В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ученый-бизнесмен Назад
Ученый-бизнесмен
Владелец московских бензоколонок управляет 150 фирмами

Игорь Волобуев

ЗАВСЕГДАТАЙ Английского клуба 53-летний президент ассоциации "Гранд" Леонид Тавровский хорошо знаком столичному бомонду, его частенько можно встретить на светских раутах в окружении артистической богемы. Тавровского самого легко принять за знаменитость: интеллигентный вид, артистическая натура и очевидное благополучие не могут не привлекать. Тем не менее г-н Тавровский не страдает тщеславием. Его фамилия мало о чем скажет широким массам. Хотя при желании Тавровский, ассоциация которого объединяет около 150 предприятий различного профиля с суммарным годовым оборотом порядка $200 млн, без труда мог бы стать знаковой персоной в российском бизнесе.

Главное - не наступать на пятки
Г-н Тавровский предпочитает не афишировать не только свою личность, но и собственное детище. О существовании "Гранда" могут сообщить, пожалуй, только 20 бензоколонок в Москве под одноименным названием. На самом деле холдингу принадлежит Гранд-инвест банк, контрольный пакет акций телерадиокомпании "Нальчик", вещающей на весь Северный Кавказ, предприятия "Гранда" добывают уголь и имеют лицензии на нефтедобычу в Тюменской области, владеют акциями Подольской кондитерской фабрики (третья по величине в Московском регионе) и четырех основных трубных заводов России (Северского, Синарского, Первоуральского и Волжского). Кроме того, "Гранду" принадлежат десятки предприятий мелкого бизнеса: от магазинов разного профиля, швейных фабрик, пекарен и прачечных в России до производства шампанского в Калифорнии. Довольно известная в столице сеть мебельных салонов "Гранд" также имела самое непосредственное отношение к Тавровскому, пока он не решил продать этот бизнес.

Давние знакомые Тавровского говорят, что он никогда не будет долго заниматься одним и тем же делом, потому что не любит однообразия. Возможно, поэтому "Гранд" на протяжении своей шестилетней истории перепробовал чуть ли не все виды мелкого бизнеса, стараясь в числе первых занять свободные ниши. Так было, когда "Гранд" в начале 90-х взял в аренду у московских властей сразу 17 бензоколонок, когда первым в столице ввел на них пластиковые карты для расчетов за топливо и когда пол-Москвы снабдил передвижными торговыми киосками. "Я не хочу ни с кем конкурировать и никому наступать на пятки, я предпочитаю находить свободные места и быть первым, пока это возможно. Когда же в открытом мною бизнесе начнется борьба за место под солнцем, я уже буду заниматься чем-то другим" - примерно так формулирует свой основной принцип Тавровский.

Однако тяга к переменам так и не затронула топливный бизнес "Гранда", он существует в структуре ассоциации с самого начала. Торговля топливом на таком емком рынке, как московский, позволяет создать запасы, из которых можно черпать финансы для развития любого другого бизнеса. Тем более что даже конкуренты "Гранда" признают, что компания входит в пятерку крупнейших операторов столичного рынка нефтепродуктов. По мнению президента "Кедр-М" (21 АЗС в Москве) Владимира Топуридзе, "Гранд" является одной из самых честных компаний на топливном рынке и проводит очень последовательную политику по завоеванию Москвы".

Сейчас, когда из-за кризиса высокооктановые бензины стали многим автовладельцам не по карману, "Гранд" старается заменить импортные 95-й и 98-й бензины на аналогичную продукцию Ярославского НПЗ. Холдинг уже начинает совместно с НК "Славнефть" (в которую входит ярославский завод) реконструкцию НПЗ, а Тавровский не исключает, что "Гранд" в перспективе может стать акционером ярославского завода.

Следующим шагом "Гранда" на топливном поприще должна стать реализация еще одной идеи Тавровского, которая позволит ему снова оказаться вне конкуренции. На этот раз Тавровский намерен оборудовать на московских нефтебазах несколько наливных эстакад. Секрет этих сооружений заключается в том, что они будут заливать топливо в цистерны бензовозов так, как это принято во всем мире: не сверху, а снизу, что значительно снизит риск возгорания. По некоторым данным, "Гранд" в этом проекте активно поддерживает компания "ЛУКойл", которая намерена наладить выпуск бензовозов, отвечающих мировым стандартам. Осуществление этого проекта способно, с одной стороны, совершить техническую революцию на топливном рынке не только Москвы, но и всей России, а с другой - вызвать противостояние компаний - перевозчиков топлива. От себя отметим, что последнее обстоятельство не совсем вписывается в золотое правило г-на Тавровского "не наступать никому на пятки". Впрочем, хозяин "Гранда" часто оговаривается, что топливный бизнес никогда не был для него основным.

