В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Эфир надо делить поровну Назад
Эфир надо делить поровну
Россия первой в Европе будет учитывать информацию в СМИ о партиях

5 августа 2009 года Центральная избирательная комиссия Российской Федерации приняла Порядок и Методику учета объема эфирного времени, отведенного на освещение деятельности каждой парламентской партии в общероссийских телевизионных и радиопрограммах. Эти документы комментирует член ЦИК России Майя Гришина.

- Почему ЦИК России приняла данные документы? Ведь они не имеют отношения к выборам?

- 26 мая текущего года вступили в силу положения Федерального закона от 12 мая 2009 г. N 95-ФЗ "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами", закрепляющие принцип распространения информации о деятельности парламентских партий на этих телерадиоканалах в равном объеме. А с 1 сентября начнется новый этап - вступают в силу положения указанного Федерального закона, устанавливающие, что контроль за обеспечением гарантий равенства парламентских партий при освещении их деятельности осуществляет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при участии парламентских партий, Общественной палаты Российской Федерации, Роскомнадзора и общероссийской организации телерадиовещания, являющейся учредителем и распространителем государственных общедоступных телерадиоканалов.

В связи с этим и возникла необходимость разработки Порядка и Методики учета объема эфирного времени, затраченного в течение одного календарного месяца на освещение деятельности каждой парламентской партии в общероссийских и региональных телерадиопрограммах (передачах).

- Почему принято два документа?

Федеральным законом предусмотрено утверждение Порядка и Методики учета объема эфирного времени как самостоятельных документов. В Порядке учета устанавливаются требования к организации процесса учета объема эфирного времени в течение календарного месяца - от составления перечня государственных общедоступных телерадиоканалов до рассмотрения результатов учета на заседании ЦИК и публикации ежегодного отчета.

Что касается Методики учета, то этот документ устанавливает единые правила по учету объема эфирного времени, затраченного на освещение деятельности парламентских партий, и составлению сведений об этом объеме.

- На какие телерадиокомпании распространяется требование об освещении деятельности партий в равном объеме?

- Речь идет об общероссийской организации телерадиовещания, созданной в форме федерального государственного унитарного предприятия. В настоящее время такой организацией является ФГУП ВГТРК, а учету будет подлежать объем эфирного времени, затраченный на освещение деятельности парламентских партий на общедоступных телерадиоканалах этой организации. В то же время требование об обеспечении равенства парламентских партий при освещении их деятельности не распространяется на отношения, связанные с выпуском и распространением специализированных государственных общедоступных телерадиоканалов. Например, детских, культурных, музыкальных, спортивных и других.

В этой связи на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) возложена функция составления и утверждения перечня государственных общедоступных телерадиоканалов, которые осуществляют освещение деятельности парламентских партий в соответствии с Федеральным законом.

- По каким параметрам проводится учет?

- Учету подлежат информационные сообщения, содержащие информацию о деятельности парламентских партий, в том числе заявления и выступления (фрагменты заявлений и выступлений) лиц, являющихся представителями парламентских партий, при условии указания этого факта в информационном сообщении.

- Деятельность каких партий должна быть освещена в равном объеме?

- На этот вопрос отвечает само название Федерального закона - "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами". То есть это политические партии, кандидаты от которых представлены в Госдуме.

- В каком случае будет констатироваться, что деятельность партии освещена не в равном объеме?

- Понятно, что абсолютное равенство, с точностью до долей секунды, будет лишь в ситуации, когда не будет освещаться деятельность ни одной из партий. Однако возникновение иных ситуаций вполне возможно.

Если будет выявлена разница между результатами, полученными в отношении каждой парламентской партии, и наибольшим из полученных значений (так называемым максимальным объемом эфирного времени), превышающая три процента, то такая ситуация будет свидетельствовать о несоблюдении установленных требований. С таким подходом выразили согласие и представители парламентских партий.

- Каковы последствия для ВГТРК в случае, если будет установлено неравенство в освещении деятельности партий?

- В этом случае ЦИК принимает решение о необходимости компенсации недостающего объема эфирного времени соответствующей организацией телерадиовещания в отношении парламентской партии.

Одновременно предусмотрено право общероссийской организации телерадиовещания направить в ЦИК России уведомление о несогласии с таким решением. Тогда Центризбирком повторно рассматривает данный вопрос и либо подтверждает факт нарушения равенства парламентских партий, либо устанавливает отсутствие факта нарушения и отменяет принятое решение.

- Каковы основные этапы учета объема эфирного времени, затраченного на освещение деятельности парламентских партий?

- Привлеченные организации ежемесячно не позднее четвертого числа текущего месяца представляют в ЦИК России сведения об объеме эфирного времени в предыдущем месяце. В этот же срок общероссийская организация телерадиовещания представляет сведения об объеме эфирного времени. Итоговые таблицы составляются в ЦИК России.

