В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Битва за Москву Назад
Битва за Москву
Партии приступают к сражению за столичную Думу

Вчера Мосгоризбирком завершил прием документов на регистрацию от всех желающих поучаствовать в выборах в Мосгордуму, назначенных на 11 октября.

Пока предвыборная кампания в Мосгордуму проходит довольно тихо. Напомним, что избирают 35 депутатов, 17 - по одномандатным округам, а партийные списки выдвинули шесть из семи партий. "Мы заканчиваем регистрацию списков кандидатов, и никаких жалоб или претензий со стороны партий или самих кандидатов к нам пока не поступало", - рассказал "РГ" член Мосгоризбиркома Вячеслав Шуленин. По его словам, теперь главная задача комиссии - тщательно информировать москвичей о предстоящей кампании, чтобы обеспечить нормальные показатели явки. "Тут многое зависит не от нас, а от того, как проведут свою агитационную работу сами кандидаты, - сказал Шуленин, - от того, насколько москвичей заинтересуют предложенные ими программы".

"Кампания идет очень интересно - нет никаких неожиданностей, мы работаем по плану, а из наших оппонентов мы кое-где видели только коммунистов", - рассказал глава исполкома московских "единороссов" Виктор Селиверстов. Спокойный период кампании Олег Лавров, руководитель аппарата фракции ЛДПР в Госдуме и второй номер в списке, объясняет традицией: "Как обычно, на всех региональных выборах все раскачиваются очень медленно, и стреляет последний месяц".

Лучше проводить выборы весной, когда у людей больше позитивных эмоций"Мы немножко удивлены вялостью наших оппонентов-эсеров", - признается секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. Секретарь бюро совета регионального отделения "Справедливой России" в Москве Наталия Бородина тоже отметила: "Ни одна партия пока не ведет свою избирательную кампанию очень активно". Это во многом связано с тем, что в августе и в начале сентября большинство москвичей берут отпуска и стараются уехать из города. Впрочем, как подчеркнула Бородина, выборы в Мосгордуму всегда характеризовались довольно низкой явкой, даже когда они проводились в более "удачное" время, в декабре. "Осень - вообще неудачное время для выборов, - полагает Бородина. - Гораздо лучше проводить выборы весной, когда у людей больше позитивных эмоций".

"Знаете, мы и не ощутили конкуренции, потому что все это время собирали подписи", - признается зампред "Патриотов России" Надежда Корнеева (они собрали 92 тыс. подписей, а сдали 78 тыс. - Прим. "РГ"). Три партии-участницы - "Патриоты России", "Правое дело" и "Яблоко" - все никак не отойдут от процесса сбора подписей, поскольку ни одна из них не представлена в Госдуме. Так, "яблочники" сдавали свои 78 тысяч вчера, точно так же как трое "правых"-одномандатников (ПД не выставила списка. - Прим. "РГ"). "Кампания стала, конечно, сложнее из-за отмены избирательного залога, нас заставили собирать подписи в мертвый сезон, когда наших избирателей мало в Москве, да еще и чинили препятствия постоянно", - заявил Сергей Митрохин. При этом "яблочники" заранее готовятся, по словам Митрохина, "к придиркам, не говоря уж об очень некрасивой конкуренции, когда люди представляются то якобы эсерами, то вроде бы членами ЛДПР и звонят мне или в партию, рассказывая, что мы собираем подписи в неположенном месте, например там, где молодежь вечером собралась и пьет пиво - это можно оценить только как попытки стравливания партий". Между тем "Патриоты России" не жалуются на какие-либо препятствия со стороны властей, скорее, по словам Корнеевой, есть опасения самих граждан: "Понимаете, сейчас люди неохотно ставят данные паспорта, и потом - не в каждый подъезд или дом войдешь".

Опрошенные "РГ" партии буквально одна за другой настаивают, что в Москве нужно вести кампанию "от двери к двери". Правда, аргументы в пользу этого метода агитации приводят разные. Например, Олег Лавров считает, что "Москва просто закормлена промо-акциями, вы посмотрите - у метро редко кто берет раздаваемые листочки, так какой смысл раздавать агитки". "Кого сейчас удивишь, если засыплешь город макулатурой, - согласен и Селиверстов, - мы понимаем, что нам надо агитацию так проводить, чтобы нас было заметно, но не вызывали раздражения". Виктор Селиверстов признался, что "единороссы" ведут кампанию очень экономно: "Ресурсы небольшие, и мы больше надеемся на свои первички, а их у нас около 3 тысяч и на партийную сеть, кроме того, мы подготовили сильную дебат-команду - у нас есть специалисты по всем вопросам". Надежда Корнеева считает, что к кампании бы сильно привлекли внимание дебаты.

Тем не менее уже появились и первые проблемы. Например, ЛДПР сумела разложить свою бесплатную газету в аэропорту Внуково, а вот с Шереметьево договориться никак не получается. "Идут непонятные обвинения, что мы забрали всю наружную рекламу, - возмущается Олег Лавров, - да в столице самая оптимальная кампания от дома к дому, несколько щитов ничего не дадут". Коммунисты тоже раздают газету. А в "Яблоке" решили сделать акцент на отчетах депутатов МГД - Сергея Митрохина и Евгения Бунимовича - за прошедший срок. Но, конечно, самой остроумной находкой "яблочников" стал штаб, отслеживающий процесс обсуждения развития Москвы. "Это не наша вина, что агитационная кампания совпала с процессом обсуждения генплана столицы, тут надо сказать спасибо московскому правительству, которое затянуло сроки и теперь им надо уложиться до 1 января", - с тихой радостью заметил Митрохин. А эсеры считают, что избирателя привлечет их предвыборная программа, где главное - совершенствование системы местного самоуправления в Москве, чтобы оно перестало быть "декоративным". "Мы также должны сделать социальные проекты, реализуемые в столице, более понятными самими москвичам", - добавила Бородина.


Алексей Ильин , Анна Закатнова
27 августа 2009 г.
www.rg.ru

Док. 584767
Опублик.: 27.08.09
Число обращений: 0

  • Селиверстов Виктор Валентинович
  • Шуленин Вячеслав Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``