В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`В труде и творческом поиске...` Назад
`В труде и творческом поиске...`
Визитная карточка:
Сергей Иванович Гирько родом с далекой Камчатки. Родители - юристы. После школы у Сергея Ивановича - Высшая школа МВД СССР в Караганде. После выпуска - почти десятилетняя работа следователем, затем - преподавательская деятельность во Всероссийском институте повышения квалификации. Там же - защита кандидатской диссертации. С 1994 года - работа в аппарате Министерства внутренних дел, в Главном управлении охраны общественного порядка. Учеба в Академии управления. После окончания - работа в правовом Управлении МВД РФ, затем - руководство лицензионно-разрешительной системой страны. С апреля 2002 года он - начальник ВНИИ МВД России.
Сергей Иванович Гирько - генерал-майор милиции, доктор юридических наук, профессор.
Женат. Имеет двоих детей. Сын - сотрудник милиции. Дочь - студент-ка. Жена - завуч в школе.
У Сергея Ивановича завидный спортивный багаж: в свое время - член сборной России по легкой атлетике. Любит путешествия, очарован сказочной природой России.

- Насколько я знаю, декабрь 1945 года - дата рождения научно-исследовательского института. Но ведь это год окончания войны, страна еще не успела смыть с лица фронтовую гарь, саднили фронтовые раны, зияли пустотами разрушенные бомбежками здания, и тут... находятся силы и средства для создания принципиально нового научного и исследовательского центра органов правопорядка. Жизнь заставила или это забота о дне завтрашнем?

- Даже в годы военного лихолетья, в годы тягот и лишений преступники, воры, бандиты продолжали свой промысел. А значит, милиция, органы правопорядка и в период Великой Отечественной неустанно вели жестокий и беспощадный бой.

Уже в тот период руководство Народного комиссариата внутренних дел прекрасно понимало, что бороться с преступностью путем экстренных мер, решения только оперативных вопросов невозможно. Ведь многие процессы, которые лежат в основе формирования личности преступника, преступности в целом, требовали глубокого осмысления, анализа, поиска истоков правонарушений. Важен не конечный результат - арест преступника, важно найти противоядие от пагубности среды, которая его формирует.

Стало понятно и то, что, не имея совершенных технических средств, современных знаний, невозможно вести действенную, целенаправленную, квалифицированную работу по борьбе с преступностью. Так что сама жизнь подвигла к созданию специального исследовательского института в структуре НКВД. Решение по созданию принципиально нового научно-исследовательского подразделения, несомненно, принимали умные, дальновидные люди, которые, несмотря на массу трудностей первых послевоенных лет, думали о дне завтрашнем, о перспективе, посадили росток, который сегодня, спустя шесть десятилетий, вырос в мощное, плодовитое древо науки.

- Насколько разнится структура института в дни его создания и сейчас? С чего начинали в первую очередь и какими силами?

- Конечно же, сегодняшняя структура института разительно отличается от той, с чего мы начинали в декабре сорок пятого года. В первую очередь по проблематике научно-исследовательских работ, штату сотрудников, техническому оснащению. Начиналось все с создания трех отделов, велись криминалистические исследования, изучались и анализировались проблемы борьбы с преступностью, изучался опыт зарубежных коллег. В штате было около 30 сотрудников.

Сегодня же в штате Всесоюзного научно-исследовательского института МВД России около 500 человек. Структурную основу института составляют 8 научно-исследовательских центров (НИЦ), которые занимаются исследованием проблем по ключевым направлениям Министерства внутренних дел, начиная от изучения криминологической ситуации в стране, закономерностей, связанных с развитием преступности во всех ее проявлениях, изучения связей и взаимоотношений милиции и общества и др. Ведь основное предназначение милиции - защита прав и свобод наших граждан, защита конституционных устоев и законов государства. Почему падает или за счет чего повышается авторитет милиции в глазах наших граждан? Это нужно знать, чтобы нам внутри своей системы влиять на пораженные участки, знать реальное положение вещей и делать соответствующие выводы. Изучив проблему, мы даем научно обоснованные рекомендации: что нужно сделать для улучшения ситуации, как изжить негативные явления.

