В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Российский парадокс: дороги становятся лучше, а аварийность...растет Назад
Российский парадокс: дороги становятся лучше, а аварийность...растет
Сообщения об аварийности на дорогах напоминают военные сводки. Десятки тысяч погибших, сотни тысяч раненых. За год мы теряем в автокатастрофах в два с лишним раза больше людей, чем за девять лет афганской войны. Два извечных российских вопроса "кто виноват?" и "что делать?" ждут ответа. И помочь разобраться в этом журнал "Дороги России XXI века" попросил заместителя руководителя Департамента эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора Бориса Николаевича Баварова. Предлагаем вниманию читателей интервью, которое он дал нашему корреспонденту.

Борис Николаевич БаваровБорис Николаевич, вопросы безопасности дорожного движения и снижения аварийности стоят сейчас как никогда остро. И это несмотря на значительные усилия дорожников по качественному улучшению автомобильных дорог общего пользования?

К сожалению, 2003 год принес повышение аварийности на всех дорогах России. Это отмечалось и на расширенной коллегии Минтранса. Практически рост был по всем показателям - по количеству дорожно-транспортных происшествий - на 10,8%, по погибшим - на 7,1% и по раненым - рост на 13%. Цифры приведены в целом по России, включая города и населенные пункты. Так что, как видите, положение более чем серьезно. И выход из такой ситуации надо искать. А для этого попробуем проанализировать причины аварийности на дорогах.

В 77,6% ДТП виноваты водители, нарушившие правила дорожного движения. Но и здесь все не так однозначно. Если у водителей - владельцев автомобилей, или, как мы сейчас говорим, у физических лиц, рост аварийности составил около 12%, то предприниматели и организации добились заметной стабилизации.

Надо заметить, что основные нарушения правил дорожного движения носят, если можно так сказать, "умышленный" характер. Это - превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу. Одну из возможных причин такого поведения тоже дает статистика. По сравнению с 2002 годом почти на 6% увеличилось число водителей, которые садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения. Думаю, нет смысла говорить о том, как ведут себя такие люди на дорогах.

Наблюдается еще одна тревожная тенденция. На целых 11% возросло число происшествий с участием неустановленного транспорта. Что это значит? А то, что, попав в аварию, вернее став ее виновником, водитель просто скрывается с места происшествия. Зачастую не оказывая при этом первой помощи потерпевшим.
Вместе с тем, обвинять во всех бедах только водителей было бы несправедливо. Если проанализировать дорожно-транспортные происшествия, случившиеся по вине пешеходов, то их рост составил 5%. Причем, нужно отметить, что тяжесть этих происшествий тоже возрастает.

Но, возможно, на федеральных дорогах картина иная?

Да, эти цифры дают характеристику положения дел на дорогах вообще, т.е. с учетом ДТП в населенных пунктах и на территориальной дорожной сети. Но если так обстоят дела в целом по стране, то нет ничего удивительного в том, что рост аварийности наблюдается и на федеральных дорогах. Ведь по ним ездят те же водители, их пересекают те же пешеходы. Правда в процентном соотношении самые грустные цифры - количество погибших и раненых - увеличились в два раза меньше, чем по всем дорогам России. Но, еще раз подчеркну, что эти данные относятся к общей аварийности. Результат работы дорожников определяет другой фактор - число ДТП, в которых были отмечены сопутствующие дорожные условия. Так вот, если оценивать 2003 год по сравнению с годом предыдущим, можно назвать следующую цифру - число таких дорожно-транспортных происшествий снизилось на 16,5 %. Это говорит о верности курса, который выбрало руководство отрасли, - эффективно поддерживать в надежном эксплуатационном состоянии действующую сеть автомобильных дорог. Не хотел бы перегружать внимание читателей цифрами, но в серьезном разговоре без них не обойтись. Так вот, только в прошлом году мы заменили и установили около 60 тысяч дорожных знаков, 150 километров ограждений, в соответствии с федеральной программой протяженность дорог с искусственным освещением стала больше почти на 200 километров.

И что получается? Дороги лучше, а аварий больше?

Да, это так. Хорошая работа дорожников проблему аварийности в полном объеме не решает. Более того, существует парадокс, хорошо известный практикам. О нем на последней расширенной коллегии Минтранса говорил, в частности, начальник управления дороги Москва - Санкт-Петербург О.Ю.Маликов. Парадокс этот заключается в том, что хорошие магистрали как бы провоцируют водителя на движение с превышением скорости, а из-за этого возрастает число и тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий. Но причина его лежит вне плоскости работы дорожников. Скорее это результат недисциплинированности водителей.

Мы достаточно внимательно анализируем каждое ДТП на федеральных дорогах. Причем, делаем это вместе с коллегами из Государственной инспекции безопасности дорожного движения. И наш совместный опыт убеждает - в одиночку проблему аварийности не решить.

Над ней сообща должны работать представители всех заинтересованных министерств и ведомств. Скажем, ни дорожники, ни представители ГАИ не могут влиять на пассивную безопасность автомобилей, которые движутся по российским магистралям. Водитель трезв и здоров, машина технически исправна - в добрый путь. Но вот добрым он оказывается, к сожалению, не всегда. Если взять, например, особенности продукции отечественного автопрома, то нет в наших машинах ни подушек безопасности, ни специальных стоек, снижающих риск серьезных травм для водителя и пассажиров, ни антиблокировочных систем. Зато скорость, и весьма значительно, на них превысить можно. Со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями.

