В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Медведев разделил компетенции Назад
Дмитрий Медведев разделил компетенции
В опубликованном вчера первом большом интервью в качестве вновь избранного президента России Дмитрий Медведев постарался добросовестно ответить на все вопросы трех ведущих журналистов британской The Financial Times. Он говорил о продолжении социально-экономического курса Владимира Путина, положении СМИ, преодолении правового нигилизма населения, демократии, коррупции, внутривидовой борьбе спецслужб. Однако в главный вопрос: кто будет принимать решения в сложившемся тандеме - он или Путин - Медведев ясности не внес, да и не мог этого сделать. Вновь избранный президент заявил: "Я думаю, что вопрос не в том, кто говорит последнее слово, а в том, как выглядит политическая и правовая система в Российской Федерации. И в этой системе достаточно четко установлены компетенции двух основных уровней власти - я имею в виду компетенцию президента и правительства. Сама Конституция и предопределяет ответ на вопрос, кто и по каким вопросам принимает решение".

Очевидно, что отсылки к конституционному законодательству будут превалировать в речах вновь избранного президента как минимум ближайший год-два. Другая конкретика пока невозможна, хотя болевые точки видны уже сейчас: например, курирование силовых ведомств, госкорпораций и крупного бизнеса. По этому поводу Медведев сказал: "У меня нет информации, что российские спецслужбы конкурируют за богатство. А если я получу информацию, такие люди будут немедленно уволены и привлечены к уголовной ответственности. В нашей стране все должно быть под контролем закона и соответствующих структур".


Рефлексия и сомнения

Завкафедрой политической психологии МГУ Елена Шестопал проанализировала для "Газеты" интервью Дмитрия Медведева:

"Как человеку, имеющему большую аппаратную закалку, ему присущи сверхосторожность и обтекаемость формулировок. Видно, что он не хочет дать повод для пересудов. Несмотря на это, Медведев прямо говорит, что только осваивается с новой для себя ролью президента и размышляет, каким лидером он должен стать. Это говорит о нем как о человеке рефлексирующем и сомневающемся. Его мышление отнюдь не черно-белое, он думает и размышляет. В содержании ответов любопытно отметить, что он осознает себя юристом до мозга костей. Зачастую Медведев отвечает не как президент, а как правовед, словно забывая о своей роли. Ему еще предстоит осознать себя как политика и понять, что та работа, за которую он берется, не сводится только к решению тактических задач. Ему придется не просто выполнять задачи, но и ставить их. Он это ощущает, но не видит, как именно должен это сделать. Невооруженным глазом можно заметить противоречия между тем, к чему он подготовлен (социальная тема), и предстоящими проблемами совсем другого масштаба. Но Медведев, безусловно, способен обучаться".

Гендиректор Центра экономических и политических исследований и разработок Владимир Разуваев заявил "Газете", что сейчас Дмитрий Медведев убежден: возможные разногласия удастся разрешить благодаря личной дружбе с Владимиром Путиным, но конфликт могут развязать и аппараты.

В интервью FT Медведев назвал себя "юристом до мозга костей" и много говорил о правовой системе России, где увидел три задачи: превратить Конституцию в акт прямого действия, воспитать в гражданах уважение к закону и реформировать судебную систему.

Первые две задачи довольно общие и требуют дополнительного толкования, а вот третья вполне конкретна. Достаточно вспомнить, что именно независимые суды в Италии 1970-х стали крючком, с помощью которого общество выкарабкалось из бездны коррупции и мафиозной власти, и что в России создание новых Уголовно-процессуального, Арбитражно-процессуального, Гражданского процессуального кодексов, получивших отличные отзывы на Западе, не привело к улучшению судебной системы.

"Перемены будут и в отношении СМИ, и судов, но слишком афишировать их сейчас не стоит", - считает Владимир Разуваев. По мнению директора Центра политических технологий Игоря Бунина, из слов Медведева напрашивается один вывод - он готов к переговорному процессу со всеми, но старательно уходит от политических оценок. "В теме СМИ нарочно затрагивает лишь технический аспект рынка, а об отношениях с Великобританией он говорит в экономической плоскости", - отметил политолог.

Член научного совета Московского центра Карнеги Андрей Рябов советует не спешить с оценками заявлений Дмитрия Медведева: "Когда он сформирует собственную команду и начнет реализовывать свою политическую волю, только тогда мы сможем понять, что в его политике инновации, а что преемственность".


gzt.ru

25.03.2008

ОЛЬГА ПАВЛИКОВА, ДМИТРИЙ БАЛЬБУРОВ

Док. 586445
Перв. публик.: 25.03.08
Последн. ред.: 02.09.09
Число обращений: 0

  • Разуваев Владимир Витальевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``