В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`2:1` и `роман со шпагой` Карины Азнавурян Назад
`2:1` и `роман со шпагой` Карины Азнавурян
В гостях у Александра Шмурнова и Алексея Андронова трехкратный призер Олимпийских игр фехтовальщица Карина Азнавурян

Александр Шмурнов: "Здравствуйте! Я - Александр Шмурнов. Вы смотрите программу "2:1" - олимпийский цикл. В последние годы у нас в России, как и на Западе, принято отмечать день святого Валентина. Честно говоря, видимо, на старости лет я все время путаюсь в числах - 13-го, 14-го? Но главное, что все вокруг очень озабочены тем, что середина февраля. И мы решили не отставать: мы, во-первых, пригласили женщину - женщину очаровательную, и главное, не забывая нашей цели, мы сегодня представляем фехтование. У нас в гостях призер трех Олимпиад, двукратная олимпийская чемпионка Карина Азнавурян. Вместе с Алексеем Андроновым она уже приближается к студии".

Карина Азнавурян: "Добрый вечер! Здравствуйте!"

Алексей Андронов: "Здравствуйте!"

Александр Шмурнов: "Фехтование - очень сложный, на наш взгляд, вид спорта, и особенно для женщин - так мне представляется. В принципе, насколько Ваш вид спорта универсален для женщин и мужчин? Вот Вы в команде, Вы вообще командный игрок - Вы дважды выигрывали в команде, но ведь вместе с мужчинами же Вы как-то варитесь в одной команде, в одном коллективе. Насколько они Вас уважают - уж извините за такой вопрос. Сегодня все мужчины скажут, что они женщин очень любят, но, тем не менее, насколько Вы приближаетесь по престижности к мужчинам в своем виде спорта?"

Карина Азнавурян: "Тут, наверное, сложно подразделять, мужской это вид спорта, или женский. Вообще принято, что оружие - это мужское. Все немного по-другому. Фехтование - это больше интеллектуальный вид спорта, и там таких нагрузок, которые присущи только мужчинам, нет. Поэтому, в принципе, фехтование для женщины - это красиво. Поэтому мужчины в нашей команде нас уважают. Особенно, когда проявляешь характер, где-то проскакивает мужской характер в бою. Борьба серьезная, поэтому мужчины всегда поддерживают, уважают".

Александр Андронов: "Почему тогда всегда такая несправедливость происходит именно с женским фехтованием - в олимпийскую программу виды включаются с большим трудом. И, более того, вынуждены друг друга рокировать, то есть, заменять".

Карина Азнавурян: "Это не связано, мужчина это или женщина, потому что в Пекине убрали и мужскую дисциплину - убрали мужскую рапиру, командный вид".

Александр Шмурнов: "То есть фехтование вообще подвергается каким-то нападкам со стороны Международного олимпийского комитета?"

Карина Азнавурян: "Вообще, это неправильно, потому что не ввели дополнительную медаль и за счет этого сократили некоторые виды. Конечно, это обидно, неприятно. На прошлых Олимпийских играх было то же самое - убрали женскую рапиру".

Александр Шмурнов: "Можно рассказать историю, хотя у нас будет еще сюжет, посвященный фехтованию. Так вот, я просматривал список наград за Олимпиаду с 1924 года - в основном была рапира у женщин, а мужчины соревновались в разных дисциплинах. Начиная с Атланты, когда Вы впервые приехали на Олимпиаду, Ваш вид - шпага - стал основным, а рапира пропала. Три Олимпиады она была, и теперь происходит какое-то замещение - вышла на авансцену сабля. Так, да?"

Карина Азнавурян: "Да. Знаете, очень была большая конкуренция в рапире женской, поэтому, когда открылся новый вид, очень много рапиристок ушли в шпагу. Поэтому шпага начала расти, и начала падать рапира. С чем это связано, непонятно. Все говорили, что легче, так как это новый вид. Да, легче, а потом стало все сложнее, сложнее и сложнее. Но в рапире женской все равно нет такого большого количества участников, как в женской шпаге".

Александр Шмурнов: "Надеюсь, Вы нам объясните разницу между рапирой, шпагой и саблей. А пока сюжет Ильи Шеина, посвященный фехтованию как таковому".


* * *

Как и некоторые другие виды спорта, фехтование делится на мужское и женское, индивидуальное и личное. Из прочего ряда фехтование выделяет третий вид классификации - в зависимости от оружия. В фехтовании на рапирах атака противника должна быть отражена прежде ответного выпада. Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому, а преимущество определяет арбитр. Уколы в руку, ноги и маску являются недействительными. В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий: аппарат фиксирует только тот укол, который нанесен раньше другого не менее чем на 0,04 секунды. Одновременно нанесенные уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам, при этом уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка.

Удары и уколы в фехтовании на саблях можно наносить во все части тела выше талии, включая руки до запястья и маску. Фехтовальная фаза развивается от атаки к парированию и попытке нанести ответный удар. В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании на саблях запрещен скрестный шаг.

