В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Под домашний нерест Назад
Под домашний нерест
Уже в текущем году положение должно измениться. На это нацелена принятая правительством концепции развития отечественного рыболовства.
Клевый бизнес
Рыбная отрасль в полном смысле этого слова уникальна. Во-первых, рыба -- товар довольно ликвидный на внутреннем российском рынке, а еще более на внешнем. И если, например, у металлургов то и дело возникают проблемы со сбытом, у наших рыбаков их практически не бывает (единственное препятствие -- слабые мощности перерабатывающих заводов, из-за чего часть выловленной рыбы в особо урожайные годы просто захоранивается). А вот в Европе рыбы не хватает. Суммарные потребности стран Западной Европы оцениваются в $7 млрд. в год, в то время как, например, в 1999 году он был обеспечен на $6 млрд. Еще одна отличительная особенность рыбной отрасли состоит в минимальных издержках. Рыбу ни сеять, ни боронить, ни переплавлять не надо. Она -- если ее не добывают в чрезмерных количествах -- "возобновляется" сама. При том, что платят за нее всегда живыми деньгами. Только в прошлом году российские мореходы, по данным Государственного комитета по рыболовству, наловили 4,2 млн. тонн рыбы и выручили за нее $4,5 млрд. Из этой суммы около $1,2 млрд. (только по официальным данным) было получено за счет поставок на экспорт. Если же говорить о "теневой" стороне рыбного промысла, то ежегодно из страны, по оценкам экспертов, "уплывает" морепродуктов на сумму, превышающую $700 млн. Однако, несмотря на столь внушительные цифры добычи и выручки, рыболовство в России находится не в лучшем состоянии. Сколько стоит "Летучий голландец"?
В советские времена отечественные промысловики добывали около 9 млн. тонн рыбы и морепродуктов в год. В прошлом году, повторим, улов снизился до 4 млн. тонн. Падение добычи морепродуктов объясняется как политическими, так и экономическими причинами. Во времена СССР отечественный флот работал во всех точках мирового океана. Однако в середине 90-х годов ситуация коренным образом изменилась. Подавляющая часть рыболовецких судов стала ловить в 200-мильной экономической зоне России. При этом большая часть их на 60--70% выработали свой ресурс. Из числящихся в федеральном реестре 3862 судов, по данным Государственного комитета по рыболовству, к 2003 году в дырявые калоши превратятся 2411 кораблей. При этом из 324 судов, которые должны прийти на смену списанным, за последние пять лет построено всего шесть. Плачевное состояние российского рыболовства совершенно не мешает, а напротив, является следствием расцвета теневого бизнеса в этой отрасли. А иногда и откровенных преступлений. Одна из самых громких афер в отечественной рыбной отрасли связана как раз с программой постройки новых судов. Еще в 1989 году Министерство рыбного хозяйства СССР по заданию правительства разработало специальную лизинговую схему, по которой рыболовецкие траулеры должны были строиться на иностранных верфях на кредиты, полученные в иностранных банках. Для управления этими операциями, по данным Госкомитета по рыболовству, в декабре 1989 года было создано СП "Рыбкомфлот", руководителями которого стали Олег Симонов и Вадим Орлов (ныне граждане Великобритании). Начиная с 1989 года эта организация через сеть созданных ею офф-шорных компаний под гарантии Минрыбхоза СССР получила иностранных кредитов на $1,5 млрд. под постройку 79 судов. "Рыбкомфлот" так организовал дело, что следы 30 из 79 судов на сегодняшний день найти невозможно. Оставшиеся же 49 находятся под угрозой ареста и продажи с торгов для возмещения убытка кредиторам -- иностранным банкам. Что же до кредитов, то все они, то есть $1,5 млрд. были в середине 90-х годов оформлены в качестве общей задолженности России перед Парижским клубом кредиторов. При этом по документам все было проведено таким образом, что государству, которое этих денег в глаза не видело, платить все равно придется. Между тем, по словам председателя Государственного комитета по рыболовству РФ Юрия Синельника, обновление флота зависит еще и от того, где строятся суда -- на наших или иностранных верфях. Ведь во всем мире существует практика, согласно которой, прежде чем судно начинает строиться на верфи, его будущий владелец получает гарантии на весь срок окупаемости корабля -- квоты на добычу рыбы, которые ежегодно выделяет правительство. Для супертраулеров, способных к длительным океанским плаваниям, этот срок составляет 7--8 лет, а для малых судов, ориентированных на прибрежный лов,-- 2--3 года. Так вот, российские компании, решившие строить суда на отечественных верфях, квоты не получали. Но зато гарантированные объемы добычи были предоставлены тем, кто решил строить суда на Западе, а затем их эксплуатировать по договорам лизинга. В итоге на сегодняшний день 20% всего улова российских компаний уходит на Запад в счет оплаты кредитов. При том, что мощности наших собственных верфей простаивают. Особенности национальной рыбалки