"Гранд" чем-то похож на соты. Каждое предприятие ассоциации - независимая ячейка, которая сама по себе в бизнесе может и не представлять ничего особенного. Однако вместе такие ячейки образуют единую структуру, которая порой замыкает в себе всю технологическую цепочку по производству, например, топлива или металлов. Управляет каждой ячейкой специально подобранная Тавровским команда, состоящая, как правило, из бывших научных работников. Центральной же фигурой и инициатором всех нововведений в "Гранде" является сам Тавровский. Причем, как утверждают некоторые подчиненные г-на Тавровского, их шеф иногда даже слишком самостоятелен в принятии решений. Если Тавровский что-то решит, то переубедить его практически невозможно. Особенно это касается закрытия малоэффективных, как кажется Тавровскому, предприятий "Гранда".

По словам г-на Тавровского, наличие множества разнопрофильных предприятий позволяет ему оперативно реагировать на рыночную конъюнктуру и своевременно вкладывать средства в то, что приносит наибольший доход. Практически всегда Тавровскому удавалось избавиться от многих своих направлений еще до наступления жесткой конкуренции. Как только доходы падали в том или ином секторе холдинга, Тавровский выходил из игры, успевая при этом выгодно продать бизнес. В настоящее время "Гранд" распродал практически все свои продовольственные, мебельные и прочие магазины. Заработав солидные деньги на торговле компьютерами, Тавровский увлекся нефтяным бизнесом. Когда цены на нефть стали падать, он переключился на торговлю металлами. По мнению г-на Тавровского, вложения в трубные заводы приносят сегодня "Гранду" наибольшую прибыль.

Не исключено, что со временем Тавровский решит продать и принадлежащую ему московскую сеть АЗС. Во всяком случае, желание отказаться от участия в программе реконструкции столичных АЗС у него уже появлялось, когда в самом начале ее реализации "Гранд" столкнулся с проблемой повального воровства топлива собственными операторами. "Бензоколонки не приносят сейчас больших денег, доходов от продажи топлива хватает только на их содержание и реконструкцию старых станций. Я бы мог сегодня купить 50 бензоколонок в Москве, но смысла в этом пока не вижу", - говорит Тавровский.

О том, что Тавровский на самом деле способен перевернуть всю свою жизнь и заняться, казалось бы, абсолютно несвойственным для него делом, свидетельствует и история его прихода в бизнес.

Доктор издательских наук

Тавровский шагнул в большой бизнес прямо из кабинета завкафедрой маркетинга. Превращение доктора экономических наук в бизнесмена средней руки заслуживает отдельного рассказа.

Чем в конце 80-х годов мог заработать научный работник? Только собственной головой. Тавровский в этом смысле не стал изобретать велосипед. Обнаружив, что бывшим СССР, а потом и Россией заинтересовались многочисленные западные инвесторы, не знающие толком, с какой стороны лучше подступиться, Тавровский и еще шесть представителей науки, среди которых были Егор Гайдар, Александр Шохин и другие известные сейчас личности, создали первую в Союзе деловую газету на английском языке Financial Business News. Аналитические обзоры по всем отраслям экономики бывшего Союза, сделанные местными экспертами, оказались именно тем товаром, за который на Западе готовы были платить весьма приличные деньги. Параллельно с этим Тавровский сотоварищи снимали сливки, издавая страшно дефицитные в те времена детективы Кристи, Чейза и других классиков жанра.

Созданная Тавровским в 1992 году ассоциация "Гранд" занималась тем, что сводила западных инвесторов и российских промышленников. К тому времени издательский проект Тавровского умер сам собой, потому что шестеро из семи членов редколлегии Financial Business News ушли работать в правительство. И только будущий хозяин "Гранда" не принял ни одного предложения стать чиновником. К слову сказать, предложения перейти на госслужбу поступают главе "Гранда" до сих пор, но от Тавровского по этому поводу можно услышать мысль, которая в последнее время звучит особенно часто: "в переходный период Российским государством имеют право управлять только русские". Руководствуясь этим принципом, Тавровский решил стартовать самостоятельно. Тем более что к моменту создания "Гранда" его хозяин уже заработал свой первый миллион.