Российские традиции владения рапирой, саблей и шпагой впечатляют. С 1952 года и по сей день было всего две Олимпиады, на которых отечественные фехтовальщики не завоевывали медалей. Первая, проходившая в Хельсинки, была для нас дебютной. Вторая, в 1984-ом, была бойкотирована сборной СССР. А всего на счету наших фехтовальщиков 22 бронзовых, 19 серебряных и 27 золотых медалей.

Фехтование - вид спорта с богатой историей, предопределившей и нынешний его облик. Балетную грациозность фехтования дополняет оттенок рыцарства, свойственный этому искусству, с тех пор как умелое владение саблей, рапирой или шпагой дало возможность отстаивать честь, а потому на дорожку и сейчас выходят исключительно леди и джентльмены.


* * *

Алексей Андронов: "Что же, разница между видами оружия - это вопрос технический, но его тоже интересно прояснить. Но мне кажется интересным вопрос о причинах перехода: почему вдруг стали переходить - из рапиры пошли в шпагу? Просто не хватало на всех медалей или что-то еще?"

Карина Азнавурян: "Да нет. Просто бытовало такое мнение, что неудачливые рапиристки ушли в шпагу. Это неправильно, потому что надо же что-то придумать, особенно что касается мужчин и женщин в фехтовании. Да, мол, это те рапиристки, у которых ничего не получалось - они и ушли в шпагу".

Александр Шмурнов: "Так что сложнее технически, какой вид - рапира?"

Карина Азнавурян: "Каждый вид по-своему очень сложен".

Алексей Андронов: "Расскажите кратко о разнице".

Карина Азнавурян: "Кратко. Разница: вес оружия, вид оружия и самое главное - разные правила. Наверное, приблизительно то же, что и дзюдо, самбо, вольная борьба, классическая борьба".

Алексей Андронов: "Насколько я знаю, шпагой и рапирой можно колоть в разные места".

Карина Азнавурян: "Вкратце объясняю: в шпаге можно колоть куда угодно, но все решают доли секунды - кто колет на долю секунды раньше. Загорится фонарь, а у соперника не загорится: вроде колют вместе, а горит только один фонарь. А в рапире можно колоть только в грудь-спину: загораются все фонари, и, если колешь в руку, то загорается белый, который, естественно, не засчитывается".

Александр Шмурнов: "А может загореться у обоих... И какая здесь разница? Вот вы укололи, а вас укололи через секунду..."

Карина Азнавурян: "У шпажистов не загорается второй фонарь. А у рапиристов судья определяет, кто был прав, кто был прав технически. Тут технический момент..."

Александр Шмурнов: "Как в фигурном катании - судья может повлиять?"

Алексей Андронов: "Не совсем так. Дело в том, что есть понятие атаки, есть понятие защиты. Я просто в дни Олимпиады за фехтованием следил довольно много, и более-менее начал разбираться. Насколько я понял, сабля - это вообще наиболее динамичный вид: буквально полторы минуты продолжается поединок, и там очень часто дают обоюдные очки".

Карина Азнавурян: "Нет, в сабле не дают. Это в шпаге дают. В рапире и в сабле судья определяет, кто вышел в атаку, а кто взял защиту".

Александр Шмурнов: "А как же дают обоюдный, если в шпаге не зажигается белый фонарь?"

Карина Азнавурян: "А бывает такое, что вместе колют, причем очень часто".

Александр Шмурнов: "Так вот, была рапира. Рапира вообще более приспособленный, адаптированный к спорту вид фехтования. Вот почему она была главной в течение стольких лет..."

Карина Азнавурян: "Мужская шпага тоже один из древних видов фехтования. Дело не в этом. Все меняется, виды спорта меняются, поэтому тут сложно определить".

Александр Шмурнов: "Вы, кстати, как начинали свою карьеру?"

Карина Азнавурян: "С рапиры".

Александр Шмурнов: "А дальше в какой момент Вы перешли? В какой момент Вы стали шпажисткой?"

Карина Азнавурян: "В 15 лет, когда я переехала в Москву, передо мной стоял выбор: либо я остаюсь в рапире, но меня никуда не берут, либо я ухожу в шпагу и меня оставляют. Шпага тогда только зарождалась. Мой первый тренер Матлина Ольга Николаевна дозвонилась в Москву до Кислюнина Александра Сергеевича, у которого я по сей день тренируюсь - он меня вырастил, 18 лет со мной работал. А он тренирует шпагу, при том до этого у него были только мужчины. А тут появляется девочка, которую до этого момента никто не знал. Он сказал, что максимум, что я могу предложить, - это шпага. Я в слезах - ребенок, 15 лет, всю жизнь любила рапиру. Но все говорили, что в шпаге у меня получится".

