В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Роберт Акьюлов: Семейная и молодежная политика как важные инструменты управления воспроизводством человеческих ресурсов региона Назад
Роберт Акьюлов: Семейная и молодежная политика как важные инструменты управления воспроизводством человеческих ресурсов региона
История социально-экономического развития многих стран отражает непрерывный процесс совершенствования механизмов демографического гомеостаза общества.

Воспроизводственный процесс, от которого зависит динамика численности и половозрастной структуры населения, становится все более безопасным и потому более эффективным. Здесь наблюдаются такие же принципиальные последствия, что и при повышении устойчивости популяционной динамики в животном мире. В социуме высвобождаются ресурсы сил, времени, энергии, которые в традиционном обществе затрачивались на необходимое для выживания демографическое воспроизводство. С развитием технологий, здравоохранения, повышением уровня жизни появляется возможность использовать их для усложнения других функций общества. Вследствие этого происходит ускорение всего общественного развития.

Проблемы воспроизводства народонаселения, человеческих ресурсов играют значительную роль в экономике, внутренней и внешней политике, социальной сфере страны, развитие экономики которой находится в переходном периоде. Решение жизненно важных стратегических социально-экономических задач может быть обеспечено в случае наличия человеческих ресурсов с необходимыми для этого качественно-количественными характеристиками. Любые экономические, политические, социокультурные вопросы решаются только при активном участии субъектов политической, экономической, социокультурной деятельности, и, в целом, всего населения. Таким образом, можно утверждать, что духовное, психическое, физическое и материальное состояние народонаселения - основа стабильного развития общества.

С другой стороны, нерешенность демографических проблем до предела обостряет все социальные вопросы, которые ставит перед обществом текущий исторический момент.
Следствием становления качественно иного режима воспроизводства будет изменение демографического поведения людей, что не может не наложить отпечаток на все системы социальных связей и отношений - от глобальных до региональных. В силу этого очевидного факта понимание закономерностей динамической тенденции развития населения является важной задачей. Уже в настоящее время можно определить параметры изменения структуры демографического пространства, обусловленные динамикой общих коэффициентов рождаемости, смертности, естественного прироста и миграции. Наиболее актуальными для любого региона являются такие демографические угрозы, как:

1) депопуляция;

2) старение населения;

3) нерегулируемые миграционные процессы;

4) деградация института семьи.

В свою очередь, демографические угрозы определяются следующими показателями.

1. Нетто-коэффициент воспроизводства населения.

2. Коэффициент витальности.

3. Суммарный коэффициент рождаемости.

4. Коэффициент смертности населения трудоспособного возраста, в том числе коэффициенты смертности мужчин и женщин трудоспособного возраста.

5. Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни.

6. Коэффициент старения населения.

7. Сальдо миграционного обмена между городской и сельской местностью, в том числе по полу, возрасту, уровню образования.

8. Численность нелегальных мигрантов.

9. Коэффициент брачности и разводимости.

Стратегия демографического развития страны и регионов предполагает, в первую очередь, проведение грамотной семейной политики с целью укрепления семейной структуры общества. Приоритетом при этом должна выступать молодежная политика, призванная обеспечивать молодым когортам наиболее благоприятные условия для их социальной, профессиональной самореализации с учетом первоочередного развития в сознании молодых людей потребности в детях и связанных с этим установок брачно-семейного поведения.

Государственная семейная политика включает в себя:

а) меры по укреплению института семьи;

б) создание условий родителям для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, улучшение положения женщин на рынке труда;

в) обеспечение равенства прав и ответственности мужчин и женщин в воспитании детей;

г) переориентация системы общественных и личностных ценностей на семью с несколькими детьми и обоими родителями, состоящими в первом браке, усиление приоритетности ее интересов в социальной политике;

д) обеспечение приоритетного права ребенка на проживание в семье;

е) разработка и реализация стратегии деинституализации детей-сирот, развитие форм их семейного обустройства;

ж) половое воспитание подростков и молодежи, подготовка их к вступлению в брак и семейной жизни;

з) совершенствование и обеспечение социально-правовой защиты и создание достойных условий существования для наиболее социально уязвимых категорий населения (престарелые, дети, инвалиды);

е) обеспечение условий, способствующих продлению активной жизнедеятельности пожилых людей.

