В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Поговорим о культуре... Назад
Поговорим о культуре...
Валерий Кириллов:

Именно о культуре. Хотя, наверное, есть и другие, казалось бы, более злободневные темы для разговора. Но для нашего собеседника в понятии культуры пересеклось все - от политики и философии до бытовых неурядиц сегодняшней жизни.
С тверским писателем и публицистом Валерием Кирилловым беседует главный редактор "ТГ" Николай Локтев.
- Валерий Яковлевич, в последнее время ведется много разговоров о высоком предназначении культуры в возрождении России. Как Вы смотрите на эту проблему? Действительно ли роль русской культуры столь велика, что ее можно поставить даже на более важное место, нежели экономика?
- Русская культура это не просто образовательное состояние общества, но главным образом состояние нравственное. Основанное на национальных традициях, православном понимании окружающего мира, человеколюбии... Ведь когда ученики Христа в субботу стали собирать колосья для утоления голода, а фарисеи закричали, что этого делать нельзя, он ответил им: "Человек важнее субботы". Вот в чем суть...
- Если смотреть на русскую культуру, на ее теперешнее состояние с этой краеугольной стороны, то кто-то может сказать, что она рушится, другой скажет, что подвергается большим испытаниям.
- Не только культура, но и все наши национальные основы. Достаточно вспомнить высказывание Бжезинского: "После разгрома коммунизма для нас главным врагом является православие", - или представить состояние русского языка... К сожалению, и сама власть наша действует зачастую антиправославно. Например, в Библии значится: "Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у меня". Лев Толстой убеждал, земля есть достояние всех, и все люди имеют одинаковое право пользоваться ею. Достоевский высказывал примерно те же мысли. Но власть поступает вразрез этому, дозволила продавать и покупать землю, сейчас готовится начать распродажу лесов, водоемов. Везде и всюду торжествует ростовщический процент, а ростовщичество, как известно, также несовместимо с православием. Лично у меня нет сомнений: построить в России общество потребления, идентичное западному, не удастся. У нас другая шкала ценностей...
- Снова борьба с "безродными космополитами"? Идеологические отделы? Цензура?
- Не надо утрировать. Возврат к старому невозможен в принципе. В другое время живем. И все же... вы можете назвать меня ретроградом, сталинистом или еще кем-либо, но, скажем, цензура, обеспечивающая идеологию государства, необходима. Когда смотришь отдельные наши телеканалы, часто ловишь себя на мысли, что они работают против интересов государства, стали рассадником космополитизма. Какие-то дебильные физиономии, два притопа-три прихлопа, насилие, культ обогащения... Это чуждо русскому духу, чуждо православию, исламу. Это есть самый неприкрытый терроризм против народа России. И когда новый министр культуры говорит об удалении с телевидения "кривого зеркала", хочется думать, что он имеет в виду вот эту, разрушительную роль телевидения. Телевидение призвано возвышать, созидать душу человека, а не опускать ее в скотство. Но это возможно лишь в том случае, если возьмет верх идеология созидания, если Россией будет управлять власть национальных интересов. Та власть, которую любой ценой старается не допустить Запад...
- Основоположник экзистенциализма Кьеркегор утверждал, что сатана поселился в запахе газетной краски. Если продолжить аналогию, то сегодня прибежищем дьявола стала электронная трубка телевизора. И все же, почему Вы столь скептически настроены к Западу, Валерий Яковлевич? Опять: "Да азиаты мы, да скифы мы с раскосыми и жадными глазами"? А между тем азиатское подбрюшье России сегодня под защитой американцев. Вот и в Узбекистане, Киргизии прекратились провокации фундаменталистов... Это не помощь нам? Или это посягательство на нашу зону интересов?
- У меня нет враждебности к Западу. И поучиться кое-чему мы у них, действительно, можем. Оставаясь при этом самими собой. Знаете, когда я перестал быть либералом? В начале девяностых. Когда увидел, как демонократы загалдели о купле-продаже земли, когда съездил в Америку... Там же все на деньги поставлено. Это общество без души - прагматичное, холодное. Мы переоцениваем Запад и не ценим того, что теряем у себя. Взять образование. Придумали инновации, пилотные школы, продвинутых педагогов... Носимся с какой-то дурью, выдавая ее за верх совершенства, преподносим ученикам в извращенном виде русскую историю... Разумеется, образование должно развиваться, учитывать и мировые тенденции, но зачем лишать его того, чем оно всегда качественно отличалось? А отличалось тем, что не просто давало знания, но и воспитывало нравственно. Нрав-ствен-но! Учило добру, совестливости, любви к своей родине, а не к Америке, как сейчас. С малых лет внушало: "воля и труд человека дивные дивы творят". Но пришли новые революционеры, новые шариковы, швондеры. И что? В школах взялись исповедовать не созидательный, а извлекательный подход. Во главу угла поставили деньги с лозунгом "Обогащайтесь любой ценой!".