Александр Шмурнов: "Как только Вы начали заниматься шпагой, на Олимпиаде рапиру поменяли на шпагу".

Алексей Андронов: "Перед эфиром мы смотрели таблицу: у России результаты, конечно, сильные, но только в команде. У нас выше средний уровень, но нет суперзвезд? Дважды выигрывали золото в турнире шпажисток, бронзу в Атланте, но при этом нет вообще ни одной медали в личных соревнованиях".

Карина Азнавурян: "Мы сами не можем понять, в чем дело, потому что хотим, очень хотим и в личных что-то выиграть. Выигрывали в личных и этапы Кубка мира, которые по составу сильнее, чем Олимпийские игры, потому что на Олимпиаде участвуют всего 3 человека, а на этапе Кубка мира серии "Гран-при" выступают 8 сильнейших спортсменов".

Александр Шмурнов: "Это как в теннисе, когда на Олимпиаду поедут только первые четыре ракетки, а у нас в России в двадцатке семь человек. То есть отсекается отборочным олимпийским квалификационным турниром какая-то часть элитной группы".

Карина Азнавурян: "Конечно. Вы же знаете, что Олимпиада - это такие соревнования, на которых очень тяжело психологически: вроде ты готов, вроде все-все-все, но не получается. А на командных соревнованиях - сплоченность, все, что есть у нас в русском духе нашем: вовремя сплотиться, вовремя выступить, друг за друга стоять горой. Три Олимпиады получалось так".

Александр Шмурнов: "Давайте про каждую Олимпиаду немножко поговорим. Зрителям будет очень интересно - все-таки Вы призер трех Олимпийских игр: насколько разные ощущения? Ваш дебют в Атланте - какие главные впечатления?"

Карина Азнавурян: "Это мои первые, самые главные и самые лучшие впечатления, потому что это мои первые Олимпийские игры. Я, конечно, тогда плохо представляла, что это такое и что там происходит, потому что это особый мир, все эти знаменитые спортсмены... 22 года... Сейчас в 22 года молодежь немножко другая. А в то время мне казалось, что я просто была ребенком. Первые ощущения, когда мы выиграли бронзу - мне казалось, что все прекрасно. Я не могу передать эти ощущения, потому что это может почувствовать только человек, который там что-то выиграл. Чемпионат мира, чемпионат Европы - это все не то. На Олимпиаде все совсем другое. Конечно, фавориты приехали, а мы в 1996 году еле-еле попали на Олимпиаду - и никто даже не надеялся, что мы даже в пятерку попадем. И мы чуть не вошли в двойку! И если бы мы вошли в двойку, то мы бы выиграли. Просто произошел несчастный случай, и в команде произошел дисбаланс. Получилось так, что девочка одна сдала немного позиции, поэтому мы не попали в двойку. Мы выиграли у сильнейшей команды в мире, даже на сегодняшний день, - у венгерок".

Алексей Андронов: "Кстати, я понимаю, о чем идет речь, когда говорится, что догнать сложно, потому что каждая пара фехтует до пяти очков. Если кто-то вышел при счете 40:28, то потом при следующей смене может быть 45:42".

Карина Азнавурян: "Не всегда - может закончится и 15:12. На самом деле важен не счет, а те три минуты, которые даются на бой".

Алексей Андронов: "Там же тактика какая-то есть, потому что проигрывающая команда вынуждена форсировать события".

Карина Азнавурян: "Атаковать".

Александр Шмурнов: "Это как в футболе: есть же команды, которые, ведя 1:0, идут забивать второй гол, а есть команды, которые думают, что 1:0 достаточно, и встают в обороне. У вас то же самое?"

Карина Азнавурян: "Но насколько должна быть сильная оборона..."

Александр Шмурнов: "У вас есть такое, что кто-то, ведя в счете, закрывается, и наоборот?"

Карина Азнавурян: "Яркий пример - Олимпийские игры в Афинах, когда мы повели у немок. Зная, что атаки у них слабые, мы сели в засаду, и все. Мы повели в счете, причем в середине встречи счет был 8:1 - разгромный счет. Они кидались, бросались, но сделать ничего не смогли".

Александр Шмурнов: "Ощущения помимо Олимпийской деревни Вы впитали? Вообще, Америка - это любопытно? Хотя спортсмены ездят много, но это была еще середина 90-х. Другой мир!"

Карина Азнавурян: "Другой мир! Что впечатлило в первую очередь - так это служба безопасности, которая действовала в деревне".

Алексей Андронов: "И это притом, что там ЧП был".

Карина Азнавурян: "Да, был ЧП. И знаете, было неприятно: у нас был первый этаж, и все окна были в решетках. Потом, чтобы попасть в Олимпийскую деревню, обычно показываешь аккредитацию, а там был проход по отпечатку большого пальца. Охрана была везде. И вплоть до того, что у нас была решетка, жарко. И вот спишь, и такое ощущение, что спишь с автоматом под окном, потому что они ходили повсюду".

