В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нерыночные СМИ умрут Назад
Нерыночные СМИ умрут
Подвести итоги первого полугодия 2009 года и летней подписной кампании газета "БИЗНЕС Online" попросила участников и экспертов медиарынка.

Александр Латышев - главный редактор газеты "Республика Татарстан":
- Конкуренция на медиа -рынке по-прежнему высокая. Но нам удалось не только не снизить тиражи, но даже несколько нарастить их, в первую очередь за счет розницы. Редакция заключила договоры с порядка 15 операторами по продаже газет в розницу. Если раньше в розницу мы продавали около 1,5 тыс. газет, то теперь планируем довести до 4 тыс. газет. Заключили договор с авиакомпанией "Татарстан", с сетями АЗС, с магазинами. Получили штрих-код для реализации через магазины. Только не смейтесь - договариваемся с бабушками на рынках! И, знаете, есть интересное маркетинговое наблюдение: мы говорим одной такой бабушке: "Продавайте газету за 4-5 рублей", отходим - она кричит: "Покупайте газету! 10 рублей!". Но что самое интересное, все газеты она продала. В общем, мы предприняли отчаянные усилия, плоды есть, а что будет дальше, сказать сложно. За вход в магазины - плати, за то, чтобы твоя газета не была под прилавком,- плати. Затраты очень большие. Но они делают тираж, величина которого влияет на количество рекламы.

Фарит Шагиахметов - первый заместитель руководителя республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа":
- Во втором полугодии 2009 года коммерческим изданиям, не имеющим поддержки из бюджета, пришлось или сокращать периодичность (как "Вечерняя Казань" - три выхода в неделю вместо четырех), или уменьшать количество полос (как "Коммерсантъ"), или отказываться от цветности. Не стало новостью, что "Российская газета" по-прежнему остается самой тиражной газетой - тираж "толстушки" на второе полугодие 87 тыс. экземпляров. Это связано, конечно, с финансированием из бюджета России бесплатной подписки на эту газету для ветеранов, участников войны. Несколько упали тиражи у "Аргументов и фактов", а "Комсомолка" даже немного подросла. Однако о реальных тиражах этих газет сложно судить объективно, так как примерно половина газет распространяется в розницу, и у нас нет данных о возврате. У социально значимых изданий, на которые существует государственный заказ, ситуация нормальная. Несмотря на рост цен на подписку, тиражи районных газет не упали. И это при том, что отключен административный ресурс, поскольку с 2008 года местные власти больше не являются учредителями этих газет.


Рашид Галямов - генеральный директор ИД "Парадигма":
- Итоги этой подписной компании только подтвердили тенденцию на рынке печатных СМИ, которая обозначилась с начала острой фазы кризиса, то есть с осени прошлого года. Ее суть такова - кризис убьет прежде всего неконкурентоспособные СМИ. Экономика сжимается, и рекламодатели будут обращаться и уже обращаются только к тем СМИ, которые дают реальную отдачу. А таких у нас, честно говоря, три-четыре на Казань. И то же самое происходит с читателями - они будут оставаться верны тем СМИ, которые дают им реальную объективную картину. Административный ресурс все меньше будет сказываться на подписке, все меньше будет происходить обман различных структур со стороны СМИ, когда подписку годами наращивали искусственно и пудрили всем мозги.
Еще я обратил бы внимание на существенное сокращение федеральной прессы. Некогда знаменитые брэнды имеют тиражи в 1-2 тысячи экземпляров на всю республику! С учетом того, что в основном подписываются на них юрлица, боюсь, обычных читателей они уже лишились. И это уже диагноз для общества, которое стремительно теряет свой интеллект. Ведь речь идет о качественной прессе, если говорить о тех же "Известиях", "Российской газете", "Ведомостях", "Коммерсанте", "Независимой"...
Мой прогноз, который я давал полгода назад, остается прежним: на рынке должно остаться не более 30% игроков от существующих. Гламур, все непрофессиональное, все случайное - все должно умереть. Если говорить про госСМИ, то ситуация очень проста. Анализ данных по "Республике Татарстан" и "Ватаным Татарстан" показывает, что, несмотря на критику этих двух изданий, пертурбации, которые они претерпели в управлении, все равно эти два СМИ административно поддержаны. Секрет их тиражей очень прост. Их поддержали, потому что это флагманы. А на остальные СМИ сил уже не хватает. Это и правильно. Госбюджет будет сокращаться - это тоже тренд устойчивый, нужно сосредоточиться на поддержке нескольких ведущих СМИ. А значительную часть бюджетных СМИ лучше закрыть волевым образом, чтобы меньше агонизировали и по быстрее отдали ресурсы на рынок... А с частными изданиями разбирается рынок и кризис. Уверен, что через год останется "Вечерка", "Коммерсантъ", "Комсомолка". А вот про судьбу остальных - не уверен. Слишком интересные времена наступают...

Ильдар Миргалимов - заместитель главного редактора газеты "Ватаным Татарстан":
- Мы ввели отдельный подписной индекс на "толстушку", которая выходит в пятницу в формате А3, так вот по итогам этой подписной компании тираж на нее удалось увеличить до 17 тысяч экземпляров с лишним. В прошлом полугодии он был около 16 тысяч экземпляров. Мы ведем активную подписную компанию в течение всего года, есть специальные агенты, которые ездят по районам, по деревням и ведут активную пропагандистскую работу с населением. Действительно, многие организации по причине кризиса отказываются выписывать нашу газету, в некоторых районах даже школы не подписались. Но при сокращении так называемой административной подписки, обычнее люди стали подписываться больше.

Игорь Каймаков - директор казанского филиала "Коммерсантъ-курьер":
- Снижение по подписке на периодические издания по итогам летней подписной кампании - 20-25 %. Так что тенденция наметилась, и дна этому падению пока не видно. Татарстанские издания "просели" существеннее - примерно на 30 %. Глянец пострадал меньше, среди гламура снижение тиражей порядка 10 %. В кризис многие стали получать информацию из Интернета, бюджетные организации урезали расходы на подписку. Эта ситуация заставила нас сократить собственные расходы, урезать штаты и свернуть некоторые проекты, такие как директ-мейл (рассылка рекламных листовок, проспектов), адресная доставка.

Эрик Хайруллин - главный редактор газеты "Вечерние Челны":
- Мы провели совместную акцию с Пенсионным фондом, предложив пенсионерам подписываться на газету по сниженным ценам, примерно на 30 % дешевле. И прошедшая подписная компания на нашу газету показала очень хорошие результаты для лета - 5 тысяч подписчиков. Приходится лавировать: скинули цену, зато остались со своими подписчиками. Не только на газетах, но и на всех предприятиях и организациях, работающих в Набережных Челнах, сказывается выдача зарплаты на КАМАЗе. Даже то, что основную подписку на нашу газету сделали пенсионеры, которые в меньшей степени зависят от ситуации на заводе, говорит о многом. Если рассуждать в целом, то ситуация не такая оптимистическая. Идет серьезная конкуренция с телевидением, очень большой кусок "пирога" отхватывают бесплатные информационно-рекламные и рекламные издания, развлекательная пресса, телегиды. Закрылась газета "Час", не пошли некоторые новые медийные проекты. Хотя мы ожидаем, что в связи с тяжелой экономической обстановкой люди переключатся на серьезную прессу, чтобы знать, что происходит в экономике, в политике.


Наталья Голобурдова

www.business-gazeta.ru

22.07.2009

Док. 584868
Перв. публик.: 22.07.09
Последн. ред.: 28.08.09
Число обращений: 0

  • Галямов Рашид Замирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``