.

В свою очередь начальник Дальневосточной железной дороги Михаил Заиченко отметил, что основа успешной перевозочной деятельности дороги - это динамичное развитие инфраструктуры.

- Мы это понимаем. За последние три года ОАО "РЖД" инвестировало в развитие магистрали более 54 млрд рублей. На дороге реализован ряд инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение как для улучшения пропускной и провозной способностей магистрали, так и для развития всей транспортной системы Востока России, - отметил Михаил Михайлович.

Он также подчеркнул, что в рамках Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года на проекты, реализуемые только на Дальневосточной железной дороге, планируется направить более одного триллиона рублей.

Порты и дороги

Что же за инвестпроекты должны укрепить экономику Дальнего Востока? Основная роль в этом вопросе отводится Ванино-Советскогаванскому транспортному узлу. Это, наряду с Михаилом Заиченко и Геннадием Петраковым, отметили и заместитель министра транспорта Российской Федерации Андрей Недосеков, и председатель комитета Государственной думы Федерального собрания РФ по транспорту Сергей Шишкарёв, и заместитель председателя правительства края - министр промышленности, транспорта и связи Хабаровского края Сергей Зражевский.

По словам главы администрации Советскогаванского муниципального района Сергея Луговского, проектом создания портовой экономической зоны (именно Советская Гавань по итогам конкурса, проведённого Минэкономразвития РФ, получила право на создание на своей территории портовой экономической зоны) предусмотрено увеличение грузооборота с 500 тыс. тонн грузов в год до 25 млн тонн к 2025 году с приростом до 50 млн тонн к 2056 году. Рост грузооборота потребует увеличения пропускной способности и железной дороги.

В связи с этим вниманием участников круглого стола не был обойдён и проект рекон-струкции железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре-Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля. Как отметил Геннадий Петраков, стоимость проекта оценивается практически в 60 млрд рублей, при этом средства инвестфонда составят 17,6 млрд рублей.

- Реализация проекта позволит создать необходимые условия для наращивания товарооборота между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона через морские порты Ванино и Советская Гавань, - заявил он.

Однако, по мнению Михаила Заиченко, устранение узких мест только на участке Комсомольск-на-Амуре-Советская Гавань не решит полностью проблемы в восточном направлении.

- Сегодня остро стоит вопрос об упреждающем развитии инфраструктуры всего Северного широтного хода. Именно в этом году пошло строительство, развитие и расконсервация восьми железнодорожных станций и разъездов, на будущий год намечено такое же количество,- рассказал Михаил Михайлович.

БАМ и Транссиб

Михаил Заиченко также отметил, что до настоящего времени развитие Северного широтного хода, имеющее для страны большое социально-экономическое и стратегическое значение, никуда не включено отдельным проектом, ни в одну из федеральных или корпоративных программ.

В стратегии развития железнодорожного транспорта БАМу отдаётся предпочтение в тяжёлых грузоперевозках. По Транссибирской же магистрали планируется пускать транзитные контейнерные грузы, а также организовать скоростное пассажирское движение.

Для повышения конкурентоспособности Транссиба на дороге проведена реконструкция припортовых станций Владивосток, Находка-Восточная. Особо уделяется внимание развитию пограничных переходов на станциях Гродеково и Хасан.

- Сегодня отчётливо видно, как растёт интерес наших иностранных партнёров к коридору Восток-Запад. В текущем году прирост крупнотоннажных контейнерных перевозок составил более чем 23 процента. Тогда как два с половиной года тому назад мы наблюдали их падение. То есть Транссиб заработал, и наши партнёры это увидели,- отметил Михаил Заиченко.

Летать не ездить

Конечно, в рамках круглого стола обсуждались не только железнодорожные проекты, но и инвестпроекты по развитию сети автомобильных дорог, проблемы, связанные с авиаперевозками. В частности, заместитель председателя правительства Республики Саха Анатолий Скрыбыкин и заместитель председателя правительства края - министр промышленности, транспорта и связи Хабаровского края Сергей Зражевский выразили неудовольствие тем, что идея субсидирования пассажирских авиаперевозок для дальневосточников не получила воплощения.

Льготы на перелёт до Москвы, как заявил председатель комитета Государственной думы Федерального собрания РФ по транспорту Сергей Шишкарёв, получат только некоторые категории граждан. В свою очередь заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков отметил, что подобные субсидии авиаперевозок в целом составят приличную сумму, поэтому данная схема может быть реализована только после предоставленных регионами экономических обоснований.


Анна Жерновникова
3 октября 2008
zdr-gazeta.ru

Док. 587365
Перв. публик.: 03.10.08
Последн. ред.: 04.09.09
Число обращений: 0

  • Заиченко Михаил Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``