Алексей Андронов: "Не знаю, удалось ли Вам тогда понять, что такое Атланта. Просто в этом городе "темная" часть населения живет на welfare. Они считают, что это суть их жизни".

Карина Азнавурян: "Не ощутила, потому что была счастливая - у нас бронза все-таки! Мы поехали гулять в город, по магазинам. Люди добрые, все улыбаются - никакого давления не было".

Александр Шмурнов: "В чем-то перестарались в безопасности, и всю ситуацию перенапрягли..."

Алексей Андронов: "Хорошо, Сидней. Это такой уголок земли, о котором сложно что-то объяснить человеку, который там не был. Меня, например, в Австралии целый месяц не покидало ощущение, что весь остальной мир - это где-то там... Это касается Австралии, потому что, какая бы война ни случилась, туда никто никогда не доплывет".

Карина Азнавурян: "Да. Территория олимпийской деревни находилась далеко от города. Мы вообще не понимали, где мы, было холодно, сильные ветра. Мы до Олимпиады были в Сиднее - как раз в предолимпийский период был турнир. Очень тяжелый перелет, но, честно говоря, каких-то суперощущений, за исключением золотой медали, не было".

Александр Шмурнов: "То, что Вы рассказываете о разных Олимпиадах, подтверждает то, что спортсмены ездят не гулять, а своим делом заниматься".

Алексей Андронов: "Я помню, что в Сиднее тема фехтования поднималась особо, потому что Павел Колобков выиграл тогда первую нашу золотую медаль на Олимпийских играх. И все ходили и смеялись: второй день Олимпиады, а человек на второй день закончил свое выступление".

Александр Шмурнов: "Насколько тогда было предсказуемо золото? Насколько сильнее или слабее были соперники?"

Карина Азнавурян: "Конечно, только сильнее. Но мы были настроены оптимистично. Даже перед вылетом, когда брали интервью, я говорила, что мы выиграем".

Александр Шмурнов: "Уж коль скоро на Вас в Атланте никто не рассчитывал, и Вы взяли третье место, то в Сиднее вы окрепли, встали на ноги..."

Карина Азнавурян: "Хотя знаете, 1999 год - чемпионат мира, 1998-й - мы даже в тройке не были. И на Европе тоже. Может быть, ощущение Олимпиады..."

Александр Шмурнов: "Вопрос мобилизации сил в четырехлетнем олимпийском цикле - то, что мы здесь, в наших эфирах, не раз обсуждали. И приходили к выводу, что это так и по-другому быть не может. Татьяна Лебедева говорила, что в любом случае после Олимпиады наступает некоторая опустошенность, спортсмен, даже если показывает результаты, они у него не вызывают радости. А потом, по мере приближения следующей Олимпиады, все силы мобилизуются, впрыск адреналина... Все это было и у Вас?"

Карина Азнавурян: "В принципе, правильно, но не на 100 процентов. Человек может и не выйти из состояния спада. Знаете, очень жалко тех, кто едет на Олимпиаду и не получает никаких медалей. Олимпиада для меня связана исключительно с медалью. Честно говоря, дай Бог, чтобы у всех так складывалось: спад, подъем к Олимпиаде и медаль".

Алексей Андронов: "Вы говорите о том, что проигрыш на Олимпиаде для человека, который считался фаворитом, - это чудовищно страшно".

Карина Азнавурян: "Журналисты умеют акцентировать на этом внимание".

Александр Шмурнов: "Да ладно Вам, Карина, у нас по сравнению с английскими, немецкими, французскими..."

Карина Азнавурян: "Мы же живем в нашей стране, и давайте любить наших спортсменов".

Александр Шмурнов: "Наши журналисты гораздо более мягкие".

Карина Азнавурян: "Знаете, у меня даже был спор на пресс-конференции в Афинах. Александра Попова журналисты хотели утопить. Была даже такая статья, что вот, мол, утонул наш Саша. Я, когда пришла в штаб Олимпийской деревни, открыла газету и прочитала про то, что Попов чуть ли не утонул. Это неправильно! Сколько человек сделал!"

Алексей Андронов: "Это беда нашего общества, а не наших журналистов. Раз в четыре года обязательно появляются какие-то люди, которых Вы не знаете, мы не знаем. Но они считают, что российская делегация им лично обязана. У нас все всем должны. Когда Карелин проиграл, что творилось! У нас считалось, что он обязан для страны что-то сделать. А у тех же американцев Карл Льюис никому ничего не должен был. Кстати, в Афинах Вы приехали защищать свой статус. Было ощущение того, что от Вас ждут именно золота?"

Карина Азнавурян: "Конечно! Было тяжело. Психологически было очень тяжело: как это, олимпийский чемпион, и уехать без медали? В Афинах меня заменили и выпустили на финальную встречу - тогда и была самая тяжелая Олимпиада. Тебя выпускают в финале, и ты понимаешь, что если ты не выиграешь, то все. Я была в роли запасной вообще".

