В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Все настоящее - в театре`. Назад
`Все настоящее - в театре`.
Автор: Елена МИЛИЕНКО

Сайт: Театральные Новые известия

Когда произносят фамилию Збруев, в памяти многих возникает задорный Ганжа из фильма "Большая перемена", нетипичный сотрудник уголовного розыска Алешин ("Два билета на дневной сеанс" и "Круг"), трогательный спивающийся интеллигент, ищущий тепла и заботы из фильма "Одинокая женщина желает познакомиться" и обаятельный вор Березкин ("Бедная Саша"). Ну а люди старшего поколения помнят его Димку в популярном фильме 60-х "Мой младший брат", где партнерами Збруева были Андрей Миронов и Олег Даль. Почти сорок лет он служит в театре "Ленком" и за эти годы сыграл в огромном количестве спектаклей: "В день свадьбы" (Женя), "Мой бедный Марат" (Марат), "Автоград XXI" (Хотынский), "Иванов" (Боркин), "Диктатура совести" (Андре Марта), "Хория" (Хория), "Мудрец" (Городулин), "Школа для эмигрантов" (Серж), "Варвар и еретик" (Астлей), "Шут Балакирев" (Ягужинский), "Ва-банк"(Прибытков), "Женитьба" (Анучкин).

Многие, подходя к очередной круглой дате, как бы подводят черту под тем, что уже совершили, и строят планы на будущее.

- Нет, об этом я не думаю. У меня есть свое отношение к тому, что меня окружает. Я слежу за тем, какая выходит литература, что происходит в других театрах. Меня интересуют взаимоотношения между людьми. Поэтому я, по всей вероятности, в свое время согласился преподавать в ГИТИСе и четыре года был руководителем курса. Мне было просто интересно и любопытно. Интересны совсем молодые люди этого поколения. Наблюдать за тем, что для них любовь, а что предательство, что такое откровение, искренность. Любопытно их умение рассуждать о жизни. Иногда я для себя получал от них гораздо больше, чем они от меня.

И тем не менее ушли с этой работы.

- Ушел. Потому что это очень ответственное дело и надо заниматься им вплотную, а так не получается. А просто сделать вид, что я веду курс... Зачем мне это нужно? У меня и сейчас есть предложения заняться преподавательской деятельностью, но я вынужден отказаться, потому что сегодня репертуар в театре так складывается, что я очень плотно занят в спектаклях.

Александр, сегодня вы выходите на сцену в роли Анучкина. Насколько вам близок именно этот персонаж? Не хотели бы сыграть кого-то другого?

- Все дело в авторе. Это все-таки Гоголь, а его не так часто играют. По-моему, в "Ревизоре" и в "Женитьбе" все роли хороши. Поэтому, когда при распределении ролей я увидел свою фамилию, то не мог сожалеть о каком-то конкретном персонаже. Просто был рад этому событию. Потому что Гоголь - это какой-то особый жанр, и он дает большой полет фантазии. Не важно, играешь ли ты Анучкина, или кого-то еще. В этой роли я нормально существую, нормально репетирую и нормально играю.

У вас часто бывает, чтобы вы не нашли общего языка с режиссером?

- Этот вопрос похож на другой - часто ли я отказываюсь от той или иной роли? В театре я практически никогда не отказываюсь. А в кино - да. В кино довольно часто. И, честно говоря, мне сейчас и не очень даже хочется сниматься. В связи с тем, что вообще происходит в нашем кинематографе. Ну, есть какие-то единичные, отдельные случаи, отдельные всплески. Но не больше того. Все держится на рекламе, на саморекламе, на каком-то дурновкусии. И актеры идут только для того, чтобы заработать деньги, либо ради собственной популяризации. Но я уже прошел тот период "чудесный", когда меня стали узнавать на улицах. И мне сейчас это не надо. Не это главное для артиста

То есть сниматься в кино вас совершенно не тянет?

- Нет, не тянет. И не хочется попросту тратить время. Конечно, денег никогда не бывает много, нужно их зарабатывать каким-то образом. Но... Знаете, слегка перефразируя Раневскую, скажу: "Снялся - и деньги получишь, и популярность получишь, а вот стыд останется". Мне предлагают сняться и в рекламе, но не все решают деньги. Очень хорошо, что есть такое слово - "театр". Понимаете, театр - это очень многое определяет. В театре есть что-то настоящее, которое происходит сию секунду. Мне кажется, что сегодня актер может получить удовольствие и удовлетворение, только играя в театре.

Александр, а если бы вы ставили пьесу как режиссер, то какому сценарию отдали бы предпочтение? Есть какие-то невоплощенные мечты?

- Я об этом не думал. Важна жизнь, важны взаимоотношения, важны ассоциации, важна какая-то энергия, которая присутствует в том или ином произведении, движение мысли, философия. Но это все вместе. Мы же в жизни встречаемся с чем угодно - и с хорошим, и чаще с плохим. И у каждого из нас, в том числе и у меня, существует масса проблем.

И как вы с ними боретесь?

- Как я борюсь с проблемами? Вот сегодня пришел в театр и скоро начну бороться: выйду на сцену и на какое-то время забуду обо всех проблемах. Работа, она очень сильно отвлекает и погружает в какой-то другой мир.

Александр, не знаю, согласитесь ли вы со мной, но в 90-е годы, после распада СССР, ваш театр в основном стали посещать зрители, у которых много денег. Такое впечатление, что шли не спектакль посмотреть, а себя показать. В фойе театра был парад золота и бриллиантов. Как когда-то в Театре на Таганке...

- Вы знаете, я обычно не разглядываю, сколько бриллиантов у той или иной пары, которая пришла в зрительный зал посмотреть спектакль. Да, наш театр ценен. Это доказывают и живые реакции зрительного зала, и желание людей попасть на любой наш спектакль, будь он новым или старым. Это говорит о многом.

А вы сами ходите в другие театры?

- Я иногда смотрю спектакли в других театрах, но мне там скучно.

Скучно в любом театре, кроме вашего?

- Нет, не в любом, конечно. Но есть такие театры. Спектакли чужие я смотрю иногда, но давно не видел ничего удивительного.

Вы много работали вместе с Александром Абдуловым и в родном театре, и в антрепризе...

- Со спектаклем "Школа с театральным уклоном" мы с Сашей объездили очень много городов. Это одна из самых любимых мною пьес и наших совместных работ. Потому что там есть полет фантазии, возможность фантазировать и импровизировать. Каждый раз мы находили что-то новое, интересное. Вообще, когда Саша Абдулов на сцене, с ним не соскучишься. Он всегда предлагал какую-то новую импровизацию, ты в ответ предлагал свою. Завязывались какие-то очень интересные узлы, которые надо было бы тут же на сцене распутывать для зрителя. Иногда спектакль затягивался на десять минут - а для спектакля это много! Одним словом, все держалось на импровизации, на таком сиюсекундном общении.

Что такое, на ваш взгляд, "удачная актерская судьба"? Актерское счастье?

- Актерское счастье? Не знаю. Это очень сложно. Есть ли актеры, которые говорят, что они абсолютно счастливы? Но, может, они сыграли все, что хотели сыграть? А когда пропускаешь что-то и к этому уже не вернешься?

Удачная актерская судьба... Я лично не знаю, что это такое. Очень много у меня вопросительных знаков к этой судьбе.

Я вам желаю, чтобы их сменили восклицательные!

Дата публикации на сайте: 22.12.2008

Док. 587043
Перв. публик.: 22.12.06
Последн. ред.: 03.09.09
Число обращений: 0

  • Збруев Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``