В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Ведев: Телеком-компании больше других заинтересованы в реальных, а не `откатных` IТ-проектах Назад
Дмитрий Ведев: Телеком-компании больше других заинтересованы в реальных, а не `откатных` IТ-проектах


Дмитрий Ведев 
На вопросы CNews.ru ответил Дмитрий Ведев, директор компании АйТи по маркетингу

.

CNews.ru: Говоря о рынке услуг интеграции для телекоммуникационных компаний, всех заказчиков сразу делят на две основные группы: молодые альтернативные сотовые операторы и телекомы `старой закалки`. Под этим делением, прежде всего, подразумевают инновационность в отношении IT первых и косность вторых. Насколько оправдано такое строгое деление? Неужели нельзя найти примеры грамотной IT-политики в компаниях традиционной телефонии в России?

Дмитрий Ведев: Деление на `инновационные` и `консервативные` компании телекоммуникационного сектора было правомерно два-три года назад. `Старые` операторы связи тогда еще занимали достаточно прочные позиции, обладая устойчиво-постоянным пулом клиентов. Отсутствие необходимости вести борьбу за клиента, соответственно, ограничивало сферу использования ИТ. Как правило, интерес в этой области представляли инфраструктурные решения и биллинговые системы.

С началом активизации рыночной экспансии со стороны молодых компаний и, главное, с процессом выравнивания тарифов за услуги представителей `старой` и `новой` школы, начался процесс `перетекания` клиентской базы к новым операторам.

При этом главную ставку в своей стратегии прорыва на рынок и борьбы за клиента `молодые` компании делают на три ключевые аспекта: грамотный маркетинг, четкая клиентоориентированная культура организации и передовые информационные технологии, позволяющие предлагать клиентам качественно новый спектр дополнительных услуг. Достаточно сказать, к примеру, что в 2001 году совокупные доходы новых компаний по всем направлениям деятельности, с высокой степенью добавленной стоимости за счет использования ИТ, превышали доходы традиционных операторов в 1,5-2, а то и более раз!

В таких условиях компаниям `старой` закалки не остается другого пути, как пересмотреть свою политику в области информационных технологий (впрочем, это касается и маркетинга, и культуры организации, и персонала). Практически все стратегические планы развития традиционных операторов, анонсированные за последнее время, наглядно демонстрируют эту тенденцию.

Демонстрирует это и опыт нашей компании, для которой информатизация телекоммуникационного сектора является одним из приоритетных направлений деятельности. В настоящее время объемы работ по реализации информационных проектов, выполняемые АйТи, как системным интегратором, практически одинаковы как для новых, так и для традиционных операторов связи. И если раньше большая часть наших проектов в основном приходилась на инфраструктурные решения для телекома, сегодня мы наблюдаем резкий всплеск практического интереса к системам автоматизации ключевых бизнес-процессов, к интеграции информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих на базе уже созданных сетей реализовать дополнительные услуги, к информационной безопасности.

CNews.ru: И все же можно говорить о наличии определенного разрыва между этими двумя группами компаний в отношении IT?

Дмитрий Ведев: Конечно, определенный разрыв в спектре ИТ-решений, потребляемых разными компаниями телекоммуникационного рынка существует. В среде молодых компаний востребованными сегодня являются услуги в сфере ИТ-консалтинга, решения, обеспечивающие повышение эффективности и качества обслуживания клиентов. Так, к примеру, совсем недавно компанией АйТи был реализован проект по анализу совокупной стоимости владения ИТ (Total Cost of Ownership, ТСО) для ОАО `ВымпелКом`.

Еще для одного из крупнейших в нашей стране операторов мобильной связи — `Кубань-GSM` нашей компанией была создана автоматическая система управления и маршрутизации вызовов (Call-центр), позволившая добиться нового качественного уровня и оперативности обслуживания клиентов. Здесь же АйТи был реализован ряд заказных программных разработок, позволивших предложить абонентам оператора новые мобильные сервисы.

Для традиционных же операторов на повестке дня в большей степени стоят задачи обновления и развития инфраструктуры, оптимизации и повышения эффективности внутренних бизнес-процедур. Для нескольких таких компаний мы работаем над созданием магистральных и корпоративных сетей передачи данных, биллинговых и других финансово-учетных систем. Примером таких проектов может служить реализация системы Биллинг-АйТи в АО `Газсвязь`. Однако в данном случае система сразу же создается `на вырост` по своему функционалу — под развитие новых услуг.