Семье, как первичному институту социализации, достаточно сложно обеспечить полноту всех социализующих связей. Переняв у семьи функции социализации, государство не в состоянии обеспечить функцию привития сопереживания ценностей. Однако на сегодня семья остается по-прежнему одним из важнейших факторов формирования мировоззрения молодых людей.

Регулирование социально-демографических процессов и повышение качества населения требуют формирования социально-экономической политики, направленной на обеспечение условий для более эффективной реализации потенциала населения молодых когорт, проще говоря - молодежи. С этой целью в 2006 году распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года N1760-р, которая определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.

Общей целью молодежной политики является создание условий для самореализации молодежи, обеспечение равных стартовых возможностей для различных категорий и групп.

Задачами, обеспечивающими достижение целей молодежной политики, являются:

а) содействие в решении социально-экономических проблем молодежи;

б) решение вопросов профессионального развития, занятости молодежи, вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность;

в) содействие в интеллектуальном и физическом развитии молодежи, повышении творческого потенциала;

г) правовая защита и социальная поддержка молодежи, снижение уровня преступности, наркомании и алкоголизма в молодежной среде;

д) создание условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, формирование в молодежной среде уважительного отношения к Родине, ее истории, культуре, традициям, укрепление государственности России.

Для достижения названных целей необходимо решение целого ряда задач правового, экономического и организационного характера.

1. Формирование у молодежи патриотизма, нравственное и духовное развитие. Воспитание уважения к правам и свободам личности, национальной и религиозной терпимости, уважительного отношения к культуре и традициям других народов.

2. Сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию.

3. Обеспечение прав молодежи в области образования, труда и охраны здоровья. Содействие становлению у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда.

4. Обеспечение реализации социально-экономических потребностей молодежи.

5. Содействие интеллектуальному и физическому развитию молодежи.

6. Содействие позитивной общественной молодежной инициативе.

7. Обеспечение участия молодежи в международных культурных, образовательных и научных процессах.

8. Создание правовых и экономических условий для выбора молодыми людьми своего жизненного пути, индивидуальной траектории развития.

9. Стимулирование общественно полезной деятельности молодежи.

10. Обеспечение поддержки молодежных общественных объединений.

11. Создание условий для максимально активного участия молодежи в политической, экономической и культурной жизни общества.

12. Выстраивание чёткого механизма реализации и оценки эффективности государственной молодёжной политики.

В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящий момент по результатам проводимых в стране соцопросов 35 процентов молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, более половины одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.

В Российской Федерации также высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте до 29 лет, доля которых в общем количестве безработных составляет 43%.

Если в 2006 году уровень безработицы составлял порядка 7,2% от всего экономически активного населения, то около 3% от всего экономически активного населения - это безработная молодежь до 29 лет - в абсолютных цифрах - около 2,3 млн. человек.

Если учесть, что мужчины и женщины по отдельности составляют примерно половину данного числа, то получается порядка 1 млн. женщин фертильного возраста, способных рожать детей, которые, будучи безработными, не в состоянии планировать ни создание семьи, ни тем более рождение детей. Статистика показывает, что в 2006 году в стране было произведено более 2 млн. абортов, из которых на долю женщин до 29 лет приходится порядка 400 тыс. При наличии же благоприятных условий, одним из которых является гарантированная занятость, обеспечивающая материальный доход и уверенность в завтрашнем дне, молодые женщины в принципе могли бы рожать. При условии, что каждая молодая женщина возрасте до 29 лет, забеременев в течение года, откажется от аборта и родит ребенка, рост рождаемости может составить около 400 тыс. человек. Это число рождений позволяет нейтрализовать ежегодную убыль населения, наблюдавшуюся в последние годы. Даже если трудоустроить половину безработной молодежи и не учитывать возраст менее 20 лет, то и в таком случае можно рассчитывать (условно) на рождение дополнительно порядка трехсот тысяч детей. Таким образом, данная модель позволяет продемонстрировать, как решение проблем занятости молодежи опосредованно может повлиять и на демографическую ситуацию. Естественно помимо обеспечения занятости, необходим и комплекс других не менее важных социально-экономических мер, призванных создать условия для реализации репродуктивного потенциала именно молодых когорт. Но важен сам принцип - если снизить бремя капитализма, осложняющее решение социально-экономических проблем, стоящих перед каждым молодым человеком и молодежью в целом, то возможны быстрые и реальные результаты в демографической сфере, учитывая высокие репродуктивные установки у молодого населения. Вопрос заключается в их реализации - для этого нужны условия, иначе установки останутся лишь несбыточными намерениями.