Однако на этом парадоксы российской рыбной отрасли не заканчиваются. Дело еще и в том, что наши законодатели "забыли" про принадлежащую России 200-мильную прибрежную морскую экономическую зону. Законы регулируют рыбодобычу только на расстоянии 12 миль от берега (в так называемой пограничной зоне). В результате все, что ловится для экспорта в пределах 12 миль от берега, подлежит таможенному контролю. А все, что выловлено на оставшихся 188 милях, никакой ревизии не подвергается. Понятно, что в итоге свыше трех четвертей всей рыбы и морепродуктов (всяких крабов, морских гребешков и т.д.) вылавливается там, где государство их не контролирует, а значит, и не взимает пошлин. Рыбаки, пользуясь этим, рыбу прямо в море перегружают на иностранные суда, кладя "черный нал" себе в карман. По этой причине ежегодные валютные потери России от бесконтрольного экспорта рыбы и морепродуктов, по различным оценкам, составляют свыше $700 млн. Но это прикидочные цифры. Наряду с незаконным экспортом не меньшей популярностью у теневиков пользуется торговля квотами на добычу морепродуктов. Квота -- это своего рода право на работу, то есть на промысел определенных видов морепродуктов в определенном районе и в определенное время. Внешне распределение объемов добычи выглядит вполне тривиально. Раз в год выходит постановление правительства, в котором для каждого имеющего выход к морю региона России устанавливаются нормы вылова по определенным сортам рыбы. Затем уже каждый регион распределяет полученные квоты по конкретным компаниям. Однако зачастую эти квоты в регионах выделяются рыболовецким фирмам, у которых или вообще нет судов, или эти суда списаны. Добывать рыбу в наших водах могут и иностранцы. Но для этого они должны заплатить пошлину в размере до 30% от стоимости рыболовецкого судна, которое будет осуществлять лов. Западникам, естественно, это невыгодно. Поэтому, договорившись с российскими промысловиками, они, якобы сдают им траулеры в аренду, меняют национальный флаг на российский, а далее беспрепятственно добывают морепродукты по российским квотам. Рыба при этом в Россию не попадает. Вся она напрямую уходит за рубеж (и поймать таких дельцов практически невозможно: у наших таможенников и пограничников просто нет возможностей для того, чтобы контролировать 8 млн. 600 тысяч кв. км российской 200-мильной зоны). Точных данных, сколько рыбы "уплывает" таким образом мимо таможенных и иных контролирующих органов, нет. Рыба счастья завтрашнего дня
Однако, похоже, нынешней вольнице в рыбной отрасли приходит конец. Государство остро нуждается в деньгах и готово закручивать гайки по всем направлениям. Рыбаки здесь не исключение. В конце прошлого года руководство Госкомрыболовства предложило новую концепцию развития отрасли. Теперь флот будет строиться исключительно на российских верфях (до 2015 года предполагается построить около 735 судов -- насколько это реально, другой вопрос). Кроме того, на весь срок окупаемости судна траулеры будут иметь квоты на вылов (сейчас, напомним, подобная практика распространяется только на суда, построенные на зарубежных верфях). Это, по мнению разработчиков программы, должно привлечь к кредитованию судостроения отечественные банки -- квоты будут гарантировать возврат денег. Причем в первую очередь будет развиваться прибрежное рыболовство. Преимущества получат суда, которые работают в 12-мильной зоне и все добытые морепродукты завозят на отечественные перерабатывающие предприятия. За счет этого будет развиваться и прибрежная инфраструктура. Если же говорить о квотах, то к 2002 году добыча иностранными судами морепродуктов в 200-мильной зоне Охотского моря -- самого богатого на рыбу -- будет полностью прекращена. Госкомрыболовства начал возобновлять межправительственные соглашения со странами, откуда российский рыбопромысловый флот некогда ушел. Намечается, что в этом году уловы у чужих берегов составят 1,4--1,5 млн. тонн, что на 20% больше результатов прошлого года. Кроме того, с 2000 года Госкомрыболовства ужесточил контроль за судами, ведущими промысел в 200-мильной экономической зоне России. В частности, введена отраслевая система мониторинга судов. Теперь каждый траулер, работающий в 200-мильной зоне, оборудован специальным датчиком, при помощи которого в любой момент можно определить маршрут передвижения судна. Вместе с этим в экономической зоне введены контрольные пограничные точки, через которые обязаны пройти все суда, собирающиеся выйти за пределы 200 миль. Таким образом, должно сократиться число случаев браконьерства, поскольку таможенные службы смогут проконтролировать, какой объем морепродуктов находится на борту траулера, а капитан судна, в свою очередь, обязан будет задекларировать вывозимый груз. Кроме того, как считает Юрий Синельник, для того чтобы подрубить экономические корни преступности, необходимо внести поправки в закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и распространить понятие экспорта на всю продукцию, которая вылавливается в 200-мильной зоне. Если это будет сделано, то "серый" экспорт прекратиться. Поскольку контроль будет вестись уже не за 12 милями от берега, а за всей 200-мильной экономической зоной России. В перспективе же Госкомрыболовства планирует восстановить объемы до советских, то есть до 9 млн. тонн. Если, конечно, к моменту наступления этой приятной перспективы в наших водах еще можно будет хоть что-нибудь поймать. Ведь заработать на рыбе хочет не только государство, но и браконьеры.
Вылов некоторых сортов рыбы и морепродуктов в России (тыс.тонн)*
Минтай
1997    2210,36
1998    1870,03
1999    1724,355
2000    1426,8
Треска
1997    529,74
1998    436,89
1999    341,491
2000    263,88
Пикша
1997    93,0
1998    53,4
1999    30,4
2000    22,36
Крабы
1997    42,845
1998    42,836
1999    50,125
2000    37,539
Гребешок
1997    14,5
1998    14,89
1999    14,16
2000    14,492
Осетровые
1997    1,7245
1998    1,5005
1999    1,373
2000    0,2815
* По данным Госкомрыболовства.

