В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Философское образование помогает управлять цирком Назад
Философское образование помогает управлять цирком
Григорий Павлович Гапонов окончил философский факультет Ленинградского государственного университета, а также режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, Высшие курсы менеджеров культуры при Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова. С 1987 года он - директор Санкт-Петербургского государственного цирка - первого каменного стационарного цирка России, на манеже которого выступали не только отечественные артисты, но и звезды европейской величины. В 2009 году Цирку на Фонтанке исполняется 132 года.

- До поступления на философский факультет вы окончили Горное училище и отслужили в армии. Почему вы решили поступать в ЛГУ?

- В школе я одинаково хорошо учился по всем предметам, поэтому мне сложно было выбрать профессию. Я мог бы легко поступить в технический вуз и на любой естественнонаучный факультет. В Горное училище я поступил, можно сказать, из любопытства - очень хотел побывать в горной шахте. И побывал. Однако поработать электромехаником участка шахты мне не удалось - меня призвали в армию. Я окончил сержантскую школу в Харькове и был направлен на службу в войска. В 1967 году, когда обострились отношения СССР и Китая, наши части перебросил в Монголию, для укрепления границ между Монголией и Китаем. Так случилось, что там меня назначили инструктором политотдела бригады по комсомольской работе. Я стал много разъезжать по военным частям, общаться с молодежью, и постепенно понял, что мне нравится общественная работа и у меня есть склонность к гуманитарным наукам, и я стал искать такую область, где сочетались бы разные научные знания. Пораздумав, я решил, что философский факультет - как раз то, что мне нужно.

- Сложно было поступить?

- Я поступал два года подряд...и оба раза поступил! Просто в первый год произошло недоразумение: я сдал все вступительные экзамены, подсчитал общий балл, решил, что не прохожу по конкурсу (проходной балл был мне известен) и решил попытаться еще раз в следующем году. А в октябре, когда я пришел забирать документы, оказалось, что я "отчислен, поскольку не явился на занятия". То есть, я все-таки прошел по конкурсу и был принят, но узнал я об этом только тогда, когда меня уже отчислили. Для меня это было тяжелым ударом, но, в то же время, появилась сильная мотивация. Я разозлился и начал усиленно заниматься. Стал посещать занятия на Малом философском факультете, закончил его, получил рекомендацию для поступления и сдал на отлично все экзамены. Даже сочинение написал на пять/пять, хотя в школе за грамотность всегда получал тройку. Надо сказать, что поступить было непросто: философский факультет был в то время одним из самых популярных и престижных - на него был огромный конкурс, пожалуй, самый большой после актерского факультета в Театральном институте.

- Потратив столько сил для поступления, вы не разочаровались? Вы получили от учебного процесса то, что ожидали?

- И даже больше! Учебная нагрузка оказалась колоссальной! Нужно было найти и прочитать невероятное количество философских работ, не только прочитать, но понять, осмыслить. Но, как говорят, "взялся за гуж, не говори, что не дюж". Если уж я прошел все вступительные испытания, то во время учебы просто не мог позволить себе сдаться.

- Наверное, вы никогда не прогуливали занятия?

- Ну, я же человек - и прогуливал иногда, и шпаргалками на экзаменах пользовался. Конечно, философские дисциплины по шпаргалкам не сдашь, тут нужно знать тексты и понимать проблему, но дисциплины общеобразовательные иногда "списывал". Как все, в общем. Хотя у нас было на отделении несколько совершенно талантливых ребят, светлых голов, которые любые экзамены сдавали безупречно.

- Какие преподаватели вам больше всего нравились?

- Когда я учился, деканом факультета был профессор Владимир Григорьевич Марахов - невероятно умный человек. Мы все его очень уважали. Одним из самых любимых был молодой преподаватель Юрий Никифорович Солонин. Он всегда высказывал оригинальные идеи, вовлекая нас в обсуждение. Сама манера его речи была эмоциональная и интригующая, поэтому слушали его с повышенным вниманием. Про его лекции мы говорили: "И для души, и для головы".