Очевидно, что молодежь в значительной части обладает уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. В то же время перед российским обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство. Начиная с 90-х годов прошлого века число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, увеличилось до 3 миллионов, что привело к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей.

Основной целью государственной молодежной политики должно быть развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Для реализации приоритетного направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России, предусмотрены следующие проекты: "Российская молодежная информационная сеть" "Новый взгляд"; "Доброволец России"; "Карьера"; "Молодая семья России".

На наш взгляд, наиболее системообразующим направлением молодежной политики, существенно дополняющим и являющимся частью стратегии семейной политики в целом должен выступать реализация проекта "Молодая семья России", т.к. базовые жизненные ценности и социальная ответственность наиболее полно формируются у молодых людей при создании ими собственной семьи. И профессиональная карьера, и образованность, и информированность, и социальная активность могут полноценно развиваться в ходе становления ответственного родительства, супружества у молодежи. При этом следует учитывать, что рождение детей наиболее органично, естественно и безопасно во всех смыслах (физиологическом, психологическом, социальном) в возрасте до 30-35 лет. Основными целями проекта "Молодая семья России" являются:

1) укрепление института молодой семьи;

2) увеличение количества благополучных семей в России;

3) пропаганда ответственного родительства.

К задачам, решаемым в рамках проекта, относятся:

а) пропаганда семейных ценностей среди молодежи;

б) формирование механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для становления молодой семьи;

в) подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к созданию благополучной семьи;

г) содействие в обеспечении жильем молодых семей.

В целях реализации этого проекта планируется проведение широкое освещение в средствах массовой информации мероприятий, демонстрирующих и пропагандирующих ценности семейной жизни для молодых людей, а также создание условий для стимулирования частичной занятости молодых родителей, воспитывающих малолетних детей.

В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.

Государственная семейная политика, представляя собой систему мер социального, экономического, правового, информационно-просветительского и организационно-управленческого характера, направлена на сохранение семьи, укрепление ее основ и улучшение жизнедеятельности. При этом семья автономна в своем развитии, и вмешательство в жизнь семьи не допускается. Задачи семейной политики направлены на укрепление института семьи и повышение ее статуса в обществе, более полную реализацию репродуктивных намерений, улучшение физического, психического, нравственного и социального здоровья населения, профилактику детской безнадзорности, а также адресный характер социальной поддержки семьи и обеспечение ее самореализации.

Реализация семейной политики должна осуществляться через межведомственные социальные программы как областного, так и муниципального уровня.
В регионах разрабатываются программы демографического развития, включающие комплекс мер по поддержке семьи. В частности, в Свердловской области с 1997 года действует областная программа "Государственная семейная политика", а в 2007 году областным правительством принята программа демографического развития Свердловской области до 2025 года "Уральская семья", в которой выделены разделы, определяющие основные направления поддержки семьи:

1) укрепление правовой защиты семьи;

2) развитие государственной системы социальной защиты семьи и детей;

3) создание условий для выполнения семьей ее функций и повышения качества жизни;

4) просветительская деятельность и формирование общественного мнения.

В связи с имевшими место проблемами финансирования программы серьезных сдвигов в семейно-демографической ситуации пока не произошло. Имеется некоторая тенденция к увеличению рождаемости и снижению смертности, но естественный прирост до сих пор характеризуется отрицательной величиной. В Свердловской области в последние годы принят ряд законов, учитывающих интересы семьи. Профилактическая работа по предупреждению разводов и ослабления семейной структуры предполагает информационно-аналитическую деятельность, которая осуществляется с целью:

1) исследования всех социально значимых показателей статуса семьи и предоставления необходимых данных для ежегодных докладов о положении семьи (детей);

2) прогнозирования позитивных и негативных тенденций в развитии семьи;

3) разработки статистических карт, наиболее эффективно отражающих состояние семьи;

4) создания информационного банка данных об учреждениях всех форм собственности, занимающихся семьей;

5) научного изучения различных аспектов жизнедеятельности семьи.

