В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Сурен Алабян: Транснационализация Российский компаний, включая системы стимулирования инвестиций, направляемых на цели инновационного развития страны и продвижения ее продукции на внешние рынки Назад
Сурен Алабян: Транснационализация Российский компаний, включая системы стимулирования инвестиций, направляемых на цели инновационного развития страны и продвижения ее продукции на внешние рынки
Страны вне СНГ

Все страны мира на государственном уровне оказывают поддержку зарубежным инвестициям своих компаний. Это связано с ужесточением конкуренции на важнейших мировых рынках и, как следствие, с усилением государственного протекционизма. С каждым годом в мире разворачивается всё более ожесточённая борьба за природные, финансовые и трудовые ресурсы. Именно в этих сферах наблюдается существенное усиление государственного протекционизма. Чтобы преодолеть эти барьеры, требуется системная государственная политика поддержки и стимулирования инвестиционной деятельности российских компаний в целях продвижения их продукции на внешние рынки.

Политику стимулирования зарубежных инвестиций своих компаний особенно активно проводят Бразилия, ЮАР, Республика Корея, Индия, Мексика, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Китай.

Государственная стратегия глобального внешнеэкономического наступления хорошо прослеживается в Китае. Министерством торговли Китая в законодательной форме максимально упрощена процедура получения китайскими компаниями разрешения на инвестирование за рубеж. В результате к настоящему времени китайские компании, резко расширив свою работу, сумели разместить свои капиталы уже в 135 странах, включая Россию и станы СНГ. (1)

Действуя напористо и изобретательно, китайцы стали вводить в эту кампанию новые элементы. Так, с середины 1990-х годов они стали активно, украшать её в своём духе красивым брэндом "Идти вовне". В 2000 году по этому вопросу было принято специальное решение Правительства. Следующий шаг был сделан в 2004 году, когда было аннулировано требование об обязательном подтверждении центральной властью инноваций китайских предпринимателей за рубежом - оно стало приниматься на уровне правительств провинций, автономных районов и городов центрального подчинения.

Сокращено также было с 15 до 5 число документов, необходимых для получения такого разрешения. В результате либерализации этого сегмента внешнеэкономической политики после 2000 года китайскими кампаниями были подписаны более 100 двусторонних соглашений о зарубежном инвестировании. Следует подчеркнуть, что как и во многих других элементах своей внешнеэкономической политики Китай и здесь очень сильно оберегает свои национальные интересы. В частности, при проведении зарубежного инвестирования в Китае существуют 4 важных условия, лишь соблюдая которые фирма может вложить деньги в зарубежное мероприятие:

- оно должно увеличивать обеспеченность национальной экономики природными ресурсами;

- оно должно способствовать экспорту национальных технологий, товаров и трудовых услуг;

- оно должно приобретать в первую очередь активы, позволяющие использовать в национальной экономике результаты зарубежных исследований, технологических разработок, опыт управления и иностранных специалистов;

- оно должно приводить к слияниям и поглощениям, которые помогают повышению конкурентоспособности китайских предприятий и ускорению их выхода на зарубежные рынки.

Наиболее уверенно чувствуют себя на мировом инвестиционном рынке те страны, которые имеют государственную поддержку. Самым ярким примером может служить Япония, которая в 1980-х годах активно использовала накопленные валютные резервы для поддержки собственных компаний за границей. В целом ряде стран существуют специализированные агентства по иностранным инвестициям за рубежом. Существуют такие агентства в Австрии, Франции, Венгрии, Италии, Японии, Норвегии, Словении, Испании, Бразилии, Кении, Марокко, Омане, Сингапуре.

