В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Учить взрослых по-взрослому Назад
Учить взрослых по-взрослому
Совсем недавно профессор Владислав БОРОДАЧЕВ занял пост проректора по дополнительному профессиональному образованию Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ).

Ранее в том же вузе он возглавлял Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров (МИПК). Владислав Владимирович уверен: будущее - за дополнительным бизнес-образованием взрослых!



Особый бизнес
Он знает, о чем говорит. И потому, что пятнадцать лет входит в руководство Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО). И потому, что когда-то вместе с Борисом Немцовым начинал Президентскую программу, школу которой прошли тысячи управленцев. И потому, что с 1992 года Бородачев готовит кадры для рыночной экономики - с тех пор как в этом же вузе открыл и возглавил кафедру управления госимуществом. На базе кафедры позже как филиал столичного был создан Институт приватизации и управления, преобразованный затем в Институт развития бизнеса (к слову, Бородачев - его почетный президент).

- У нас, в Нижнем, был единственный нестоличный Институт приватизации. Подобные есть в Варшаве, Киеве, Минске, Алма-Ате, но чтобы в провинции... - не без гордости говорит Бородачев.

За прошедшие годы, с марта 1993-го, в институте обучили 12 тысяч человек, первыми в городе начав готовить антикризисных управляющих, специалистов фондового рынка, риелторов, оценщиков.

- Обучение - это особый бизнес, - продолжает профессор. - У периферийного учебного заведения не должно быть слабых мест, все на высоте - от уборщицы до директора. Так нас учили в Центрально-Европейском университете, в Ирландии, в школах бизнеса в Фонтенбло (Франция), в Лозанне (Швейцария), в учебном центре в Варшаве - фонд Сороса всюду провез, все показал. Мы не имеем права на ошибку: образование платное, а мы - люди известные. Это Москва может позволить себе набирать на курс обучения по 300 человек, мы же принимаем максимум по 25 человек, если больше - делим на две группы. Никакой халтуры!

Добавлю еще, постоянная обратная связь, анкетирование слушателей, в котором они оценивают преподавателей. Во всем мире в бизнес-образовании работают люди, которые преподают, занимаются наукой и консультируют ведущие корпорации. Поэтому они и входят в число самых высокооплачиваемых специалистов в своих странах. Можно сказать, что преподаватели школ бизнеса - это их главное конкурентное преимущество.

- Где в начале девяностых можно было взять преподавателя дисциплин рыночной экономики? Поначалу приезжали москвичи, потом стали готовить местные кадры, - рассказывает Владислав Владмирович. - Оказалось, легче практиков научить методике преподавания, чем теоретикам дать практические навыки. Искали этих практиков так: проводили конференции по итогам ваучерной приватизации, по торгам, давали слово руководителям и смотрели, кто как выступает. И нашли, например, Андрея Младенцева, получив блестящего преподавателя по ценным бумагам.

Но и вузовских преподавателей не забывали. Здесь же, в МИПК, при прежнем директоре Глебе Канакове в рамках Морозовского проекта прошли стажировку по бизнес-дисциплинам 300 преподавателей вузов.

- Обучение в периферийных вузах - это честный и качественный бизнес, - говорит профессор. - Дипломы мы не продаем, а цены на обучение втрое ниже московских. Провинциальность - это добротность и основательность! Этим жили и этим гордимся - так и в ВПШ было.



Равнение на ВПШ!
Если кто не знает, ВПШ - это Высшая партийная школа. В СССР существовала целая сеть ВПШ, где получали высшее образование (первое или последующее) партийные кадры. Учили там многому - от грамматики русского языка до психологии трудового коллектива. И обучением взрослых Бородачев начал заниматься еще в середине восьмидесятых, когда стал проректором Горьковской Высшей партийной школы (ВПШ), а фактически директором заочной высшей партшколы при ЦК КПСС, охватывающей 8 областей страны.

- Объехав многие бизнес-школы мира, узнав эту сферу "от и до", могу сказать, что лучшая система организации бизнес-образования была в наших ВПШ, только она была заидеологизированная. У нас были учебно-консультационные пункты с учебной базой, гостиницами. "Звезды" из Горького приезжали читать спецпредметы, местные преподаватели вели то, что попроще. Учебные пособия в системе партийного образования были лучшие - объявлялся конкурс, в котором участвовали ведущие ученые страны. При этом всегда соблюдался важный принцип - прикладной характер знаний: изучаемый предмет давался с учетом профессии. А еще был постоянный обмен опытом - учиться приезжали люди из разных мест. Словом, как и принято сегодня в лучших бизнес-школах мира.