Александр Шмурнов: "Опыт сыграл роль?"

Карина Азнавурян: "Конечно, и опыт, и чувство ответственности в первую очередь за своего тренера, который сделал замену".

Александр Шмурнов: "А как это происходило на тот момент? Как Вы об этом узнали? Как нужно было объявлять это?"

Карина Азнавурян: "Еще в Москве обсуждалось, что, если в финале будут француженки, то меня выставят. Я с француженками нормально работаю. Но за выход в финал они проиграли немкам один укол. На предыдущем чемпионате мира в 2003 году мы также выиграли у немок матч за первое место. А в течение года мы им проигрывали. И получается, что опять немки. А я с ними не очень хорошо работаю. А девочка, которую заменили, не очень хорошо выступала в предыдущих встречах. Вроде как есть мотивация, чтобы ее заменить, а с другой стороны, я с немками не очень хорошо "играю". Мы остались одни с тренером, был серьезный разговор, и я сказала, что беру на себя ответственность. Я вспоминаю сейчас: огромный зал, финал, очень много "доброжелателей"...

Александр Шмурнов: "Плавно перешли к Вашему мироощущению. Давайте посмотрим сюжет".


* * *

Трудолюбие, пожалуй, первое приходящая на ум и главная черта характера Карины Азнавурян, что неудивительно: путь к олимпийскому пьедесталу вряд ли представляется возможным без должного усердия. Сформулированная в нескольких предложениях история Азнавурян выглядит классической: из средней школы в Баку к золотым медалям в Сиднее и Афинах. Увлечение, переросшее скорее не в профессию, а в дело всей жизни. В общем, привычные формулировки. Суть, разумеется, в деталях. Первая: начало 90-х ознаменовано для Карины непростым переходом с рапиры на шпагу. Вторая - попадание в сборную России и поездка в Атланту, медали 96-го - точка отсчета будущих побед.

Спустя четыре года российские шпажистки празднуют триумф в командном первенстве на Олимпиаде в Сиднее, а в 2003-м и 2004-м одерживают победы на чемпионатах мира и Европы. И выступают в Афинах в качестве главных фаворитов. Финальный поединок с вечными соперницами немками при колоссальном психологическом давлении - уступать было нельзя. И золото, ставшее единственным для российских фехтовальщиков на той Олимпиаде. Все это - классика жанра, и уже не в силу обтекаемости формулировок. Просто такое не забывается.

Из-за ротации видов фехтования на предстоящей Олимпиаде в Пекине командного первенства шпажисток не будет, так что Карина Азнавурян сейчас на распутье: позади тяжелая травма позвоночника, впереди - неизвестность. Оттого и ответы на вопросы о продолжении карьеры кажутся уклончивыми. Впрочем, уклончивость эта не лишена позитивных моментов: пока я молода, пока есть силы, почему не попробовать? Трудолюбивым людям свойственны бесстрашие и оптимизм, а потому прозрачная легкость голоса французского певца со значимой для нашей героини фамилией Азнавур видится лучшей иллюстрацией открытого финала".


* * *

Александр Шмурнов: "Ну что ж, вот эти тонкие взаимоотношения и с тренером, и с командой, наверное, и с оружием... Есть какая-то мистическая связь?"

Алексей Андронов: "Шпага - это вообще одушевленный предмет для Вас?"

Карина Азнавурян: "Конечно".

Александр Шмурнов: "Шпага, как скрипка..."

Карина Азнавурян: "Есть любимая шпага: выходишь на ответственное соревнование - фехтуешь ей. Есть удобная шпага. А есть тренировочные шпаги - они отличаются друг от друга, что тоже не очень хорошо, потому что рука привыкает к одному оружию. Но когда ты это делаешь все время, ты выйдешь на старт с той, которую ты чувствуешь".

Алексей Андронов: "Я вспоминаю, что самые главные скандалы возникают, когда судья просит заменить - если погнулась. И спортсмен делает все, чтобы ничего не менять".

Александр Шмурнов: "Вроде романтика фехтования, а вроде как это не женское дело... Расскажите, почему Вы пришли в фехтование".

Карина Азнавурян: "Совершенно случайно. Я даже не знала, что это. Четвертый класс, первый мой тренер. Я была ее первым набором. Она пришла, а мне было 10 лет. Говорит: кто хочет на фехтование, жду вас. Меня всегда привлекала гимнастика, а пришла на фехтование. Была очень правильная тактика: нас привлекли играми".

Александр Шмурнов: "Поскольку у нас тренеры выступают и копится общения с различными спортсменами... Евгений Трефилов - главный тренер женской гандбольной сборной. Он сказал, что, когда приходит человек в спортивную секцию, то сначала он должен влюбиться в тренера, потом в вид спорта, а потом это становится делом жизни. То есть тренер должен собой как-то привлечь детей - он должен сделать так, чтобы детям было интересно".