В Российской Федерации после либерализации внешнеэкономической деятельности все предприятия, компании и фирмы получили возможность самостоятельного выхода на внешние рынки. При этом многие из них сразу ушли с рынка, столкнувшись с реальной конкуренцией. Правда, не все. Используя имеющееся законодательство в области ВЭД, успешно работает на мировом инвестиционном рынке целый ряд средних и крупных российских компаний и предприятий. Журнал "Эксперт" в N 4 за 2007 год опубликовал список 50 российских компаний, владеющих за рубежом собственностью стоимостью свыше 11,5 млрд. долларов. Это компании Лукойл, Газпром, Кузбассразрезуголь, Норильский никель, Русал, Евразхолдинг, Северсталь, Металлоинвест, Воскресенские минеральные удобрения, Агромашхолдинг, Электрощит, Вымпелком, Комстар-ОТС, Евроцемент, БазельЦемент, Русский солод, Интеко, Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и ряд других. Они владеют от 1 до 100 % акций иностранных компаний более чем в 20 странах мира, в том числе в США, Германии, Бельгии, Финляндии, Чехии, Венгрии, Польше, Словакии, Словении, Великобритании, Италии, Китае, Швейцарии, Украине, Армении, Киргизии, Белоруссии, Узбекистане, Казахстане, Люксембурге, Канаде, Дании, Греции, Эстонии, Гонконге, Израиле, Турции. С точки зрения государственных интересов к положительным моментам выхода российских компаний на мировой рынок относится прежде всего то, что они повышают рейтинг геополитического положения нашей страны. Одновременно происходит рост конкурентоспособности российских компаний (за счёт расширения ресурсной базы, получения новых технологий, использования опыта), что положительно влияет на рост конкурентоспособности экономики в целом. И в третьих, трансграничные перетоки капитала приводят к повышению прозрачности бизнеса, что в наших условиях можно только приветствовать. Сегодня у нас поддержка отечественного бизнеса на государственном уровне усиливается. Делегации РФ на официальных визитах сопровождают многочисленные группы бизнесменов. В 2006 году в России вступили в силу новые либеральные нормы валютного законодательства. Улучшается институциональная среда ВЭД: с 1991 по 2006 год в Российской Федерации подписано 57 двусторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, из которых 36 вступили в силу (2)

В октябре 2008 года учреждено Агентство по страхованию экспортных контрактов.

Особенно реальными представляются перспективы инвестиционного экспорта российского бизнеса в странах СНГ. Правда и здесь мы имеем довольно слабые позиции. Так, из 50 упомянутых выше зарубежных компаний с российским участием на страны СНГ приходится 38% по числу и менее 1 % по размерам капиталовложений.

Проблема участия России в приобретении зарубежных производственных активов напрямую, связана с общей темой экспорта капитала. Очевидно, что долговременный устойчивый экономический рост в России может быть обеспечен только при условии активного включения страны в мировые инвестиционные потоки, при широком развитии экспорта капитала во всех его формах. Начавшиеся в конце ХХ века процессы глобализации и региональной интеграции сопровождаются усилением мобильности капитала. Либерализация внешней торговли содействовала либерализации и режима инвестирования и привела к изменению экономической политики всех стран без исключения. Масштабная информатизация финансовой отрасли способствовала росту объёмов международных финансовых операций, созданию единых инструментов и технологий трансграничных перемещений капитала.

Для развивающихся рынков характерно существенное превышение ввоза (импорта) капитала в разных его формах над вывозом (экспортом). Это связано с тем, что в этих экономиках норма сбережения отстаёт от норм валового накопления и разница покрывается ввозом извне. Что касается развитых стран, то они являются одновременно и экспортёрами и импортёрами капитала; при этом в зависимости от соотношения сбережений и инвестиций они выступают либо нетто-экспортёрами (Япония, Тайвань, Швейцария, ОАЭ) либо нетто-импортёрами капитала (США).

Россия в настоящее время в этом процессе занимает особое место. С одной стороны в ней активно развивается как экспорт, так и импорт капитала, причём общая тенденция такова, что она уверенно движется от первой группы стран ко второй.

Этот важный вывод содержится в монографии ЦВЭИ ИЭ РАН, вышедшей в 2005 году. Он сформулирован следующим образом: ...Прогноз участия Российской Федерации в международном движении капитала...в период до 2025 года...показывает, что в экспорте капитала будет происходить замещение теневого оттока легальными вложениями российских компаний в зарубежные активы и авансированием импортных операций. Начиная с 2009 года чистый отток капитала из частного сектора сменится его притоком, и Россия откажется от статуса донора капитала и станет его реципиентом. (3).


Как экспортёр капитала Россия несколько задержалась, и российский бизнес начал скупать зарубежные активы лишь с начала нового тысячелетия. Первыми на внешние рынки вышли нефтяные компании, приобретая перерабатывающие мощности в странах СНГ и Восточной Европы, нефтеналивные терминалы в Европе, бензоколонки в Европе и США. Позже лидерами по скупке зарубежных промышленных активов стали отечественные металлургические компании, купившие металлургический комбинат в Дании, трубопрокатный завод в Румынии, крупнейшую сталелитейную компанию в США, 20% золотодобывающих компаний в ЮАР. Вслед за топливно-сырьевыми фирмами на мировые рынки стали выходить российские сотовые операторы, девелоперы, производители автобусов и пищевой продукции.

Увеличение прямых инвестиций в зарубежные активы стало возможным благодаря росту финансовых ресурсов российских компаний, позволяющих выходить за рамки инвестирования внутри страны. Скупая зарубежные промышленные предприятия, российские компании получают контроль над источниками сырья, приближаются к конечному потребителю, преодолевают количественные ограничения на поставку продукции, более эффективно распределяют затраты. Превращение российских компаний в транснациональные (ТНК) способствует повышению их капитализации, открывает возможности для выхода на мировые финансовые рынки.

