В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Глуз: `Корни 90 процентов еврейской культуры стран мира - из россии` Назад
Михаил Глуз: `Корни 90 процентов еврейской культуры стран мира - из россии`
Имя этого мягкого, интеллигентного, высокообразованного человека навсегда связано с интернациональной культурой бывшего Советского Союза и нынешней России. Но особенно велик его вклад в развитие литературы и искусства еврейского народа, долгие годы находившихся в СССР под жестким контролем и всевидящим оком бдительного и всесильного КГБ. Но, слава Богу, кажется, настали иные времена...
Ныне народный артист России, композитор Михаил Глуз является генеральным директором проводимого ежегодно Московского международного фестиваля искусств имени Соломона Михоэлса, президентом Федерации еврейских общин России, художественным руководителем шоу-театра "Тум-балалайка". 9 октября 2002 года в Кремле президент России В.В. Путин вручил ему орден Почета. Об этом и немного о другом, - в интервью с Михаилом Глузом.

- Не поверите, но я родился очень далеко от Москвы, на острове Сахалин 19 сентября 1951 года. Мои родители оказались там из-за отца - майора медицинской службы, военного хирурга. До этого он прошел всю войну и, видимо, за особые заслуги перед Отечеством был "награжден" ссылкой на далекий остров. Он там и служил, но потом демобилизовался, и с 1964 года мы живем в Москве.
- Получается, что вы из семьи военных. А как же вы стали музыкантом?
- Не совсем так. Моя мама - заслуженная артистка России Иветта Моисеевна Болотина (в девичестве Рейтих) - потрясающий музыкант, она до сих пор играет. А моей первой учительницей была бабушка. И хотя она родилась в Кишиневе, но училась и окончила Петербургскую консерваторию. Дедушка (он родом из Винницкой области) тоже был весьма образованным человеком.
- Теперь понятно. Эта тяга к музыке, наверное, наследственная. Генетика сыграла свою роль.
- Конечно. Я окончил училище имени Ипполитова-Иванова по классу хорового дирижирования (дирижерско-хоровое). Учился вместе с Аллой Пугачевой (она, кстати, пела и мои песни), Михаилом Шуфутинским и другими. Потом я поступил и окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных по классу композиции, учился у известнейшего педагога Генриха Ильича Литинского. И уже в 1976 году пришел работать главным дирижером в Еврейский камерный музыкальный театр, который тогда только создавался. Для того времени наш театр стал уникальным явлением, он сыграл огромную роль в культурной жизни не только Москвы, но и страны в целом. Работа в этом театре - одна из ярких страниц моей биографии, лучшее время в моей жизни.
- То есть вы стояли у истоков возрождения еврейского национального искусства в СССР?
- Да. Первый спектакль оформлял художник Илья Глазунов, соавтором либретто был Илья Резник. В нашем театре работали Лариса Долина, Аркадий Укупник. Мы начинали вместе, но потом как-то разошлись. В 1984 году я стал художественным руководителем театра и пробыл им до 1989 года. На постановку одного из моих любимейших спектаклей "Танго жизни" я пригласил Павла Хомского, художником был Борис Бланк, хореографом Дмитрий Брянцев. Как видите, все - выдающиеся люди. Считаю, что я в этом театре состоялся.
- Были ли в то время какие-либо конфликты с Министерством культуры, другими контролирующими структурами, в том числе и КГБ?
- Отношения с Министерством культуры складывались самые доброжелательные. В целом нельзя жаловаться. Они хотели бы помочь, но не все было в их силах. Так, по каким-то не писаным правилам (возможно директивы спускал КГБ) театр не пускали на гастроли ни в Киев, ни в Ленинград. Официально не отказывали, но всегда же можно было что-то придумать. Вот и придумывали. И каждый раз что-то новенькое: то, мол, света нет, то площадки заняты, то сцена "провалилась", то есть в прямом смысле этого слова. Пожалуйста, играйте в других городах Украины, России. Почему- то выпускали за границу: в ГДР, США, Канаду, Италию, Австралию и т.д.