Карина Азнавурян: "Он абсолютно прав, потому что Ольга Николаевна мне заменила маму. Мы год играли в эстафеты, она научила меня плавать, делать мостик. И через год нам дали в руки рапиры. Из 60 человек я одна осталась в группе".

Алексей Андронов: "С чем был связан Ваш переезд в Москву? Это было связано с тем, что страна разваливалась? Или не было перспектив выступать там?"

Карина Азнавурян: "Были перспективы - в Баку очень сильная школа фехтования".

Александр Шмурнов: "Вы про Баку все-таки расскажите, потому что у меня в Баку десяток знакомых. И, будь он армянин, русский, еврей, грузин, они все говорят: "Мы, бакинцы, это особая каста". Что такое Баку?"

Карина Азнавурян: "Баку - один из самых интернациональных городов, там такие невероятные смеси были. Мы никогда не различали [национальностей]. У меня отец армянин, мама - азербайджанка, и мы уехали из Баку, потому что армяне с азербайджанцами воевали. Мы говорили всегда по-русски, и сплоченность была. У нас не укладывалось в голове, что такое может произойти".

Алексей Андронов: "Эта история с развалом страны, на мой взгляд, привела к некоторой "распущенности" в отношениях Армении и Азербайджана. Это вылилось в то, что футбольные сборные были в одном турнире, но так и не смогли сыграть друг с другом. Год назад наша сборная по боксу ездила на Кубок мира, и они сами сказали, что боксера по фамилии Арапетян, который тоже из Баку, в этой сборной быть не должно, потому что мы ему не гарантируем безопасность в Баку. То есть ваш отъезд был связан с тем, что изменилась обстановка?"

Карина Азнавурян: "Было такое, что угрожали в зале. Мы с Ольгой Николаевной в зале тренируемся - она мне дает индивидуальный урок, и тут входит в зал человек, который имел высокую должность в спорте. И сказал, что, если она завтра не уедет, то ни ты, ни твой ребенок живыми из зала не уйдете".

Алексей Андронов: "Дело в том, что потом получилась ситуация обратная - когда наша фехтовальщица Елена Жемаева выступала за Азербайджан, потому что им вдруг понадобились спортсмены".

Карина Азнавурян: "Это же все на другом уровне - не на спортсменах".

Александр Шмурнов: "Да вообще не на людях. Бакинцы до сих пор вспоминают [тот] город с огромной теплотой и не делят город на национальности".

Карина Азнавурян: "Я бы сейчас туда поехала - навестила бы своих одноклассников, друзей. Сейчас мы, благодаря этим сайтам, общаемся - "Одноклассники"...

Алексей Андронов: "Первый спортсмен, который у нас в эфире признается, что у него есть профайл".

Карина Азнавурян: "Недавно подружка сказала мне зарегистрироваться. И я стольких людей нашла! Мне теперь все говорят, что, мол, как же просто оказалось тебя найти. Мы общаемся. У нас такие теплые отношения..."

Алексей Андронов: "Вы приехали в Москву и... Вы сказали, что перспектива была непонятна: идти в рапире было некуда. То есть Вы приехали начинать с нуля. Человеку, который с нуля пробился в Москве в любой области, не страшны никакие жизненные трудности. Сейчас, спустя 18 лет, оглядывая путь, скажите, что в нем было ключевого? Как Вам удалось не потеряться в этом огромном городе?"

Карина Азнавурян: "Наверное, благодаря тем людям, кто меня здесь встретил, кто окружал меня. И, наверное, желание выжить, потому что возвращаться мне было некуда. Возвращаться в Баку я не могла, а отец с сестрами уехали в Армению. Наверное, как часто сейчас говорят, звезды легли, и первый турнир в Москве - первенство Москвы по шпаге. Мне говорят: завтра турнир, посмотрим как ты там выступишь, и потом подумаем, брать тебя в училище олимпийского резерва или нет. Я выиграла - со страху, наверное".

Алексей Андронов: "Интересно, а ночью, между тем, как сказали, и началом турнира, Вы о чем думали?"

Карина Азнавурян: "Думать было сложно, потому что я ночевала в гостинице у родственников Ольги Николаевны - беженцев, которые жили, как беженцы: семь человек в гостинице, где условий нет. Расстелили раскладушку, и всю ночь по шторам бегали мыши. А утром у меня были соревнования. Мало того, мне один шпажист дал свой костюм - мужской, белый, который я сушила на батареях. В общем, у нас все, как принято, - через тяжелые условия".

Александр Шмурнов: "Может быть, действительно, все, что ни делается, все к лучшему. Вы, действительно, должны были этот принцип сделать основным".

Алексей Андронов: "Предлагаю перейти к сегодняшнему дню. Что будет происходить в Пекине? И как вообще складывается Ваша жизнь?"

