В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Привокзальный спор Назад
Привокзальный спор
Архитекторы выступили за сохранение нефункционального здания

Здание Морского вокзала в Гавани может быть снесено. Эта идея озвучена в пятницу на заседании Градостроительного совета, где был представлен проект развития этой территории. Инвестор предполагает вложить около $300 млн в строительство нового терминала по приему туристов, а также здания многофункционального центра на месте существующего Морского вокзала. За спорами членов Градсовета о том, стоит ли сносить здание советских времен в угоду функциональности, или оставить его как памятник эпохи, наблюдала корреспондент Ъ МАРИЯ МОКЕЙЧЕВА.

Развитие территории Морского вокзала на площади Морской славы, по плану инвестора, ЗАО "Морской вокзал", состоит из нескольких этапов. На первом предполагается строительство нового здания Морвокзала рядом с существующим -- архитектурная концепция этого проекта была утверждена Градостроительным советом в прошлом году. По словам генерального директора ЗАО "Морской вокзал" Владимира Малика, уже начаты работы по инженерной подготовке территории, стоимость которых составляет около $6 млн. Завершить строительство общей стоимостью $100 млн планируется в конце 2009 года. В начале 2010-го туда будут переведены таможенные и пограничные службы и здание начнет работать как пассажирский терминал. Предполагается, что к этому вокзалу будут приходить суда длиной менее 200 м, а на новом пассажирском терминале, строящемся на намывных территориях в западной части Васильевского острова, будут обслуживаться более крупные круизные суда, которым сейчас приходится швартоваться в грузовом порту. Помимо терминала, который займет в новом здании около 5 тыс. кв. м, здесь предусмотрено порядка 3,5 тыс. кв. м торговых площадей, 27 тыс. кв. м офисных площадей класса В+, а также гостиница на 170 номеров категории три звезды с плюсом.
В процессе подготовки проекта у инвесторов возник вопрос: как функционально использовать нынешнее здание Морвокзала? Оно было построено в 1982 году по проекту архитектора Виталия Сохина. "Существуют разные мнения, для чего строилось это здание, но точно не для морского вокзала", -- отметил господин Малик, подчеркнув, что из 28 тыс. кв. м здания полезная площадь составляет не более половины, а остальное занимают внутренние дворы и коридоры. Кроме того, здание облицовано алюминием, который плохо поддерживает гидроизоляцию. По словам Владимира Малика, ремонт будет стоить столько же, сколько строительство нового здания. Как рассказал архитектор Владимир Григорьев, на месте старого здания предполагается построить бизнес-центр, состоящий из четырех блоков разной высоты (максимально 64 м), соединенных атриумом. Фасад комплекса должен быть облицован стеклом, а комплекс в целом -- "иметь морскую стилистику". Здания нового Морвокзала и бизнес-центра должна объединять общая парковка на 940 мест, которую решено было построить на земле, отказавшись от подземного варианта из-за сложных грунтов. Общее же количество парковочных мест составит 1,6 тыс. Стоимость второй части проекта составляет около $200 млн, общая площадь -- 128 тыс. кв. м, начать ее строительство планируется в 2010 году, а завершить к 2012 году.
Рецензент проекта Никита Явейн сразу же выделил два аспекта в обсуждении вопроса: снос старого здания Морского вокзала и концепция нового объекта. По словам господина Явейна, советское здание снаружи смотрится хорошо, поэтому вопрос его сноса необходимо обсуждать. "Здание,конечно, не относится к памятникам, но, с другой стороны, оно из тех, что определило развитие нашего города", -- подчеркнул архитектор. Член Градсовета Владимир Попов высказался более жестко: "Здание сносится только в угоду коммерческим интересам инвестора". "Существующее здание функционально неэффективно, но у него есть идея, -- заявил архитектор Юрий Курбатов. -- У нового комплекса, наоборот, функционально и технически проект выстроен великолепно, а архитектуры и художественной темы нет". В целом же члены Градсовета скорее отрицательно отнеслись к идее снести старое здание Морвокзала и предлагали подумать над возможностью приспособить его к новым функциям. Окончательно вопрос о том, допустим ли снос старого здания, так и не был решен, хотя, подводя итоги, заместитель председателя комитета по градостроительству и архитектуре Владимир Полищук отметил, что проблему развития Васильевского основа нужно решать в комплексе, так как рядом с Морским вокзалом будут развиваться и другие масштабные проекты. Однако законодательных препятствий к этому нет: в перечень памятников здание не включено. Но теоретически, если Градсовет выступит категорически против сноса здания Морвокзала, проект может быть отправлен на доработку.
Председатель комитета по градостроительству и архитектуре Александр Викторов, который не присутствовал на заседании Градостроительного совета, прокомментировал спорный вопрос: "Здание Морского вокзала ни технически, ни по его планировочному решению не приспособлено к использованию в современных условиях, пытаться его реанимировать бесполезно". По словам господина Викторова, сохраняя его, не удастся решить никаких проблем развития Морского вокзала на этой территории.
Между тем аналитики в сфере коммерческой недвижимости отмечают недостаток офисных площадей на Васильевском острове. "Морской пассажирский терминал, который будет включен в состав комплекса, облегчит позиционирование объекта и усилит его синергетический эффект", -- отмечает директор по профессиональной деятельности компании "Knight Frank Санкт-Петербург" Николай Пашков. А директор по консалтингу компании Praktis CB Алексей Чижов отмечает, что успех этого проекта во многом зависит от сроков его реализации, поскольку в пятилетней перспективе он попадает в зону острой конкуренции с офисными площадями в "Морском фасаде". В целом же, по мнению экспертов, конкурентным преимуществом Морского вокзала является то, что проект имеет хорошие видовые характеристики и выход в акваторию Финского залива. Тем более что Васильевский остров будет активно развиваться именно как деловая зона, в частности за счет будущей деловой части "Морского фасада", а также в свете проектов редевелопмента крупных производственных площадок.


www.kommersant.ru

26.11.2007

Док. 584132
Перв. публик.: 26.11.07
Последн. ред.: 26.08.09
Число обращений: 0

  • Малик Владимир Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``