Как известно, в те годы началась очередная волна иммиграции евреев из Советского Союза. Однако из нашего театра только Яков Явно уехал, точнее, остался в Америке, не захотел возвращаться. Но связей с нами он не порвал, и в нашем фестивале, посвященном памяти расстрелянных членов Еврейского антифашистского комитета, каждый год принимает самое активное участие.
Меня тоже иногда спрашивают, почему я не уехал. У меня здесь есть какой-то статус. Хороший, плохой, но он есть. Я никогда не жалел, что не уехал. Потому что именно в России у меня есть возможность заниматься любимым делом. Несмотря на безумное количество трудностей, но в целом удается же что-то...
- В те годы вы написали несколько замечательных музыкальных произведений, в том числе и мюзиклов...
- Да, это - мюзиклы "Танго жизни", "Шалом - Шагал", оперы "Тевье из Анатовки", "Черная уздечка белой кобылицы", балет "Последняя роль", музыку к спектаклям "Свечи на снегу", "Поминальная молитва" (идет в театре "Ленком"), "Сон с продолжением" (в Центральном детском театре), "Принц и Нищий" (МХАТ), "Тевье-Тевель" (театр имени Ивана Франко, Киев), музыку к кинофильмам "Мы едем в Америку", "Черная суббота", "Этот неповторимый Шагал", много песен.
Но главное, что мы сделали тогда, это то, что в 1989 году открыли международный еврейский культурный центр имени Соломона Михоэлса. И я стал его генеральным директором. Мы организовали курсы по изучению иврита, проводили немало самых различных мероприятий: читали лекции, показывали фильмы. А в 1997 году пришли к идее проведения Московского международного фестиваля искусств имени Соломона Михоэлса, который с той поры традиционно проходит под патронажем президента России. В моей жизни никогда подобного многопланового проекта не было. Да, и вообще, мало у кого есть такие широкомасштабные вещи. Такой фестиваль, как наш, нигде, ни в одной стране мира не проводится, тем более так широко, как в России.
Считаю, что корни еврейской культуры, распространенной в мире, на 90 процентов, если не больше, из России. Я счастлив, что работаю вместе с главным режиссером фестиваля, заслуженным деятелем искусств России Ириной Эдуардовной Горюновой. Она буквально генерирует идеи и блестяще воплощает их в жизнь. Ее работа "Последний расстрел" - это что-то выдающееся. Она и режиссер, и автор сценария сумевшая в художественной форме воплотить трагические вещи.
Ярким подтверждением того, что наш фестиваль, еще задолго до начала вызвал огромный политический, общественный и культурный резонанс, - это поступившие в его адрес приветствия от президентов многих стран: России - Владимира Путина, США - Джорджа Буша, Франции - Жака Ширака, Австрии - Томаса Клестила, премьер-министров: Великобритании - Тони Блэра, Израиля - Ариэля Шарона, Канады - Жака Кретьена, мэра Москвы Юрия Лужкова и др.
- Значит, вы довольны, как прошел этот фестиваль?
- Разумеется. Я его очень высоко оцениваю. Потому что из всех фестивалей он наиболее емкий и многоплановый. Несмотря на все трудности и проблемы с таможней, нам удалось привезти из Украины театр имени Ивана Франко со спектаклем "Тевье-Тевель". Но, если бы мне сказали, что надо еще раз нужно пройти через все это, я бы прошел, потому что это - выдающийся, потрясающий спектакль. А как играет народный артист Советского Союза Богдан Ступка! Их театр с этим спектаклем весь мир объехал: Австралию, Францию, Израиль... Качество исполнения очень высокое.
Итак, в фестивале принимали участие дочь председателя ЕАК Нина Михоэлс (Израиль), народные артисты СССР Владимир Андреев (Россия) и Богдан Ступка (Украина), заслуженный артист России Яков Явно (США) и Светлана Портнянская (США), джаз-оркестр под управлением Игоря Бутмана (Россия-США), оркестр "Musica Viva" (дирижер Миша Кац (Франция), солисты - заслуженные артисты России Станислав и Владислав Иголинские), вокально- хореографический ансамбль "Hora Jerusalem" и танцевальная группа "Реситаль" (Израиль), трио "Shir-Am 3" (Италия) и др.