Как утверждает г-н Тавровский: "Долгий период преподавания в высшей школе для руководителей различных предприятий позволил мне получить огромный багаж неформальных знакомств". Этим багажом Тавровский и воспользовался, когда стал искать заказы на Западе для отечественных производителей. Уже в 1992 году "Гранд" организовал в Сан-Франциско выставку 270 российских предприятий. Некоторое время холдинг процветал за счет комиссионных, полученных от продажи гусеничных траков, турбин, вологодских кружев и всего, что только пользовалось спросом за рубежом.

Шторы, сладости, порты...

Обширные связи Тавровского с иностранцами решали если не все, то очень многое. Не обошлось и без забавных историй. На одной из выставок, организованной "Грандом", к Тавровскому подошла представительница одного американского дома моделей, в которой наш герой узнал сокурсницу по музыкальному училищу, много лет назад эмигрировавшую в США. Старая знакомая не только свела Тавровского с американскими модельерами, которые несколько лет потом сотрудничали с "Грандом", но и за ланчем познакомила его с владельцами компании Mars. Так "Гранд" стал первой компанией, которая привезла в Россию знаменитые на весь мир шоколадные батончики.

Постепенно "Гранд" стал вкладывать средства в собственное производство. Свидетели тех лет утверждают, что иногда Тавровскому доверяли огромные деньги только под его честное слово. И, похоже, пока никто об этом еще не пожалел. Г-н Тавровский любит повторять, что во все времена для успешного бизнеса важны не столько деньги, сколько идеи, и это не мешает ему иногда просто копировать западный опыт. Например, когда интерьер представительства Financial Business News в Нью-Йорке был оформлен одной из местных фирм, Тавровскому так понравились повешенные в офисе шторы, что уже через полгода он наладил выпуск точно таких же штор в Москве. Шторы, пошитые "Грандом", до сих пор можно лицезреть в Белом доме и офисе "ЛУКойла". Увидев однажды за границей, как в одном из магазинов фрукты обливали шоколадом и продавали посетителям, Тавровский так загорелся идеей открыть в Москве сеть подобных кондитерских цехов, что даже задержал на несколько дней свое возвращение домой. Сегодня все оборудование, необходимое для кондитерских, уже закуплено, но, как считает сам Тавровский, людям сейчас не до сладостей. По этой причине новый проект "Гранда" пока заморожен.

Между тем время вносит коррективы не только в отдельные программы "Гранда", но и в его стратегию. Если раньше Тавровский предпочитал акцентировать почти все свое внимание на развитии мелкого предпринимательства, то теперь он не прочь попробовать свои силы в глобальных проектах. Период конфеток-бараночек в "Гранде" явно миновал. Рассказывая о перспективах, которые открывает малый бизнес, Тавровский стал оговариваться, что торговля, например, металлами и содержание кондитерского цеха отрывают одинаковое количество времени и сил, а отдача от них совершенно разная. Поэтому сегодня Тавровский увлечен очередным своим проектом, который при условии его реализации способен затмить все предыдущие. Некоторое время назад "Гранд" приобрел 16% участия в строительстве торгового порта в Усть-Лужской бухте (Ленинградская обл.). Строительство порта является федеральной программой, призванной вернуть в Россию порядка $4 млрд, которые отечественные компании ежегодно платят прибалтийским государствам за транзит грузов. Ожидается, что к концу будущего года будет построен первый угольный терминал стоимостью $250 млн. И несмотря на то что стоимость всего порта на 16 терминалов тянет примерно на $2 млрд, а идея его строительства в нынешних экономических условиях больше похожа на миф, Тавровский убежден, что единственный современный российский порт окупится всего за два-три года и принесет его владельцам десятки миллионов долларов. В отличие от других своих проектов, которые Тавровский рано или поздно предпочитал выгодно продать, от порта в Усть-Луге он не намерен отказываться ни за какие деньги.


www.ko.ru
31.08.2008

Док. 585736
Перв. публик.: 31.08.08
Последн. ред.: 31.08.09
Число обращений: 0

  • Тавровский Леонид Даниилович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``