Вообще на факультете я получил возможность встретиться со многими интересными и умными людьми. Я считаю, что умных людей в России немало, но такое сосредоточие "больших умов" можно встретить только в солидных учебных заведениях, таких, как СПбГУ. Несмотря на идеологизированность философского знания в те годы, ученые и преподаватели отличались широтой взглядов. Даже в рамках "официальной философской мысли" им удавалось мыслить свободно.

- Это, наверное, основной результат философского образования - умение свободно мыслить?

- Да, можно сказать, что именно этому нас и учили - мыслить нестандартно, быть свободными от стереотипов. Важны не столько знания сами по себе, сколько метод, подход к любому знанию. Что хорошего в знании, если оно не дает мудрости? Привитые мыслительные навыки, привычка думать всегда помогали мне в дальнейшей жизни, несмотря на то что профессиональную область мне пришлось сменить.

- И все-таки, не было у вас проблем с самоидентификацией после выпуска, ведь профессия "философ, преподаватель философии" звучит менее понятно для большинства людей, чем, например, "инженер"?

- Конечно, такие трудности были. Как говорят: хороший футболист тот, кто помимо мяча видит поле. Занятия философией научили меня "видеть поле". Но на этом поле не было мяча. Мне не хватало конкретной задачи, которую можно было бы определенным образом назвать, выполнить ее и получить результат. Передо мной было поле, где я начал искать "мяч".

- И вы нашли его здесь, в цирке?

- Этому предшествовал достаточно долгий путь. По окончании Университета я был направлен в Технологический институт на кафедру философии в качестве преподавателя. Однако преподавал я недолго, очень скоро меня с головой затянуло в общественную работу. Позже я поступил в Финансово-экономический институт на факультет планирования народного хозяйства, но, проучившись там 2 года, понял, что такое образование мне уже ни к чему.

- Если закончил философский факультет, учеба на многих других кажется скучной, да?

- Да, многие вещи кажутся уже очевидными или поверхностными. Поэтому я и ушел с третьего курса ФинЭка. Вообще, во мне всю жизнь уживались два человека - творческий и деловой. В детстве я мечтал стать артистом. У меня был хороший голос, я выступал на сцене и с детства знал, что такое слава, аплодисменты, внимание зрителей - на детскую психику это оказывает сильное влияние. Юношей я писал стихи, в школе мои сочинения зачитывали перед классом. То есть у меня было много разных способностей, но я не знал, в какое русло направить свой потенциал. Хотелось найти дело творческое, интересное, и в то же время практически полезное. В 1986 году меня пригласили на должность директора в цирк, и здесь я нашел свое место. В цирке работают особенные люди, творческие, артистичные. Но в отличие от других артистов, циркачи - особый народ, потому что их работа связана с риском для жизни. Это искусство на грани риска.

- Вам вспоминаются какие-нибудь истории из студенческих лет?

- Много было всякого забавного, но один случай, важный, я всегда буду помнить. Это было перед самым выпуском. Мы уже защитили дипломы и сдавали госэкзамен. Я вытягиваю билет и сажусь готовиться. Из трех вопросов два я знал, а третий подготовил плохо, но у меня в кармане были какие-то пометочки, записочки, которые помогли бы мне вспомнить суть дела. А передо мной сидит профессор М., который вел у нас диамат, - человек большого ума, и совершенно слепой. Казалось бы, удача, у меня есть возможность заглянуть в шпаргалку и сдать госэкзамен на отлично... Но я не смог, что-то внутри меня воспротивилось, помешало использовать эту возможность, внутренний нравственный закон. Я не достал шпаргалку, ответил то, что вспомнил, но на пять рассчитывать уже не мог. Однако я считаю, что свою пятерку все-таки заработал тогда - пятерку за нравственное испытание. Этот случай очень повлиял на всю мою жизнь. В работе и жизни мне часто приходится добиваться разных целей, но я делаю это не любыми средствами. Этот эпизод стал камертоном моего нравственного поведения, и если я попадаю в ситуацию, когда обманом можно легко достичь своей цели, я всегда вспоминаю тот эпизод на госэкзамене и думаю: "Раз там я не стал, то и здесь нельзя опускаться".

Беседовала Дарья Мельникова

journal.spbu.ru

29.06.2009

Док. 586691
Перв. публик.: 29.06.09
Последн. ред.: 02.09.09
Число обращений: 0

  • Гапонов Григорий Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``