Еще одна проблема - оказание помощи пострадавшим при ДТП. Как правило, проезжающие мимо водители оказать ее более-менее качественно не в состоянии. А специализированная машина "Скорой помощи" на место дорожно-транспортного происшествия может приехать и через час-полтора. Не случайно, наверное, у нас на дорогах погибает людей приблизительно в 10 раз больше, чем в Великобритании при сопоставимом количестве автомобилей.

Надо отметить, что большинство ДТП (около 60%) происходят в городах и населенных пунктах. На федеральные автодороги приходится чуть больше 11% из них. А если учитывать только те, в которых зафиксированы сопутствующие дорожные условия, то из общего количества таких аварий и катастроф в пятьдесят одну тысячу на федеральных трассах произошло лишь три тысячи двести сорок.

Кстати, а кто и как определяет, что авария произошла в том числе и из-за плохого состояния дороги?

К сожалению, при действующем порядке, само понятие "сопутствующие дорожные условия" весьма субъективно. Вот, скажем, в 39% случаев ДТП отмечались низкие сцепные качества покрытия. Но это - просто мнение сотрудника, который оформляет протокол на это происшествие. Без всякого доказательства того, что именно низкие сцепные качества стали сопутствующими факторами происшествия. А может быть (особенно в дождь) коэффициент сцепления как раз и был нормальным?

Сколько раз в качестве сопутствующих условий называли неудовлетворительное состояние обочин. Начинаем разбираться, и выясняется, что водитель превысил скорость, причем значительно, его опрокинуло и вынесло на обочину, состояние которой показалось инспектору неудовлетворительной. И где тут вина дорожников?
Хочу сказать еще и вот о чем. Не случайно такие дорожные условия называются сопутствующими. Потому что как ехать в итоге решает все-таки водитель. При всем нашем желании не может специальная техника очистить, например, от наледи дорогу на всем ее протяжении за минуту. Значит, водителю стоит соблюдать такой скоростной режим, при котором можно не бояться потерять управление.

Не утверждаю, что у нас все отлично. У дорожников есть свои недостатки, мы их знаем и боремся с ними. Но, думаю, нельзя сбрасывать со счетов низкую культуру участников дорожного движения, как водителей, так и пешеходов. Понимаю, что изменить их поведение достаточно сложно, но все же задача это выполнимая. Ведь подавляющее большинство наших водителей, попав за границу, очень быстро вспоминают, как нужно ездить по правилам. Да и в России, скажем, установленную скорость превышают только там, где не рассчитывают встретить сотрудников ГАИ.
Я полностью согласен со своими коллегами из госавтоинспекции, которые считают, что нужно увеличить штрафы за грубые нарушение правил дорожного движения. Разговоры о низком уровне жизни населения в этом случае лишены всякого смысла. Посмотрите, какие машины сейчас на дорогах, особенно в крупных городах. Ну не испугает водителя шестисотого мерседеса или джипа штраф в сто - двести рублей. (Не знаю, есть ли вообще такая "мелкая" купюра в его кошельке.) А дисциплинированного водителя сумма штрафа вообще не волнует. Кто ездит по правилам, тот с деньгами не расстается.

Но, вообще-то, начинать, конечно, надо не с повышения штрафов, а с изменения самой системы подготовки водителей, сдачи экзаменов в автошколах. Об этом много говорится, и знаю, что наши коллеги из ГИБДД имеют серьезные наработки по повышению качества учебного процесса.

А вы подсчитывали, сколько нужно средств для того, чтобы дорожники смогли решить свою часть проблем безаварийного движения?

Вы задаете, пожалуй, самый больной вопрос. Именно поэтому полагаю, что необходимо вносить эту проблему на самый высокий уровень. Сейчас мы, к сожалению, экономим на всем. А в таком деле, как безаварийность, это просто недопустимо. Да, у нас есть несколько федеральных программ, которые финансируются более-менее регулярно. Уже упоминал одну из них - по оборудованию федеральных автомобильных дорог искусственным освещением. Сейчас мы разрабатываем еще более важную, на мой взгляд, программу - по устранению мест концентрации ДТП. У нас сейчас на федеральных дорогах приблизительно 2400 очагов повышенной аварийности. Они занимают всего пять-десять процентов от всей протяженности наших магистралей, но в них совершается до половины всех дорожно-транспортных происшествий. Понятно, что если удастся стереть эти "черные точки" с карты наших дорог, то показатели аварийности заметно изменятся к лучшему. Но средств все это требует на порядок больше, чем нам сейчас отпускают.

И, самое главное, еще раз хочу подчеркнуть эту мысль в одиночку ни одно министерство, служба или агентство проблему аварийности на дорогах не решит. Нужен по-настоящему комплексный подход, объединение усилий всех заинтересованных сторон, координация их действий на правительственном уровне. Сейчас, в период активной фазы административной реформы, подумать об этом самое время.

Источник: "Информавтодор"

Док. 585504
Перв. публик.: 15.09.04
Последн. ред.: 31.08.09
Число обращений: 0

  • Баваров Борис Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``