До конца первого десятилетия нового века география экспансии российского капитала будет расширяться за счёт стран Азии и Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Более заметное участие в этом процессе будут принимать средние российские компании, а также компании "второго и третьего эшелонов". В 2015-2025 гг. присутствие российских топливно-сырьевых компаний за рубежом должно существенно дополниться предприятиями обрабатывающей промышленности, в том числе работающими в сегменте высоких технологий.

Известно, что экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью, нуждается в государственной поддержке. В частности, для облегчения экспорта капитала требовалось существенно укрепить систему страхования. Эта мера осуществлена в 2008 году, о чём говорилось выше.

Чувствуя поддержку государства, российский бизнес - крупный и средний - стал активнее приобретать за рубежом промышленные предприятия всех отраслей. В апреле 2006 года холдинговая компания "Евраз" с российским капиталом купила акции ванадиевой компании ЮАР Stratcor, а в июле 2006 г. - 24,9% акций компании Highveld Steel and Vanadium - общей стоимостью 710 млн. долларов. (4)

Группа российских компаний "Ренова" начала реализацию проекта освоения в ЮАР марганцовых руд, включая завод ферросплавов стоимостью 300 млн. долларов.

Горно-металлургическая компания России "Норильский никель" в марте 2004 года приобрела 20% акций ведущей золотодобывающей компании ЮАР "Голд Фолдс", что даёт возможность распространять своё влияние в золотодобывающей промышленности ЮАР, Ганы и других стран Африки (5)

Однако без поддержки со стороны государства российским компаниям действовать сложно. И здесь хотелось бы высказать следующее соображение. Достигнутый к настоящему времени объём валютных резервов (более 150 млрд. долларов) в несколько раз превышает размер краткосрочного внешнего долга и является предметом дискуссий в современной экономической литературе. Речь идёт о создании механизма использования резервных активов (в том числе и сосредоточенных в стабилизационном фонде) для стимулирования инвестиций и экономического роста. Здесь, наряду с такими предложениями, как досрочное погашение внешнего долга; предоставлении фирмам госгарантий при строительстве крупных объектов; стимулирование импорта инвестиционного оборудования; прямого государственного инвестирования крупных объектов можно назвать использование резервных активов для кредитования вложений российских компаний в зарубежные производственные активы (формирование инфраструктуры сбыта российской продукции с высокой добавленной стоимостью за рубежом, расширение кооперационных связей с производственными структурами, господствующими на соответствующих внешних рынках и создание каналов проникновения на рынки с высокой конкуренцией).

О конкретных величинах участия России в международном движении капитала, и в частности, об экспорте капитала, можно судить по анализу данных платёжного баланса, публикуемых в отчётах ЦБ РФ. По расчётам ЦВЭИ ИЭ РАН, сделанным на основе этих данных, в ближайшие годы будет происходить ликвидация диспропорции между импортом и экспортом прямых портфельных инвестиций. Это приведёт к тому, что к 2020-2025 гг. совокупный их объём превысит 200 млрд. долларов, и в экспорте капитала будет происходить замещение теневого оттока легальными вложениями российских компаний в зарубежные активы. (6)


Наряду с прямым экспортом капитала экспансия российского бизнеса на мировые финансовые рынки происходит также в форме создания совместных предприятий (СП) и транснациональных компаний (ТНК).

По импорту капитала ТНК занимают видное место, и оно будет быстро улучшаться по мере проникновения в страну финансовых компаний зарубежных стран. Что касается экспорта капитала, то в этой статье роль ТНК и СП значительно скромнее, однако и здесь возможен прогресс по мере продвижения за рубеж российского капитала. Учитывая большую конкуренцию, имеющуюся на этом рынке, естественно, что успехи наших компаний скорее всего появляются на таком довольно хорошо известном для них рынке, как страны СНГ.

Страны СНГ

Начиная с 1990 года доля стран СНГ в общем товарообороте России регулярно снижалась и достигла сегодня менее 20 %,. и в дальнейшем это падение будет продолжаться. Это негативная тенденция связана с тем, что в условиях новых политических и экономических отношений Россия и все остальные страны бывшего СССР являются друг для друга такими же конкурентами, как и любая другая страна. Естественно, что в этих условиях место и роль стран СНГ для экономики России резко снизились, и её торговый оборот с этими странами к 2025 году снизится предположительно до 15-18 %.