Несколько наших ведущих научных центров работают по линии криминальной милиции. Это разработка теории оперативно-розыскной деятельности и проблемы совершенствования боеспособности подразделений уголовного розыска. Это основное направление, составляющими которого стали научные разработки по изучению проблем борьбы с наркотиками, с экономическими преступлениями, по борьбе с терроризмом и др.

Третий НИЦ занимается изучением проблем экономических и налоговых преступлений.

Четвертый НИЦ изучает проблематику терроризма и организованной преступности. Не буду детализировать это направление работы, так как данные язвы современного общества у всех на виду, на слуху, тяжкой болью отдаются в серд-цах миллионов. Терроризм и организованная преступность - это целый конгломерат проблем, требующих научного осмысления, выработки методов борьбы.

Достаточно специфические проблемы решают сотрудники пятого НИЦа, изучающие нетрадиционные формы и методы работы. В том числе использование для получения информации "Полиграфа", психологическое воздействие на человека для восстановления в памяти событий, связанных с совершенным преступлением, и др.

Своеобразные функции и у научно-исследовательского центра, координирующего работу региональных подразделений нашего института. У нас 12 филиалов по стране, представительство во всех федеральных округах.

Седьмой НИЦ занимается проблемами деятельности милиции общественной безопасности и органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях. Здесь очень широкий спектр проблем. Это вопросы практики общей и социальной, это вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних, это лицензиционно-разрешительная работа, проблемы транспортной милиции, службы участковых уполномоченных и др. Все эти проблемы изучаются, исследуются, вырабатываются рекомендации для практического использования.

И, наконец, восьмой институтский центр. Он исследует проблемы предварительного следственного дознания в системе органов МВД. В составе центра находится группа психологического обеспечения в процессе раскрытия и расследования преступления.

ВНИИ МВД России, по оценкам специалистов, является крупнейшим научно-исследовательским центром нашего профиля в Европе.

- Выше вы упомянули, что в структуру института входят 12 региональных подразделений, география которых простирается от Москвы до Владивостока. Но здесь я чуть отвлекусь...

Живя в послевоенные годы в Одессе, я не раз наблюдал возвращение в порт известной китобойной флотилии "Слава". Потрясающая картина! Празднично раз-украшенный морской порт, тысячи горожан, высыпавших на набережную, величественный вход в бухту громадины корабля-матки и семенящих следом тринадцати (или пятнадцати) трудяг-китобойцев. Вот у меня невольно и возникла аналогия китобойной флотилии с вашим головным институтом и его филиалами, чей "улов" в виде научных разработок, аналитики деятельности органов МВД на местах идут в общую копилку. Так ведь?

- Как вы образно назвали, наши "трудяги-китобойцы" находятся в центрах всех российских федеральных округов. В наиболее значимых, горячих округах, таких как Северо-Кавказский федеральный округ, институт представлен двумя филиалами: в Ставрополе и в Ростове. В неоглядной Сибири наши представители работают в Омске, Иркутске и Новосибирске. Вернее, в этих городах расположены так называемые штаб-квартиры. А уж биография повседневных дел и забот - по всей округе.

Наши филиалы являются полномочными представителями института на местах. Филиалы - это аналитические центры, апробирующие на местах разработанные нами методики, контролирущие их внедрение в жизнь, практику сотрудников МВД. Проведение конференций, семинаров в своих регионах - тоже их задачи. Филиалы самостоятельно ведут научные разработки, представляя их в головной центр. Так, недавно нами был изучен опыт работы органов милиции с несовершеннолетними в Белгороде и Омске. В основе исследования была работа сотрудников наших филиалов, базирующихся в этих регионах. Опыт был рассмотрен в рамках научно-гуманитарного совета и рекомендован для изучения и применения в низовых органах внутренних дел.

- При всем почтении к современной технике, как и раньше, все так же высоко ценятся светлые головы - человеческий ум и талант, являющиеся генератором любого научного учреждения. Думаю, этим богатством ваш институт не обделен?

- Не обделен! И это действительно наше главное богатство. Как не вспомнить добрым словом одного из основателей института и его начальников - Юлиана Владимировича Солопанова. Он много и плодотворно работал под знаменами нашего ВНИИ, затем возглавлял Высшую школу МВД СССР. Он привнес в институт серьезное милицейское начало, сделал акцент на практику научных исследований.