На рассмотрение Рабочей группы сведения представляются не позднее седьмого числа месяца, следующего за соответствующим периодом учета объема эфирного времени, в виде таблиц, фиксирующих суммарные показатели, которые закреплены в Методике.

- Как ЦИК России будет совмещать работу по учету эфирного времени с подготовкой и проведением выборов?

- Учет объема эфирного времени не осуществляется в период федеральных избирательных кампаний (за исключением повторных и дополнительных выборов). Таким образом, в период подготовки и проведения федеральных выборов работа Центризбиркома по данному направлению приостанавливается. Отмечу, что в ходе региональных выборов или регионального референдума учет объема эфирного времени не осуществляется только в части региональных телерадиопрограмм (передач), распространяемых общероссийской организацией телерадиовещания на соответствующей территории вещания.

- Как будет учитываться информация о деятельности парламентских партий, распространяемая в том месяце, когда начнется федеральная избирательная кампания, но до ее начала?

- За календарный месяц, на который будет приходиться день начала избирательной кампании, учет объема эфирного времени проводиться не будет. Обработка информации будет прекращена со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

- Каков статус, функции и состав Рабочей группы?

- Рабочая группа формируется Центральной избирательной комиссией в целях установления результатов учета объема эфирного времени. Ее деятельность осуществляется коллегиально и на основе открытого обсуждения вопросов, относящихся к ее компетенции.

В состав Рабочей группы входят два члена ЦИК России, а также по два представителя - от каждой политической партии, федеральный список кандидатов которой был допущен к распределению депутатских мандатов в Госдуме, от Общественной палаты, от Роскомнадзора и от ФГУП ВГТРК.

- Когда Рабочая группа первый раз рассмотрит результаты учета?

- Поскольку учет объема эфирного времени, затраченного на освещение государственными общедоступными телерадиоканалами деятельности парламентских партий, начинается с 1 сентября 2009 года, первое заседание Рабочей группы по установлению результатов учета объема эфирного времени должно быть проведено не позднее 14 октября текущего года.

- Будет ли учитываться информация о деятельности Президента России, Правительства Российской Федерации, его Председателя, министров?

- Информация о деятельности названных лиц не является предметом учета объема эфирного времени, если она не связана с деятельностью парламентской партии, и при отсутствии в информационном сообщении указания на их принадлежность к соответствующей партии. Однако при наличии такого указания, в том числе присутствующего в звуковом сопровождении информационного сообщения либо в титрах, сообщениях разъясняющего характера или выраженного каким-либо иным образом, такая информация является предметом учета объема эфирного времени.

- Какая еще информация не подлежит учету?

- В предмет учета объема эфирного времени не входит информация о текущих избирательных кампаниях и кампаниях референдума (в том числе региональных и муниципальных), включая агитационные материалы, в период между днем начала и днем официального опубликования результатов выборов, референдума; выходящая в эфире специализированных государственных общедоступных телерадиоканалов; а также о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных государственных и муниципальных органов.

- Что представляет собой информация о деятельности парламентских партий?

- Это сведения (сообщения, данные), посвященные деятельности: парламентских партий; руководящих и иных органов парламентской партии; региональных отделений и иных структурных подразделений парламентской партии; членов руководящих органов парламентской партии и ее региональных отделений при условии указания в информационном сообщении на их принадлежность к соответствующей партии; фракций парламентских партий в Госдуме, в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатских объединений (фракций) в представительных органах муниципальных образований; депутатов всех уровней - членов парламентских партий и (или) фракций парламентских партий при условии указания в информационном сообщении на их принадлежность к соответствующей партии и (или) депутатскому объединению (фракции).

- А если депутат говорит не о позиции партии, а о собственном мнении, например, по поводу какого-либо законопроекта, и при этом не указана его партийная и фракционная принадлежность?

- В таком случае информационное сообщение не подлежит учету, если оно, кроме того, не будет содержать еще и ключевые слова, перечень которых уже утвержден на заседании ЦИК России. Дополнительный перечень ключевых слов может быть утвержден Рабочей группой.

- Подлежит ли учету информация о деятельности партии, распространяемая лицом, не имеющим отношения к партии?

- Да, подлежит.

- А если представитель одной партии говорит о другой партии, то к освещению деятельности какой партии относится данная информация?

- В этом случае соответствующий объем эфирного времени будет засчитываться в объем освещения деятельности партии, представителем которой является выступающий, независимо от высказываемой критики или одобрения в адрес другой партии.

- Каковы условия первичного отбора информации?

- Для первичного отбора информации прежде всего будут использоваться перечни ключевых слов, о которых говорилось выше. Кроме того, отбор может осуществляться и на основании видеоряда. В случае если в видеоряде присутствует однозначно распознаваемое изображение эмблемы парламентской партии, описание которой содержится в ее уставе, и (или) наименование парламентской партии, указанное в ее уставе, такое информационное сообщение подлежит учету в качестве информации о парламентской партии.

- А если представитель одной партии говорит на фоне символики другой партии?