Мне особенно приятно, что Костромской камерный драматический театр привез на фестиваль специальную премьеру спектакля "Кровавая шутка" (по мотивам произведений Шолом-Алейхема), а Харьковский камерный еврейский театр показал спектакль "Последняя роль Соломона Михоэлса". Все это создает очень яркую национальную палитру, развивает и двигает вперед еврейскую культуру, которую мы стараемся не забывать, нести людям, независимо от их национальности и вероисповедания. И это, я считаю, очень важно.
Программа фестиваля, в котором приняли участие выдающиеся мастера сцены, музыканты, композиторы, поэты и писатели, ученые, творческие коллективы многих стран мира, включала в себя проведение более 30 мероприятий. Они прошли на лучших театрально-музыкальных сценах Москвы: во МХАТ имени А.П. Чехова и театре "Эрмитаж", в Государственном центральном концертном зале "Россия" и в Центральном доме актера, в Московском театре "Содружество актеров Таганки" и в Московском еврейском театре "Шалом", в концертном зале имени П.И. Чайковского и в Малом зале консерватории, а также в Российской государственной библиотеке.
На фестивале состоялось несколько крупных премьер. Это - музыкальная мистерия Якова Явно "Дорога домой", спектакль-концерт "Последний расстрел", посвященный 50-летию расстрела Еврейского антифашистского комитета. Наряду с этим успешно прошла презентация альманаха "Новый век" (главный редактор Иосиф Бегун), книг Ильи Альтмана "Жертвы ненависти. История Холокоста и сопротивления евреев СССР (1939-1945 гг.)", Аллы Зускиной (Израиль) "Путешествие Вениамина".
Одной из составных частей фестиваля стала международная научная конференция "Уроки Холокоста и современная Россия" (президент фонда "Холокост" Алла Гербер), где с докладами и сообщениями выступили представители 26 стран мира.
А в рамках "Недели еврейского кино" прошли премьеры художественных и документальных фильмов российских, израильских, американских и австралийских кинематографистов, а также заинтересовавшие многих экспозиция израильской политической фотографии "Кровавая рука террора", выставка "Культура без границ", рассказывающая о деятельности Международного культурного центра имени Соломона Михоэлса, выставка из частной коллекции Льва Горелика (Саратов) "Еврейские художники в России".
Я считаю символичным то, что 9 октября, в день закрытия фестиваля в Кремле, президент России В.В. Путин вручил мне орден Почета. Он произнес теплые слова, дал высокую оценку нашему фестивалю, и это очень приятно. Вместе со мной орден Мужества был вручен русской женщине Татьяне Сапуновой, помните, она вырвала из земли щит с антисемитской надписью и была тяжело ранена.
Такой фестиваль мы проведем и осенью 2003 года.
В январе 2003 года мы провели памятную акцию "Черный январь". Этот месяц в жизни евреев связан с тремя незабываемыми событиями.
Узники гитлеровских концентрационных лагерей, в том числе и Освенцима, основанного в 1940 году в Верхней Силезии (Польша) в 55 километрах от Кракова, день 27 января 1945 года считают не только днем своего освобождения, - с 1996 года этот день отмечается, как Международный день памяти жертв нацизма. В феврале 2000 года на международной конференции по Холокосту, проходившей в Стокгольме, представители 47 стран решили ввести в свои календари дни памяти жертв фашизма. В одних странах именно 27 января является национальным днем памяти жертв Холокоста, в некоторых - эта скорбная дата выпадает на другие дни.
55 лет назад - 13 января 1948 года по приказу Сталина был зверски убит выдающийся актер, режиссер, председатель Еврейского антифашистского комитета Соломон Михоэлс, внесший немалый вклад не только в дело возрождения еврейской культуры, но и в разгром фашистской Германии, в частности, в ускорение открытия Второго фронта.