Экспорт и импорт морепродуктов в России ($)*
Экспорт
1990    3 286 18
1991    8 197 26
1992    8 393 10
1993    1 471 468
1994    1 724 352
1995    1 638 232
1996    1 736 574
1997    1 357 735
1998    1 154 816
1999    1 214 700
Импорт
1990    57 407
1991    46 417
1992    35 636
1993    19 322
1994    264 125
1995    350 714
1996    426 868
1997    405 669
1998    455 210
1999    265 824
* По данным Госкомрыболовства.
* По данным Госкомрыболовства.

Крупнейшие предприятия рыбной промышленности России (по данным за 1999 год)
Место    Организация, регион    Объем вылова (тыс.тонн)    Объем произведенной пищевой продукции (тыс.тонн)
1    ОАО ХК "Дальморепродукт" (Приморский край)    246,4    154,4
2    АО "Архангельская БТФ" (Архангельская область)    132,4    48,9
3    ЗАО "Акрос" (Камчатская область)    125,1    70,4
4    ОАО ПБТФ (Приморский край)    103,9    83,7
5    ЗАО "Сахалинлизингфлот" (Сахалинская область)    81,1    23,2
6    АО "Турниф" (Приморский край)    60,2    41,3
7    ЗАО "Вестрыбфлот" (Калининградская область)    52,0    24,7
8    ОАО КРК "Запрыба" (Калининградская область)    43,9    24,6
9    РКХ "Тихий океан" (Приморский край)    39,3    34,5
10    АООТ "Карелрыбфлот" (Республика Карелия)    26,0    19,8
11    ООО СК БСФ (Сахалинская область)    22,5    19,1
12    ОАО "Камчатрыбпром" (Камчатская область)    21,2    14,9
13    РКХ имени Ленина (Хабаровский край)    18,9    18,3
14    ОАО "Севрыбхолодфлот" (Мурманская область)    13,1    5,3
15    ООО Компания "Тунайча"    11,0    8,4
* По данным Госкомрыболовства.


www.profile.ru

24.04.2000

Екатерина Титова

Док. 583973
Перв. публик.: 24.04.00
Последн. ред.: 26.08.09
Число обращений: 0

  • Синельник Юрий Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``