Положение усугубляется гегемонистскими претензиями Соединенных Штатов Америки. Войска "партнеров" из НАТО уже хозяйничают на постсоветском пространстве, в Средней Азии, Прибалтике, а также в странах Восточной Европы. В ближайшее время "партнеры" постараются сделать так, чтобы Россия забыла о потоке нефтедолларов. Для этого американцы предполагают решить, как минимум, две задачи.
После приближения к границам России с западной стороны (самолеты НАТО размещены в Прибалтике и в состоянии наносить удары по Москве, Санкт-Петербургу и другим жизненно важным центрам России) первая и наиважнейшая задача американцев: установление контроля над Закавказьем. Пока Михаил Саакашвили, видимо, не в состоянии одолеть Аджарию, но не приходится сомневаться: нарастив в течение полугода-года мускулы, Тбилиси достигнет этой цели. Скорее всего, Москва сдаст Аджарию, как Югославию, как сдает Приднестровскую республику, Беларусь, других своих естественных союзников. Поскольку на Кавказе уважают сильного, Абхазии и Северной Осетии ничего не останется делать, как устремить свои взоры на США. Вдобавок дружественный нам режим в Армении с помощью апробированной "бархатной революции" будет заменен недружественным.
В результате установление американского контроля над районом Каспия станет де-факто.
Параллельно США усиливают свое влияние на Украине. Почему-то мимо внимания нашей общественности прошел тот факт, что с первых шагов правления Кучмы его ближайшим советником в числе прочих был Яков Бжезинский - сын масона Збигнева Бжезинского, провозгласившего расчленение России одной из главных целей Америки. Сегодня США владеют 1200 ведущими предприятиями Украины. Под контролем американцев металлургия, машиностроение, приборостроение, т.е. отрасли оборонного характера. А недавно Верховной Радой этой страны ратифицирован закон о свободном вводе в Украину войск НАТО.
- Если послушать наших политиков, чиновников, а том числе и губернского уровня, они только и делают, что пекутся о благе народа...
- Кто дает деньги на выборы, тому власть и служит. Деньги дает капитал. Капитал в России в основном олигархический, сырьевой, вдобавок тесно связанный с капиталом транснациональным. Так что делайте выводы, какая у нас власть в стране, области. Читаю вот интервью первого заместителя губернатора области. Главное для нас, считает он, капитализация. Не человек, заметьте, а капитализация. А что такое капитализация? Это извлечение прибыли. Или вот другое его интервью по проблемам села. Прежде чем затевать капитальный ремонт в отдаленной школе, утверждает он, надо подумать, а не приобрести ли автобус, чтобы возить учеников в другую - за семь-десять километров, где и материальная база получше, и педколлектив покрепче. О людях рассуждает, как о финансовых потоках, как о вещах каких-то. Направил туда, направил сюда... Но есть такое важнейшее понятие, как родина. Есть родная деревня. Любимая школа. Речка детства. Родной педколлектив... Так что, может быть, топ-менеджеры в новой администрации и хорошие, но я бы не назвал культурными людьми тех из них, кто не понимает особенностей русской души, нашего национального своеобразия, того, что "два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам".
- Любовь любовью, а смотрите: губернатором избрали москвича. Депутат Госдумы по Тверскому округу тоже москвич. В Нелидово привезли молодого человека из Госкомспорта, сказали: "Вот человек, который должен вами править", - и тамошние депутаты райсовета подняли ручки вверх. Возможно, и на выборах главы района шансы у него немаленькие. Это-то как расценивать?
- Так устроен русский человек, что "медвежья демократия" ему чужда. Не может он при своей генетической совестливости, доверчивости, стремлении к социальной справедливости конкурировать с обманом, подлостью, жестокостью, кривляться на подиуме. И Гайдар, заявивший, что Россия, как государство русских, не имеет будущего, это увидел. Точнее, монетаристы все заранее просчитали и сделали выборы инструментом легитимизации власти, при которой у русских, действительно, нет будущего. Навешают лапши на уши простофилям, что непременно будет дешевый хлеб, а они за чистую монету принимают. Подарят кулечек с конфетками, а они добротой в ответ платят, голоса свои отдают. К тому же существуют большие сомнения относительно механизма подсчета голосов... России нужна другая система власти. Обеспечивающая представительство в ней различных слоев населения и общественных движений, равноправие религий, наций. Русских-то, что ни говори, проживает в России более восьмидесяти процентов, а права их ущемляются. Желтая буржуазная пресса об этом не пишет, но это факт.
- Но быть русским, по-моему, это ведь вовсе не значит обязательно быть этническим русским? Какова здесь ваша позиция?