Одна из наиболее значимых фигур института - Станислав Владимирович Бородин. Это известнейший, с мировым именем ученый в сфере судопроизводства. Он был в институте первым профессором, доктором наук. При нем открылись диссертационный совет, заработала адъюнктура.

Массой достоинств обладал начальник института Игорь Иванович Карпец, имеющий в своем активе десятилетний опыт руководства уголовным розыском МВД СССР. Кстати, он же спустя время возглавил НИИ Генеральной прокуратуры страны.

Более чем колоритна фигура бывшего начальника института Александра Ивановича Гурова, доктора наук, профессора. Он считается пионером борьбы с организованной преступностью в стране. В последние годы - в руководстве одного из думских комитетов. Фигура знаковая как в научных кругах, так и в политической элите страны. В числе звезд первой величины института - ученый с мировым именем криминолог Юрий Миранович Антонян. Ежегодно из-под его пера выходят книги совершенно новационного свойства. Он тесно работает с Институтом психиатрии, исследуя истоки формирования личности преступника.

Массу добрых слов можно адресовать заслуженному деятелю науки России, доктору юридических наук, профессору Анатолию Павловичу Шергину. Он один из авторов ныне действующего Административного кодекса. У него много достойных учеников. А это, согласитесь, похвальная наследственность. Анатолий Павлович ведет активную научную работу, член диссертационного совета, ученого совета института.

Почетом и уважением в научной среде пользуются доктора юридических наук, профессора Анатолий Петрович Гуляев, Виктор Иванович Жулев, Сергей Петрович Щерба и другие. Жаль, что не могу в беседе перечислить всю нашу научную рать, которая составляет основу научной мысли института. Да простят и правильно меня поймут мои дорогие коллеги...

Среди молодой научной поросли (по институтским меркам) я бы назвал перспективных и одаренных Вячеслава Владимировича Николюка, Олега Александровича Зайцева и опять же "др.", ибо под стать им в стенах института немало таких же преданных науке людей. В целом же в нашем институте более 40 докторов наук.

- Сергей Иванович, на недавнем институтском совещании вы упомянули о том, что штат сотрудников заполнен полностью. Как говорится, на все сто. Означает ли это, что, попав под крышу столь уважаемого научного учреждения, каждый сотрудник, независимо от его вклада в общую копилку, может спокойно тянуть лямку до пенсионного срока?

- У нас очень требовательная и взыскательная аттестационная комиссия. Аттестация всех сотрудников института проводится регулярно, и горе тому, кто, почивая на лаврах, не чувствует современных требований. Либеральничать с такими людьми мы не собираемся. Периодически институт пополняется выпускниками нашей адъюнктуры и докторантуры, куда проводится очень строгий и взыскательный отбор.

Мы регулярно проводим мониторинг среди сотрудников управлений и служб МВД, ищем талантливых, перспективных людей в низовых звеньях министерства. Нередко эти поиски дают хорошие результаты. Мы всегда рады принять в свои ряды и тех, кто, имея за плечами солидный опыт практической работы, решил посвятить себя служению науке. Как правило, это бывает шаг осознанный, продуманный. Сотруднику, от которого руководство института не видит должной отдачи, предлагается найти другое место работы, уступить дорогу людям талантливым, работящим, перспективным.

- И последнее. 60-летие - по меркам человеческой жизни почтенный, но далеко не старческий возраст. За плечами драгоценный жизненный опыт, впереди громадье планов. Каков взгляд у нашего юбиляра на день завтрашний?

- Сегодня наш институт максимально мобилизован, у его сотрудников прекрасный творческий потенциал. Мы не забываем и то, что мы - люди в погонах. Недавно наши сотрудники работали в Дагестане, который уже давно именуется горячей точкой. В институте немало тех, кто имеет боевой опыт, прошел дорогами войны. Наш коллектив имеет мощный и кадровый, и производственный (научный) потенциал. У головного научно-исследовательского учреждения МВД России хорошие перспективы. Поверьте, это не только мое мнение.


Беседу вел Виктор КУКЛЕНКО

www.privatelife.ru

11.05.2005

Док. 586776
Перв. публик.: 11.05.05
Последн. ред.: 02.09.09
Число обращений: 0

  • Бородин Станислав Владимирович
  • Бородин Станислав Владимирович
  • Гирько Сергей Иванович
  • Гирько Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``