Есть, конечно, и ИТ-направления, актуальность которых одинакова для обоих сегментов телекоммуникационного рынка. К таким направлениям относятся, к примеру, системы информационной безопасности. Причем во многих случаях заказчики заинтересованы сразу в комплексном решении задач и технической и информационной безопасности — такой опыт сотрудничества у АйТи существует с холдингом `Связьинвест`, где наша компания выступает в качестве стратегического партнера в области и информационной, и технической безопасности.

Однако, как видится, тенденции и направления использования ИТ в бизнесе традиционных и молодых компаний-операторов связи неизбежно будут сближаться. Эволюция этого рынка без передовых информационных технологий просто невозможна.

CNews.ru: Каков средний размер годового IT-бюджета заказчика из телекоммуникационной сферы сегодня и как этот показатель может измениться в ближайшее время?

Дмитрий Ведев: Во всем мире телекоммуникационная отрасль является одним из крупнейших потребителей информационных технологий. Согласно данным Gartner Group, в развитых странах в телекоммуникационном секторе расходы на ИТ составляют около 9% от оборота компаний. В России этот показатель пока в несколько раз меньше. В то же время можно ожидать, что в течение ближайших 5 лет показатели `ИТ-потребления` в российской телекоммуникационной отрасли будут приближаться к мировым. Этому будут способствовать глобализация (необходимость соответствия качества услуг мировым стандартам), рост платежеспособного спроса на телекоммуникационные услуги со стороны российских потребителей, а также усиление конкурентной борьбы за клиента на внутреннем рынке.

CNews.ru: Другой важной темой в вопросе информатизации телекоммуникационной отрасли являются условия проведения тендеров. Говорят, что позитивных тенденций в телекоммуникационной отрасли в этом вопросе не наблюдается. Все так плохо?

Дмитрий Ведев: Тема процедур проведения тендеров и инструментов обеспечения `победы` в них сегодня актуальна для всего отечественного рынка в целом. Однако, к счастью, тендеры в телекоммуникационной сфере меньше, чем где бы то ни было, дают почву для пессимистических настроений.

Учитывая тот факт, что качество и уровень реализуемых ИТ-решений напрямую сказывается на бизнесе телекоммуникационных компаний, заказчик здесь заинтересован в реальных, а отнюдь не в `откатных` ИТ-проектах.

CNews.ru: Если говорить об IT в телекоме, то в первую очередь на ум приходит внедрение ERP-систем. Зачем это нужно непубличной компании, занимающей монопольное положение на рынке услуг связи в своем регионе?

Дмитрий Ведев: Долгое время бытовало мнение, что биллинговые системы, по сути, способны обеспечить достаточный уровень автоматизации бизнеса операторов связи (как, к примеру, автоматизированная банковская система — деятельность финансовых учреждений).

Однако пришло время признать, что предприятия телекома подчиняются точно таким же законам менеджмента, как и все остальные, и автоматизация основного `производственного` процесса с помощью биллинговых систем во многих случаях недостаточна, особенно если учесть активную диверсификацию деятельности некоторых операторов. Для того чтобы охватить все процессы управления предприятием, наладить систему регулярного менеджмента в масштабах всей организации, обеспечить основу для принятия полноценных управленческих решений, операторы связи все чаще обращаются к ERP-системам (или к отдельным модулям, автоматизирующим один или группу бизнес-процессов).

Сегодня мы, например, успешно работаем с ОАО `Даль Телеком Интернэшнл` по внедрению комплексной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью, хотя на предприятии уже давно существует биллинговая система. Однако возможностей последней явно оказалось недостаточно для поддержки всех направлений деятельности быстроразвивающейся компании и получения всей необходимой для принятия управленческих решений информации.

Компания АйТи также ведет работы по внедрению системы управления персоналом БОСС-Кадровик в ОАО `Связьинвест` и ОАО `Ростелеком`.

CNews.ru: Какие технологии, по ожиданиям АйТи, будут востребованы телекомом в ближайшее время?

Дмитрий Ведев: На инфраструктурном уровне: прежде всего IP-телефония и ряд других решений, позволяющих добиться повышения качества и расширения спектра услуг на основе уже имеющихся каналов связи. Особую важность здесь также приобретают корпоративные системы хранения данных, которые имеют колоссальное значение для таких подразделений телеком-компаний, как отделы продаж, абонентского сервиса, маркетинга и, наконец, службы безопасности.