Год для специалиста
Но вернемся в день сегодняшний.

- Конечно, влившись в университет, мы потеряли не только самостоятельность, но и гибкость, оперативность. В МИПКе бюрократии не было никакой, любой вопрос решался за 5 минут. Да что говорить, даже секретарша директорский кабинет не стерегла! А сейчас, чтобы в командировку уехать, требуется 7 подписей собрать, для приказа по приему/выпуску слушателей - 10 согласований пройти, - рассуждает Владислав Владимирович. - Но есть и плюсы, и их больше. ННГАСУ - университет сильный, вошел в мировое образовательное пространство, здесь реализуется много международных проектов. Новый ректор, профессор Копосов, мыслит масштабно.

В связи с переходом России к двухуровневому высшему образованию перспективы перед системой дополнительного образования открываются широкие. Основная масса выпускников станет бакалаврами, магистров будут готовить не все вузы. А для подготовки специалистов будет использована система повышения квалификации - например, годичные программы профессиональной подготовки с получением дополнительной квалификации. У нас такие есть, и они востребованы - менеджер строительства, международный бухучет. Вот сегодня в отрасли все руководители должны иметь строительное образование. И мы готовы его дать - человек в течение года будет учиться без отрыва от производства 1-2 дня в неделю, получая необходимые теоретические знания в профессии.

В стране сейчас 61 годичная программа лицензирована и аккредитована, только готовь специалистов! Что можно делать? Выпускаемых ННГАСУ экономистов и юристов профилировать для работы в строительстве - это работа под заказ. Еще пример - мы начали разрабатывать международную программу по работе с отходами. Изучили опыт стран ЕС, Германии, российский реальный опыт. Заказов на обучение по этой программе получили уже со всей страны, тема очень востребованная. Ведь сейчас водитель мусоровоза работает в белых перчатках, получает 30 тысяч, а сбор и переработка отходов - это прибыльный бизнес.



Строители, объединяйтесь!
Новая тема, которой начали заниматься в ННГАСУ, - создание консорциума строительных вузов совместно с техникумами и профучилищами.

- Сегодня эти учебные заведения практически брошены, а ведь они нам не чужие, тем более что строительство на таком подъеме, - говорит Бородачев. - В ННГАСУ есть кафедра рабочих профессий, на базе которой можно вести подготовку преподавателей. Будем создавать технопарки и научно-технические площадки не только в областном центре, но и в районах - в Арзамасе, Кстове, Дзержинске. Надо открывать при вузе собственные предприятия, где бы внедрялись новые, разработанные здесь же технологии, материалы, оснастка и.т.п., надо предлагать студентам, магистрантам и и аспирантам актуальные темы для дипломных и диссертационных работ.



Творческий подход
Бородачев твердо верит, что к решению любых экономических проблем - будь то приватизация, составление реестра государственной собственности или переработка отходов - надо привлекать науку. Тогда появится системность, творческий подход, объективность и эффективность. Так его учили. Сначала в школе - директором родной 36-й был легендарный Сергей Иванович Прохоров, потом в политехе:

- Наш корфак соревновался с питерской корабелкой. Горьковские выпускники создавали принципиально новые типы судов - первые металлические, сварные, скоростные, подводные. А Питер модификации делал...

Прочностью скоростных судов Бородачев занимался под руководством Натальи Викторовны Маттес, первой в мире ученых-кораблестроителей женщин, у которой еще Ростислав Алексеев учился. Уже работая в обкоме комсомола, написал и защитил диссертацию по кораблям.

- Мы всегда занимались творчеством, - говорит Бородачев. - И в комсомоле, когда придумали движение "Миллион - сельской школе", и в Институте развития бизнеса, внедряя новые образовательные программы. Так будет и на новом посту.

2 июля Владиславу Владмировичу Бородачеву исполнилось 60 лет. Поздравляем с юбилеем и желаем реализации планов и сбычи мечт!



Материалы подготовила Ирина ПАНЧЕНКО, ip@birzhaplus.ru


ИНФОРМАЦИОННО-РЕКЛАМНОЕ АГЕНТСТВО "БИРЖА ПЛЮС", © 2005-2008

Док. 585566
Перв. публик.: 31.07.09
Последн. ред.: 31.08.09
Число обращений: 0

  • Бородачев Владислав Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``