В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Через пять лет Московскому речному пароходству исполнится 150 лет. Назад
Через пять лет Московскому речному пароходству исполнится 150 лет.
ПРИОРИТЕТ - ПАССАЖИРСКИМ ПЕРЕВОЗКАМ

С какими успехами и проблемами придет оно к этой круглой и славной дате? Пока трудно загадывать. Да и не время сейчас об этом думать, а лучше обратиться к делам насущным. Каковы успехи пароходства в навигацию прошлого года и как оно готовилось к предстоящей навигации.

- Вы спрашиваете, чем примечателен для нас был ушедший 2002 год? Отвечаю - своей стабильностью. После достаточно серьезной реструктуризации пароходства мы вышли на стабильную работу без революционных изменений. И достаточно спокойно и нормально отработали год без всяких потрясений. Хотя итоги навигации показывают, что мы снизили объем перевозок грузов, на что были объективные причины. При этом довольно значительно повысили количество перевезенных пассажиров.

В 2000 году была принята концепция развития нашего пароходства до 2010 года. Приоритетным направлением мы для себя определили пассажирские и туристические перевозки на комфортабельных теплоходах. На втором месте - внутренний грузовой флот и на третьем - грузовые суда типа "река-море". Мы продолжаем строго следовать этому направлению развития. Для пассажирских перевозок купили в Германии еще один теплоход "Тихий Дон" (1977 года постройки). В прошлом году сделали ему серьезный ремонт и произвели модернизацию. С мая он уже вошел в строй. После ремонта и модернизации "Тихий Дон" можно считать одним из новых лайнеров. Благодаря ему и другим теплоходам в прошедшую навигацию объем пассажирских перевозок значительно увеличился, и соответственно, вырос доход.

- С пассажирскими судами все ясно, но я никогда не думал, что они прибыльны. А как обстоят дела на грузовом флоте?

- Пассажирский флот для нас всегда был прибыльным и он приносит основной доход пароходству. Что же касается внутреннего грузового флота, то здесь все значительно сложнее. Дело в том, что наше пароходство всегда специализировалось на перевозках в Москву нерудных строительных материалов, таких как песок и щебень. По заданию правительства Москвы еще перевозим уголь для Мосэнерго. К сожалению, ситуация складывается так, что несмотря на достаточно стабильный уровень строительства в столице, объем потребления песка снизился. И, соответственно, мы вынуждены идти за потребителем и также уменьшить объем добычи и завоза песка в Москву. В результате у нас на 10 процентов упали добыча и перевозки нерудных строительных материалов.

В прошлом году состоялось несколько совещаний в правительстве Москвы по концепции развития речного транспорта в столице. И, в то же время, принято решение о благоустройстве территории, прилегающей к Химкинскому водохранилищу. Исходя из этого решения была закрыта часть площадок под выгрузку песка. В итоге это привело к еще большему снижению объема перевозок строительных материалов. Мы, естественно, не сидим сложа руки, а активно пытаемся противодействовать, всячески доказываем Юрию Лужкову, правительству Москвы, что подобное решение создаст для строителей города и для нас только новые проблемы и, разумеется, приведет к убыткам.

- Давайте вернемся к обновлению флота, это ведь одна из главных проблем не только вашего пароходства, но и всей отрасли?