- Русский народ - понятие духовное. А русская нация - понятие крови. И то, и другое самоценно, важно... Русский по духу человек никогда не назовет Россию "этой страной". Она для него - родина, единственная и неповторимая, независимо от того, к какой нации он принадлежит. И когда вы слышите по ТВ (а такое происходит почти каждый день) пренебрежительно выражение "эта страна", знайте: произнесший это человек к русскому народу отношения не имеет. С другой стороны, нет ничего плохого, если та или иная нация проявляет заботу о сохранении своей идентичности. Популярный в мире словарь Вебстера определяет национализм как исключительно положительный фактор. Другое дело, когда нация заявляет о своих особых претензиях, о превосходстве над другими нациями. С этой точки зрения опасны как фашизм, так и сионизм, исламский фундаментализм. И тут надо сказать, что разглагольствования на тему "русского фашизма" очень похожи на ситуацию, когда вор кричит: "Держи вора". Общеизвестно, главная черта фашизма - разделение людей. На касты высших и низших. На избранных и отверженных. Кто присвоил себе право быть избранным, мы видим. Как живут русские, мы тоже видим. Вы были в русской деревне? Русская деревня брошена сегодня в бездну нищеты, подвергается убиению потому, что она исток русскости, оплот православного духа. Что это как не терроризм со стороны избранных? Тех, кто присвоил себе право бесконтрольно распоряжаться природными богатствами страны, ее финансами, экономикой, СМИ и т.д.
- Люди, кстати, все видят и понимают. Социологические опросы показывают рост антиамериканских настроений. Но вот что интересно, так это пассивность интеллигенции. Вспомните, какой активной была она в начальные годы перестройки. Что случилось с интеллигенций? Может, и нет ее уже?
- Мне кажется, интеллигенция переживает вполне объяснимое разочарование. У меня у самого долго было такое чувство. После 1993-го. На выборах в российский парламент я глотку драл за демократию, статьи печатал в поддержку Ельцина. Главный тезис был "власть советам". А чем обернулось? Заговором против советской власти, расстрелом парламента, уничтожением экономики, унижением армии... Пожиная плоды своей доверчивости, близорукости, мы осознаем: нас просто использовали. Бросили, как дрожжи в опару, чтобы ускорить процесс брожения.
- Помимо доверчивости, какими качествами, на Ваш взгляд, отличается русская интеллигенция?
- Чувством виноватости за все, что происходит с Родиной.
- Честно сказать, похожее чувство я ощутил и при чтении Вашей недавно вышедшей публицистической книги "Люблю Россию в непогоду". Правда, название озадачило. Получается, в хорошую погоду можно и не любить?
- Ну почему? И в хорошую погоду надо любить свою родину, но в плохую - особенно. В свое время мне запомнилось рассуждение Василия Розанова, где он сравнивал родину с матерью, которая больше всего нуждается в сыновней любви, когда ей плохо. Так и Россия. Вы правы в том, что непосвященный человек может воспринять название упрощенно, но книга рассчитана в основном на интеллигентов. Всем нам нужно отрешиться от стремления выжить поодиночке, от ненужных распрей, гордыни. Россия на пороге огромных испытаний...
- Вот Вы сказали про гордыню. Порой непросто понять, чем она отличается от гордости?
- Вы напомнили мне одного московского телевизионщика, напоминающего, в свою очередь, некоторых "высокоэффективных топ-менеджеров". Встретились мы с ним случайно за столом у общих знакомых... Я ему рассказываю, что на андреапольской и торопецкой земле родились патриарх Тихон, композитор Мусоргский, заметный след оставили Голенищевы-Кутузовы, Челищевы, Кушелевы, генерал Куропаткин. А он кривился: "Это все гордыня". Какая, мол, разница, где родился патриарх, кто первым полетел в космос - Гагарин или француз. Не стану вдаваться в детали нашего спора, могу лишь сказать, что он проиграл. Было жаль этого молодого человека, не понимающего, что народ, презирающий свою историю, обречен, что история не только обогащает нас знанием, она предостерегает. В знании истории, в уважении к ней заложен инстинкт сбережения нации. И гордость, которая есть понятие духовное, всегда сильнее гордыни, которая есть понятие физиологическое, плотское. Для одних важно, где родился патриарх, кто полетел в космос, где был остановлен в годы минувшей войны враг. А для того молодого человека и ему подобным важнее то, что они пьют дорогое вино, ездят на шикарных "мерседесах", имеют счета в западных банках, коттеджи и другие материальные блага... Но в землю с собой ни вино, ни "мерседес" не возьмещь... А история нашей родины не умирает.
-Так получилось, Валерий Яковлевич, что многие годы на виду у общественности области длилось Ваше противостояние с теперь уже бывшим губернатором Платовым. В конце концов, Платов победил, отлучил сначала меня, потом Вас от газеты. Потом сам проиграл губернаторские выборы. Сейчас люди размышляют, будет ли восстановлена справедливость в отношении Кириллова? Восторжествует ли закон в отношении Платова?
- Не в Платове дело. Система власти в России как была коррупционной изначально, так пока и осталась. Что такое платовщина на фоне миллиардов долларов разворованных траншей, уголовной приватизации, дефолта, урановой сделки? Так себе, семечки... Общество наше больно. И повинны в этом, повторяю, мы сами. Возродимся, поднимемся духовно, будет другая экономика, другие приоритеты в культурной жизни, другая журналистика, другая власть. Обязательно будут!


gazeta.tver.ru

23.04.2004

Док. 586962
Перв. публик.: 23.04.04
Последн. ред.: 03.09.09
Число обращений: 0

  • Кириллов Валерий Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``