На уровне бизнес-приложений: системы автоматизации ключевых бизнес-процессов. Здесь на первом месте у большинства операторов — управление персоналом и системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM-системы, Call-центры). На уровне специальных решений — системы информационной и технической безопасности, мобильные приложения для абонентов.

Говоря о требованиях к решениям и технологиям нельзя обойти вниманием требования к поставщикам этих решений. С этой точки зрения сегодня особенно заметен `спрос` на те компании-системные интеграторы, которые способны работать с заказчиком на уровне разработки ИТ-стратегии его бизнеса и реализации комплексных решений, претворяющих эту стратегию на практике.

CNews.ru: Большая часть телекоммуникационных систем в российском бизнесе построена на основе оборудования иностранных поставщиков. Многие из этих поставщиков сегодня находятся на грани банкротства. Существует ли риск того, что российские клиенты, `завязанные` на их решения, понесут определенные убытки в связи с возможной необходимостью перехода к использованию оборудования других вендоров?

Дмитрий Ведев: Ответственность за выбор того или иного ключевого вендора несут и сами заказчики, и системные интеграторы. Однако нередко случается, что в конечном итоге все риски и финансовые убытки остаются все же за заказчиком — интегратор просто `умывает руки`, апеллируя банкротством и несостоятельностью того или иного поставщика.

На самом деле, скорее всего проблема сосредоточена в несостоятельности самого интегратора. Ведь для того, чтобы исключить такие ситуации, существует целый институт национальных, отраслевых и других стандартов, позволяющих обеспечить преемственность технологий и решений, позволяющих заложить надежные механизмы развития телекоммуникационной и информационной системы на базе унаследованных решений. Поэтому одним из основных критериев выбора подрядчика для выполнения проекта является гарантия использования им только тех решений, которые базируются на общепринятых стандартах.

CNews.ru: Каковы были особенности проектов, реализованных вашей компанией в телекоммуникационном секторе?

Дмитрий Ведев: Обобщая большой опыт работы АйТи с предприятиями телекоммуникационной индустрии, можно выделить следующие сходные черты всех проектов, выполненных или выполняемых для операторов связи:

Первое: высокая доля сервисных услуг системного интегратора — начиная от разработки ИТ-стратегии и управления проектами до обучения персонала заказчика, обеспечивающих гарантированно точное соответствие ИТ-решений бизнес-задачам предприятия

Второе: масштабность и многоплановость проектов, широкая вовлеченность в них различных категорий сотрудников предприятия (руководство, сотрудники ИТ-служб, сотрудники и руководители различных функциональных подразделений)

И третье: активное использование инновационных и нетиповых решений — нередко именно предприятия телекоммуникационной отрасли являются у нас, в России, пионерами в освоении новых технологий. Чаще всего цель использования таких решений — создание уникальных сервисов для своих клиентов

В качестве ярких примеров такого рода проектов можно назвать и уже упомянутые выше работы АйТи по анализу совокупной стоимости владения ИТ для ОАО `ВымпелКом`. Этот проект стал на сегодняшний день одним из самых масштабных исследований подобного рода в России — достаточно сказать, что проект охватывал инфраструктуру всех московских офисов `ВымпелКома` с числом пользователей ИТ-системы более двух тысяч человек.

В результате выполнения работ была получена и проанализирована полная информация о среде распределенных вычислений и совокупной стоимости владения ИТ-системы, проведено сравнение организации ИТ-процессов и стоимости владения ИТ-системой с аналогичными показателями для репрезентативной группы компаний. На основе полученных данных были выработаны рекомендации по оптимизации инвестиций в ИТ и процессов эксплуатации информационной системы `ВымпелКом` на основе повышения качества инвестиций, технологии, организации, процессов, степени удовлетворенности конечных пользователей.

Параллельно компанией АйТи было проведено обучение персонала заказчика методологии оценки ТСО, что позволило специалистам `Вымпелкома` самостоятельно организовать процесс ежегодной технологической оценки ТСО внутри компании.

Примером, заслуживающим отдельного внимания, также является история сотрудничества компании АйТи и `Кубань-GSM`. Здесь компанией АйТи ведется целый комплекс работ: успешно создана первая на Юге России автоматическая система управления и маршрутизации вызовов (Call-центр), разработан целый ряд специальных мобильных приложений для абонентов оператора.

CNews.ru: Спасибо.



Док. 583685
Перв. публик.: 25.08.07
Последн. ред.: 25.08.09
Число обращений: 0

  • Ведев Дмитрий Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``