В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выживает умнейший Назад
Выживает умнейший
17 Августа 2009 года
Выживает умнейший

Очень интересную ситуацию сейчас можно наблюдать на новосибирском рынке коммерческой недвижимости. В городе, в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, построили далеко не все, что планировали, но даже при этом уже наблюдается перепроизводство коммерческих площадей. На этом фоне есть бизнес-центры и торговые центры, которые не понижают арендные ставки и полностью заполнены арендаторами!

В чем их успех? Он состоит либо в правильном месторасположении, либо в грамотно выбранной концепции, либо в предоставлении своим арендаторам максимального комфорта.

Все говорят: `кризис, кризис…` – а на мой взгляд, вполне нормальная рыночная ситуация. Просто те собственники, которые раньше не напрягались по поводу грамотного управления своими объектами, сейчас, мягко говоря, себя не очень хорошо чувствуют. А ведь дальше будет еще хуже! Прошло время `простой аренды` – теперь, работая в этой сфере, надо немного больше напрягаться, думать о будущем объекта, его развитии. Но, к сожалению, это еще не все осознали. Буквально неделю назад мы прекратили работу с одним из новых торговых центров города. Причина вполне банальна – недопонимание со стороны собственника! У него есть устойчивое мнение, что до сих пор можно диктовать условия арендаторам и не заниматься своим объектом. `Центр же в хорошем месте расположен`, – думают собственники. Так вот: если вы собственник объекта коммерческой недвижимости и вы до сих пор так рассуждаете, то вы следующий, кто пойдет за `Гранд Сити`!

Несколько слов хотелось бы сказать и арендаторам. В первую очередь, уважаемые арендаторы, требуйте нормальных условий аренды! Арендный бизнес – это направление B2B. Почему вы соглашаетесь арендовать помещение в так называемых бизнес-центрах без каких-либо намеков на нормальное существование? Что я называю нормальными условиями? Первое – климат. Прошло время офисов `на коленках`. В офисе должен быть нормальный климат: летом свежо, зимой тепло. Второе – уборка: ежедневная уборка арендуемых помещений, а также не менее двух раз в день уборка туалетов, обеспечение расходными материалами (туалетная бумага, салфетки, мыло). При этом вы как арендаторы не должны беспокоиться о том, кто это будет делать, – это забота собственника. Пусть он ищет уборщицу, отслеживает качество ее работы, покупает материалы. Сюда же входит уборка прилегающей территории. Входные зоны многих бизнес-центров в зимний период – это просто ужас какой-то! Если ты там не упал, то тебе повезло. Третье – охрана. Как правило, с ночной охраной вопросы решаются, но днем толпы распространителей не дают работать. Это же бизнес-центр, а не ярмарка! Необходимо ограничить доступ посетителей. Четвертое – техническая эксплуатация. Наверняка всем вам известны эти проблемы: то лампочка перегорит, то лифт не работает, то холодно, то жарко. А при обращении к собственнику с требованием устранить неполадки создается впечатление, что ты подаяние пришел просить. Пятое – места курения. От этого никуда не деться – есть сотрудники, которые курят и не курят. Создайте условия для обеих категорий! Шестое – почтовый ящик на первом этаже. Вы же бизнесом занимаетесь, у вас есть деловая переписка и корреспонденция, она должна к вам нормально доходить. Седьмое – парковка. С этим в Новосибирске непросто, я все понимаю. Но можно же как-то посодействовать, побеспокоиться об арендаторе!

Это только основные условия, я уже не говорю о дополнительных услугах: прием звонков, единое обеспечение жизнедеятельности офиса (вода, чай, кофе и т.д.), которые у нас никто не предоставляет. А в условиях строжайшей экономии благодаря дополнительным услугам арендаторы могли бы сэкономить до нескольких десятков тысяч рублей в месяц.

С торговыми центрами все еще сложнее! Я даже не затрагиваю тему комфорта покупателей. У нас до сих пор существуют торговые центры, в которых нет туалета для покупателей. А ведь торговые центры создаются для них, они приходят сюда тратить деньги! Арендаторы для собственника ТЦ – это вообще враг номер один. Хочешь разместить рекламу внутри здания – плати, хочешь провести рекламную акцию – плати. Все по-другому должно быть! Нет, арендаторы, конечно, тоже разные бывают. Когда мы весной предлагали арендаторам одного ТЦ провести совместную рекламную акцию – половина отказалась. Почему? Вы же арендуете помещение в торговом центре! Как говорится, `колхоз – дело добровольное`.

Подводя черту, хочу сказать: для того чтобы ситуация в сфере коммерческой недвижимости в Новосибирске хоть немного изменилась к лучшему, проявить инициативу должны все заинтересованные стороны (собственники, арендаторы, покупатели, управляющие компании). Только совместными усилиями мы выйдем на новый уровень!

17 Августа 2009 год.

www.ksonline.ru



Док. 585466
Перв. публик.: 17.08.09
Последн. ред.: 31.08.09
Число обращений: 0

  • Каламейцева Ольга

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``