Однако наряду с экономическими показателями даже в условиях бескомпромиссной конкурентной борьбы, граничащей по своей жесткости с торговыми войнами, существует целый ряд стратегических интересов, связанных с географической близостью и "интеллектуализацией" мирохозяйственных потоков, связанных с тем, что наши культурные и социально-экономические стороны жизни развивались в течение 70 лет в сходных условиях. Таким образом, можно ожидать, что существуют объективные и субъективные факторы совпадения стратегических интересов России и соседних государств и они будут развиваться именно в условиях перехода наших стран к инновационной экономике, возможного укрепления взаимодействия в научно-технологической сфере, кооперационном сотрудничестве, совместном предпринимательстве, развитии транснациональных корпораций и других форм, применяемых в мировой практике.

    Становление рыночной экономики в странах СНГ сопровождалось формированием механизмов, призванных обеспечить рациональное сочетание методов государственного регулирования с действием законов рынка. При этом центр тяжести в межгосударственном взаимодействии смещается в сторону совместной выработки экономико-правовых механизмов, стимулирующих развитие прямых связей между предпринимательскими и банковскими структурами интегрирующихся стран.
    Это относится и к мерам по сближению и унификации национальных законодательств и других нормативных актов, регламентирующих хозяйственную деятельность; использованию в целях поддержания интеграционных тенденций богатого арсенала мер современной промышленной политики; инициированию и финансово-инвестиционному участию в крупных совместных проектах, нацеленных на производство конкурентоспособной на региональном и мировом рынке продукции; выработке механизмов согласования интересов различных рыночных агентов с общенациональными задачами.
    К настоящему времени в СНГ сложился ряд новых форм транснациональных предпринимательских объединений.
    Привлекательной в нынешних условиях представляется форма консорциума - временного объединения капиталов для выполнения конкретных инвестиционных проектов. Предпочтение этой форме сотрудничества отдают предприниматели ряда богатых сырьем государств СНГ (Туркменистана, Азербайджана, Белоруссии). Консорциальная форма стала привлекать и госструктуры Казахстана. Практически все консорциумы в добывающих отраслях создаются с привлечением инвесторов из дальнего зарубежья, участие которых в ряде случаев является единственной возможностью обеспечить финансирование проекта в необходимых объемах. В большинстве таких консорциумов западные партнеры играют первую скрипку, определяя не только перспективы развития соответствующей отрасли, но в конечном итоге и стратегические ориентиры всей национальной экономики. Это особенно наглядно прослеживается на примере международных консорциумов, создаваемых в прикаспийских государствах СНГ для освоения нефтегазовых ресурсов Каспия.
    Привлечение западных инвестиций и организационно-управленческого опыта во многих случаях является необходимой предпосылкой реализации крупномасштабных консорциальных проектов и в разных областях.
    Консорциональная форма сотрудничества оказалась одной из наиболее устойчивых к воздействию финансового кризиса 1998 г. - не только продолжает функционировать большинство ранее созданных консорциумов, но и формируются новые на перспективных направлениях сотрудничества. Наряду с консорциумами развивается и производственная деятельность такой традиционной формы коммерческой деятельности как совместные предприятия (СП), создаваемых с российским капиталом в странах СНГ. Они представлены в широком спектре отраслей - от добывающих до производящих простейшие предметы жизнеобеспечения. С участием крупных российских нефтяных, газовых и энергетических компаний - "Газпрома", "ЛУКойла", РАО "ЕЭС России" и др. - осуществляется ряд проектов в Казахстане, Молдавии, Киргизии, Белоруссии, странах Балтии. Значительная часть СП в отраслях ТЭК создается с привлечением инвесторов из дальнего зарубежья. Партнерами российских компаний в странах СНГ часто выступают правительственные структуры.
Говоря о поддержке транснационализации российских компаний и о создании системы стимулирования зарубежных инвестиций, направляемых на цели инновационного развития России, и особенно, о продвижении её продукции на внешние рынки, нельзя обойти стороной роль Межправительственных комиссий России со странами СНГ. Они могут стать важным информационным подспорьем, необходимым для успешного развития бизнеса стран Содружества.(7)


________________________________________________________________________________
1. Эксперт. - М., 2007. - N 4. - С.46.

2. Эксперт. - М., 2007. - N 4. - С. 47.

3. Внешнеэкономические связи России в глобализирующемся мире (сценарии до 2025 года). - М., ИМЭПИ РАН, 2005. - С.104.

4. РФ сегодня. - М., 2007. - N1. - С. 3.

5. ВЭБ. - М., 2007. - N 2. - С. 53.

6.Там же, с.104.

7. МК от 23.05.07.

Док. 585550
Опублик.: 31.08.09
Число обращений: 0

  • Алабян Сурен Саакович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``