Карина Азнавурян: "В мае я получила травму позвоночника - как раз начинался отбор в Пекин. А сейчас попасть в женской шпаге на Олимпийские игры можно только по международному рейтингу".

Александр Андронов: "С медалями что-то поменяется?"

Карина Азнавурян: "В женской шпаге убрали командную дисциплину".

Александр Шмурнов: "Получается, что Вашей олимпийской медали не будет? То есть шпага только индивидуальная, сабля...

Карина Азнавурян: "Сабля женская - и командная, и личная. Рапира женская - личная и командная. Шпагу женскую убрали - командный вид - и рапиру мужскую".

Алексей Андронов: "А Ваш международный рейтинг сейчас не на том уровне, чтобы отобраться?"

Карина Азнавурян: "Даже если я сейчас выиграю два-три оставшихся турнира, то я все равно не наберу достаточного количества очков, чтобы попасть на Олимпийские игры. Я пропустила главные старты - чемпионат мира и чемпионат Европы, которые шли в зачет. Было грустно, неприятно. Мы поговорили с тренером и решили, что ничего страшного не происходит: слава Богу, три Олимпиады за спиной. Все, что ни делается, все к лучшему".

Александр Шмурнов: "Какая ситуация вообще в команде, и какие у нас шансы?"

Карина Азнавурян: "Во-первых, рано что-то говорить - можно весной, ближе к лету говорить о состоянии команды. Но в целом в фехтовании у нас сильная школа, поэтому очень хочется, чтобы медали были, и не одна".

Александр Шмурнов: "Вот, например, гимнастика. Мы видим, как резко со времен распада Советского Союза начала угасать школа, притом что еще были медали. Но с каждой Олимпиадой мы понимаем, что гимнастику мы теряем. Вернется она - дай Бог. Тренеры стали разъезжаться. Есть ощущение того, что фехтование выходит на новый уровень?"

Алексей Андронов: "Я дополню: можно остановить человека на улице и спросить, кого он знает из фехтовальщиков, ответ будет - Станислав Поздняков. И как-то для обывателя новых имен не появляется".

Карина Азнавурян: "Не очень согласна с Вами, потому что фехтование в последнее время привлекает больше внимания к себе. Это же не футбол. Просто показать фехтование - оно будет непонятно. Говорят, сейчас закупают специальную аппаратуру для нашего российского телевидения, чтобы показывать замедленные кадры фехтования, чтобы люди понимали, кто кого уколол. Тогда будет лучше и понятнее. Закончу я спорт, и, конечно, я буду прикладывать максимум усилий, чтобы популяризировать фехтование".

Александр Шмурнов: "Что нужно сделать, чтобы вид спорта стал более популярен?"

Алексей Андронов: "Уже сделано: прозрачная маска".

Карина Азнавурян: "Ну, я бы не сказала..."

Алексей Андронов: "Нет, а как же глаза? Сейчас в автоспорте камеры в машинах - в любой момент их могут показать..."

Александр Шмурнов: "Можно ли говорить, что спад, связанный с распадом СССР, преодолен?"

Карина Азнавурян: "Думаю, да. Дети идут в фехтование. Мне кажется, что уровень фехтования в нашей стране растет".

Александр Шмурнов: "То, что появилась женская сабля - это делает более широким диапазон?"

Карина Азнавурян: "Не думаю. Может быть, лет через десять женская сабля будет одним из ведущих видов. Вообще, фехтование подразумевает и саблю. Когда человек придет, поучаствует в этом, [то поймет, что это] совершенно разные вещи. Вообще, фехтование помогает по жизни - ориентироваться, мыслить".

Алексей Андронов: "Это же уникальный вид спорта - его официальным языком является французский".

Александр Шмурнов: "А у вас принято учить французский, набирать лексикон?"

Карина Азнавурян: "Да. Хочешь не хочешь, а надо: цифры, счет и термины фехтовальные".

Александр Андронов: "Немного о Франции. У Вас такая фамилия... Вы, должно быть, родственница Шарля Азнавура?"

Карина Азнавурян: "Знаете, недавно меня в Москве нашла [его] племянница - Мария Азнавур. Мы с ней встретились, пообщались. Она настаивает на том, чтобы мы полетели во Францию и познакомились с Шарлем Азнавуром. Может быть, и есть какие-то корни".

Алексей Андронов: "Сейчас с футбольной точки зрения интересная ситуация, потому что Армения попала с Турцией в одну группу. А дипломатических отношений никаких нет. Было предложено, что турки могут сыграть матч в Германии, поскольку там у них будет поддержка, а Армения - в Париже. Пока это все шутки, но... Карина, Вы сказали такую фразу: "Я закончу со спортом". То есть, несмотря на то, что Вы не попали на Олимпиаду, Вы еще не закончили и не успокоились..."

Карина Азнавурян: "Пока еще нет. Но вскоре мы с тренером определимся и официально объявим".