- Тогда решающим является содержание выступления и указанный в титрах статус представителя партии.

- Каждая ли информация, содержащая ключевое слово, будет отнесена к предмету учета?

- Только первичный отбор информации осуществляется по ключевым словам и словосочетаниям. Окончательное отнесение информации к предмету учета может быть осуществлено после выявления в ней признаков информации о деятельности политических партий, указанных в Федеральном законе и Методике.

Поясню на примере. Если в список ключевых слов попадут такие слова как "коммунисты" или "либерал-демократы", то сам по себе факт произнесения этих слов диктором не должен являться основанием для учета. Ведь в одном случае сюжет может быть посвящен годовщине строительства Днепрогэса, а в другом - правительственному кризису в Японии.

- На основании каких показателей проводится подсчет количественных характеристик информационных сообщений о деятельности парламентских партий?

- Такой подсчет осуществляется следующим образом: по количеству сообщений, содержащих информацию о деятельности парламентской партии; по продолжительности сообщений, содержащих информацию о деятельности парламентской партии, за исключением продолжительности заявлений и выступлений "знаковых фигур" партий; по хронометражу заявлений и выступлений выше указанных лиц; по продолжительности эфирного времени бегущей строки, содержащей информацию о деятельности парламентской партии.

К "знаковым фигурам" парламентских партий, чьи выступления и заявления будут учитываться отдельно, отнесены члены руководящих органов как самой парламентской партии, так и ее региональных отделений; депутаты Госдумы, поскольку все они были выдвинуты политическими партиями; депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, являющиеся членами фракций парламентских партий, а также депутаты указанных органов - члены парламентских партий; депутаты представительных органов муниципальных образований, являющиеся членами депутатских объединений (фракций) парламентских партий, а также депутаты указанных органов - члены парламентских партий.

- Как проводится подсчет, если содержание бегущей строки не совпадает со звуковой информацией и "картинкой"?

- При несовпадении содержания бегущей строки и содержания сопровождаемого ею информационного сообщения продолжительность эфирного времени бегущей строки учитывается отдельно и не влияет на объем эфирного времени, затраченного для информационного сообщения. Информационное сообщение включается в число сообщений о деятельности соответствующей парламентской партии, а его продолжительность - в продолжительность соответствующих сообщений.

- Как учитывается время, если информационное сообщение посвящено деятельности нескольких парламентских партий?

- В этом случае Методикой учета предусматривается, что время делится между ними в соответствии с продолжительностью эфирного времени, посвященного каждой партии.

- Как учитывается время дискуссий?

- Если дискуссия (обсуждение) посвящена деятельности нескольких парламентских партий, то время делится поровну между указанными партиями и учитывается в качестве информации о деятельности парламентской партии.

В том случае, если в этой дискуссии принимают участие "знаковые фигуры" парламентских партий, то общая продолжительность времени информационного сообщения делится на количество участников дискуссии. Полученный объем эфирного времени учитывается в качестве выступлений каждого из вышеуказанных лиц.

В ходе разработки Методики мы пришли к выводу, что хронометрировать выступления в ходе дискуссии практически невозможно в случае, если все говорят одновременно. Кроме того, нужно иметь в виду, что равенство не нарушается, если участник дискуссии скромно молчал.

- Из чего складывается общий объем эфирного времени, затраченного на освещение деятельности парламентской партии?

- Такой объем складывается из продолжительности сообщений, содержащих информацию о деятельности парламентской партии, и продолжительности заявлений и выступлений "знаковых фигур", о которых мы говорили выше.

- Как будет учитываться "компенсационное" эфирное время?

- Эфирное время, представленное в качестве компенсации, будет вычитаться из общего объема, затраченного на освещение деятельности соответствующей парламентской партии в отчетном месяце и не будет учитываться при сравнении времени, затраченного на освещение деятельности других парламентских партий. При этом объем эфирного времени, не подлежащий учету, должен быть равен объему эфирного времени, которое постановлением ЦИК России будет определено в качестве компенсации.

- Как шла подготовка документов?

В разработке документов принимали участие представители политических партий, ФГУП ВГТРК, Роскомнадзора, специалисты Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК России. Мы получили отзывы практически из всех субъектов Российской Федерации и от членов ЦИК России.

- Какие замечания к проекту не удалось учесть?

- Некоторые замечания пришлось отклонить. В частности, те, которые могли вызвать затруднения на практике, например, основывающиеся на субъективных критериях, а одним из принципов учета объема эфирного времени является принцип объективности.

- Какова мировая практика учета эфирного времени?

- Самое примечательное, что в настоящее время такой практики, даже мировой, не существует, поэтому нас в какой-то степени можно считать первопроходцами. Россия первой в Европе будет учитывать информацию в СМИ о партиях.


Максим Иванов
25 августа 2009 г.
www.rg.ru

Док. 583526
Опублик.: 25.08.09
Число обращений: 0

  • Гришина Майя Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``