- Что касается обновления флота, то, как я уже говорил, для нас пассажирский флот является приоритетным, поскольку пароходству он приносит главную прибыль. Мы на своих судах перевозим в основном (на 95 процентов) иностранных туристов, причем выступая не только как перевозчик, но и как крупный туроператор. Сами занимаемся приемом туристов, организацией питания на теплоходах, туристическим обслуживанием и т.д., то есть обеспечиваем полный сервис. Кроме теплохода "Тихий Дон", пополнили наш пассажирский флот еще одним судном. В ноябре прошлого года взяли в аренду у Украины на 15 лет четырехпа-лубный теплоход с гордым именем "Россия". Сейчас он стоит в Ростове и проходит модернизацию. В этом году он должен вступить в строй. Далее, мы заканчиваем ремонт исторического судна "Максим Горький", бывшего речного лайнера правительства Советского Союза, построенного еще в 1937 году одновременно с открытием канала имени Москвы. Он был предназначен для правительственных делегаций и высоких гостей. Пришлось на нем менять всю надстройку, ремонтировать корпус. Поставили дополнительные дизель-генераторы, новую рулевую машину, сейчас ведется отделка внутренних интерьеров. Он будет выполнять свою роль, как и ранее - совершать банкетные рейсы со всевозможными правительственными делегациями, посольствами, одним словом, VIP-теплоход. Но для нас главное, что удалось сохранить исторический лайнер. Судов такого времени и класса осталось совсем немного, а для Москвы - это единственное в своем роде, уникальное судно. Оно проработало 60 лет, а после капитального ремонта и модернизации, думаю, проработает еще столько же.

Теперь по грузовому флоту. Мы постоянно проводим его модернизацию, сейчас часть судов класса "О" переделываем на класс "ОПР" для того, чтобы они могли ходить на Ладожское и Онежское озера и на линии Москва - Санкт-Петербург. Два судна мы переделали в прошлом году, в частности на Городецком судоремонтном заводе. Постоянно проводим текущий ремонт. За прошедшие несколько лет пароходство приобрело много различной техники, земснарядов и гидроперегружателей для добычи и перевозки песка. Есть еще хорошие вести. Московское пароходство выиграло тендер на дноуглубительные работы в районе Астрахани на нижней Волге. У нас для этого есть специальная техника - семь земснарядов, один из них Эжекторный-1500. Мы активно добываем песок и готовы заниматься этой привычной для нас работой не только в Московском регионе, но и в других регионах России. И предложения постоянно поступают.

- Константин Олегович, мы с вами го ворим все о технике, о судах, о прибыли, а ведь без людей техника, как известно, мертва. Как у вас решаются кадровые и социальные вопросы, держатся ли у вас люди, приходит ли на флот молодежь?

- Сегодня в Московском речном пароходстве работает около 4500 человек. У нас в 2000 году начался эксперимент по переводу грузовых судов на работу с предпринимателя ми без образования юридического лица. Этот эксперимент продолжа- ется, в сущности его уже можно не считать таковым. Вот уже два года мы отработали, и он показал свою эффективность. В чем его суть? Капитан (предприниматель) судна внутреннего плавания берет его у нас в аренду, с нами же заключает договор на перевозку грузов и работает в таком качестве. На то время это было довольно смелое решение, и оно позволило заинтересовать наших капитанов, плавсостав в более рентабельной работе, уменьшить расходы топлива и т.д. Потому что люди были материально заинтересованы. Это позволило нам не только не сократить кадры на грузовом флоте, но и привлечь новые. Значительно вырос уровень оплаты труда.

Благодаря абсолютно законному способу минимизации налогов появились дополнительные ресурсы для оплаты труда наших капитанов и плавсостава. Вообще-то проблема с кадрами довольно остро стоит во всей нашей отрасли. Поскольку она является навигационной и рентабельность ее недостаточно высокая по сравнению с другими производствами, то и уровень оплаты не такой уж большой. Поэтому, хотя мы и являемся Московским пароходством, но в основном опираемся на кадры наших предприятий, которые находятся не в Москве, а в Нижегородской, Владимирской, Рязанской, Тверской областях. Там, где расположены все наши базы отстоя и ремонта. Кадры в основном там местные.

Молодежь, к сожалению, на флот идет очень неохотно, хотя мы тесно работаем с Московской Государственной академией водного транспорта, с Рыбинским речным училищем и другими учебными заведениями. Пока держимся на людях советского поколения. Но я надеюсь, что со временем мы решим кадровую проблему. Надо так заинтересовать молодых людей, чтобы они шли на флот с большим желанием. И настанет время, когда будет объявлен конкурсный отбор на занимаемую должность.

Беседу вел Михаил Курносов

http://rivtrans.com

Док. 584793
Перв. публик.: 27.01.03
Последн. ред.: 27.08.09
Число обращений: 0

  • Анисимов Константин Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``