50 лет назад - 13 января 1953 года в газете "Правда" сообщалось об аресте девяти врачей (как известно, среди них были не только евреи), "ставивших своей целью, путем вредительского лечения, сократить жизнь активным деятелям Советского Союза". Началось "Дело врачей". Только смерть тирана спасла их от гибели. Однако некоторые вскоре умерли, не выдержали тех изуверских пыток, которым их подвергли в казематах на Лубянке.
Таким образом, именно эти три события, объединенные двумя словами "Черный январь", и дали название вечеру памяти жертв Холокоста и сталинских репрессий, состоявшемся в Москве в театре имени М.Н. Ермоловой. В нем приняли участие ветераны Великой Отечественной войны, узники концлагерей, представители правительства России и Москвы, сенаторы Совета Федерации, депутаты Государственной думы и Московской городской думы, а также народный артист СССР Владимир Андреев, народная артистка Грузии Тамара Гвердцители, зарубежные гости.
Перед собравшимися выступили поверенный в делах Израиля в России Александр Мильман, президент фонда "Холокост" Алла Гербер и другие.
- Несколько слов о том, как работает Федерация еврейских общин России, и что делаете вы, как ее президент.
- Еврейские общины есть во многих городах России. Где-то они многочисленны, но чаще нет. Например, в Костроме община маленькая, но, тем не менее, очень активная. В 2001 году мы помогли там поставить спектакль "Шалом, солдат" (короче, профинансировали его). А премьера состоялась в Москве, в театре на Малой Бронной. После этого спектакль был показан более чем в 20 городах страны. Еще пример: конкурс клезмерской музыки, в котором приняли участие коллективы из Израиля, Молдавии, из разных городов России - из Москвы, Тулы, Казани, Екатеринбурга. У нас появились свои лауреаты, которые проехали по многим еврейским общинам страны. А вообще-то наши замечательные коллективы и артисты выступают почти в 200 общинах, от Камчатки до Калининграда. Это - тот же театр из Костромы, Хасидская капелла, "Тум-балалайка" и др. Причем, каждый член общины может попасть на концерт бесплатно.
- Расскажите, пожалуйста, о вашем шоу-театре "Тум-балалайка".
- Как вы знаете, я - певец, композитор и художественный руководитель этого творческого коллектива. С концертами мы уже побывали на больших гастролях в США - в таких городах, как Нью-Йорк, Вашингтон, Балтимор, Бостон, Кливленд, Детройт и др. Принимали нас везде прекрасно.
- Как вы считаете, не слишком ли это много для России: два главных раввина?
- Я думаю, что ситуация со временем, конечно же, каким-то образом разрядится. Я ничего не имею против главного раввина Адольфа Шаевича. И с главным раввином Берлом Лазаром у меня сложились хорошие отношения. Пять лет назад, когда была взорвана синагога в Марьиной роще, наш культурный центр провел большой вечер под названием "Нет - вандализму". В концерте участвовали Юрий Башмет, Элина Быстрицкая, Владимир Андреев, другие блистательные исполнители. Собранные деньги отдали на восстановление синагоги. Я могу сказать, что Берл Лазар очень много делает для развития общинной жизни России, он постоянно ездит по общинам, по городам. Что касается взаимоотношений двух раввинов, то я думаю, что они сами разберутся. Я - человек светский, и мне не хочется выяснять, кто из них прав или виноват.
- У вас есть дети?
- Да, сын. Ему десять лет.
- А он тянется к музыке?
- Да, конечно же, тянется. От наследственности никуда не денешься.
- О чем вы мечтаете?
- Очень хочу, чтобы на земле был мир. Ведь это сейчас, как никогда, актуально. Я хочу, чтобы была возможность работать и своим трудом приносить радость людям. Чтобы вокруг были только друзья...


24,04,2003
kackad.com

Док. 586543
Перв. публик.: 24.04.03
Последн. ред.: 02.09.09
Число обращений: 0

  • Глуз Михаил Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``