Алексей Андронов: "Вы же можете определиться в другую сторону, потому что в фехтовании заканчивают намного позже, чем в гимнастике или каких-то легкоатлетических дисциплинах..."

Карина Азнавурян: "Все может быть".

Александр Шмурнов: "О возрасте буквально два слова. Хрестоматийный вопрос нашей программы: когда начинать заниматься фехтованием, когда не поздно, когда рано и до какого времени. Михаил Неструев рассказал, что один человек в 41 год увидел стрельбу и начал стрелять. А сейчас уже претендент на победу в Олимпиаде".

Карина Азнавурян: "Детей в фехтование надо отдавать в 10-11 лет, когда ребенок что-то уже понимает, потому что в фехтовании надо соображать, вычислять, думать. К 15 годам тогда можно вывести уже на уровень сборной команды".

Алексей Андронов: "Кстати, если говорить опять же обывательским языком... Когда общаешься с друзьями на тему о том, куда отдавать детей, с фехтованием обычно ассоциируется эта чудовищная история с пробитой маской - лет 30 назад случилось это. Экипировка должна стать более безопасной. Так ведь?"

Карина Азнавурян: "100 процентов - никто не может дать гарантию. Сейчас экипировка такая, что маску не пробьешь точно. Перед каждым соревнованием ведется жесткий контроль. Также костюмы проверяются. Но случаи бывают разные: даже в хоккее шайбой убивают детей на льду. Это так же, как несчастный случай на дороге, на улице".

Александр Шмурнов: "Принято обсуждать момент, который произошел в какой-то публичной деятельности. А Вы ребенка отдадите в фехтование?"

Карина Азнавурян: "Настаивать не буду. Если сама захочет, отдам".

Александр Шмурнов: "Насколько Вам бы хотелось продолжения в этом смысле? Настаивать, понятно, Вы не будете, но, тем не менее, у Вас есть гигантский опыт..."

Карина Азнавурян: "В чем разница между профессиональным спортсменом, который достиг высот, и тренером? Не каждый спортсмен может передать все это. Я не то чтоб не уверена, что смогу передать. Я, в первую очередь, вижу в своем ребенке здорового и хорошего человека. Что касается спорта, учебы, то я буду привлекать ее не только в фехтование. В три года она уже ходила у меня в стойке в зале. Она брала шпагу и с разбегу тыкала в мишень. Ей шесть лет - ей мяч, скакалку. Одеть маску и пофехтовать - нет. Я пока не знаю, готова ли я видеть в своей дочери фехтовальщицу".

Алексей Андронов: "Насколько фехтование генетически наследуемый вид спорта? Потому что в разных дисциплинах дети спортсменов проявляют себя по-разному, например, в командных - довольно редко, и каждый случай уникален".

Александр Шмурнов: "Наследственность в индивидуальных видах спорта точнее работает".

Карина Азнавурян: "Работает. Но надо учитывать еще и наследственность с другой страны. Еще вторая сторона есть. Потому что выбор будет - плавать или фехтовать".

Алексей Андронов: "Кстати, эта тема стала в последнее время много обсуждаться. Владимир Кличко, готовясь к своему бою, очень много рассказал в Интернете. Оказывается, он тренируется под водой, чтобы сила удара была выше. Можете это ноу-хау в фехтовании ввести".

Карина Азнавурян: "На мой взгляд, это чушь, когда Олимпийский комитет начинает менять виды спорта. Уж фехтование-то не должно быть экспериментальным видом спорта".

Александр Шмурнов: "Разумеется. Все знают, что в фехтовании есть сабля, шпага и рапира. Так чего бы в Олимпиаду их не включить - и индивидуальные, и командные виды".

Карина Азнавурян: "А представляете наше изумление, когда так переворачивают. Я не могла поверить, что не будет шпажного соревнования в командном виде".

Алексей Андронов: "Чтобы зритель понял абсурдность ситуации, давайте представим, что из Олимпиады убрали женскую стометровку, убрали эстафету 4 х 100 в плавании..."

Александр Шмурнов: "Тем не менее, все, что ни делается, делается к лучшему. Сегодня это у нас лейтмотив. В гостях у нас была Карина Азнавурян. Большое Вам спасибо за Ваши победы, за рекламу фехтования".

Алексей Андронов: "Карина не ответила на самый главный вопрос - о завершенности-незавершенности карьеры. Я бы пожелал, чтобы этот знак вопрос пожил подольше".

Александр Шмурнов: "Спасибо Вам! Вы смотрели программу "2:1", через неделю мы с вами встретимся на канале "НТВ-ПЛЮС Спорт". Не теряйте оптимизма! Счастливо!"

"НТВ-ПЛЮС Спорт"

14/02/2008

www.rusfencing.ru

Док. 587004
Перв. публик.: 14.02.08
Последн. ред.: 03.09.09
Число обращений: 0

  • Азнавурян Карина Борисовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``