Особое значение в реализации государственной семейной политики имеет укрепление, и развитие нравственных начал семьи, создание условий для обеспечения сознательного родительства. В Свердловской области, единственной среди регионов Российской Федерации, проводится ежегодный (с 1994 года) конкурс многодетных семей на звание лучшей семьи года. В этом регионе работают более 100 общественных организаций, созданных родителями или группами граждан (многодетные семьи, солдатские матери, семьи с детьми-инвалидами, семьи беженцев и т.п.).

Для комплексного изучения результатов проводимой демографической политики в регионе в декабре 2008 года было проведено пилотное социологическое исследование среди студентов ведущих вузов г. Екатеринбурга с целью последующего проведения социологического опроса и выявления мнения наиболее прогрессивной части молодежи относительно проблем брака, создания молодой семьи, рождения детей, а также - эффективности государственных мер, стимулирующих рождаемость.

Было опрошено 30 студентов в возрасте 17-19 лет, среди которых подавляющее большинство (93%) на момент исследования в браке не состояли. Большинство опрошенных студентов (83%) воспитывались в полных семьях. При этом более половины из них (54%) проживают в студенческих общежитиях. Тем более у такой категории было интересно выяснить, какие условия они считают необходимыми для создания семьи и рождения детей. Интересным представляется то, что 70% респондентов собираются в ближайшем будущем (5-7лет) создавать собственную семью, считая наиболее оптимальным для создания семьи возраст 20-24 года (40%) и 25-29 лет (57%). Таким образом, до 30-летнего возраста собираются вступить в брак почти все опрошенные студенты, что свидетельствует о таком актуальном для них понятии, как "молодая семья". Более половины респондентов отнесли себя и семью своих родителей к "классическому" среднему классу - 53%, к высшему среднему - 30%, десятая часть отнесла себя к нижнему среднему и 7% - к высшему классу общества.

Несколько неожиданными оказались мнения опрошенных относительно уровня материальной обеспеченности достаточного для рождения детей. На вопрос о том, какой уровень дохода необходимо иметь, чтобы принять решение о рождении первого ребенка 40% опрошенных называют сумму в 40 тыс. рублей и более. Для решения о рождении второго ребенка ежемесячный доход 40 тыс. рублей и более посчитали необходимым уже 80% опрошенных, т.е. доля считающих такой доход для жизнеобеспечения с двумя детьми выросла в 2 раза, тем самым косвенно свидетельствуя о неготовности рожать второго ребенка в ближайшем обозримом будущем, учитывая, что такой уровень доходов молодежь в большинстве случаев не сможет иметь в ближайшие 9-10 лет.

Интересная картина выявилась при сопоставлении результатов этих вопросов с мнением опрошенных относительно эффективности проводимых государственных мер по стимулированию рождаемости.

В частности, на вопрос о том, насколько будет способствовать такая мера как выплата материнского капитала при рождении второго ребенка наибольшая часть (40%) опрошенных выразили двойственную позицию "50 на 50", т.е. не уверены в эффективности. Еще более не уверены в этом около четверти опрошенных (23%) и столько же больше склоняются к утвердительному ответу, десятая часть считает, что материнский капитал в значительной мере будет способствовать увеличению рождаемости.

Таблица 1

Оценка степени влияния материнского капитала
на уровень рождаемости в стране, % опрошенных





Таким образом, можно говорить о том, что молодое поколение не очень серьезно рассчитывает на поддержку государства в вопросах строительства семьи. Только треть опрошенных молодых людей считает выплату материнского капитала той мерой, которая может серьезно изменить уровень рождаемости среди населения.

Несмотря на то, что к материальному фактору, необходимому для рождения детей респонденты относятся с повышенной требовательностью, тем не менее, среди условий, необходимых для рождения детей больше всех (30%) отметили "гармоничные отношения в семье" и уже на втором месте (27%) - "стабильный заработок". Это свидетельствует о том, что большое значение при рождении детей даже современная молодежь придает духовно-психологическому фактору. Данное обстоятельство необходимо учитывать при дальнейшей разработке стратегии семейной и молодежной политики в стране и регионах, которые должны быть направлены на гармонизацию отношений в молодежной среде, создание благоприятных условий для образования и развития семей, минимизации разводов на почве неприятия, непонимания и просто девиантного поведения одного или обоих супругов. Это потребует не только пропагандистской работы, но и конкретных действий по обеспечению жильем, занятостью, профессионального и личностного саморазвития молодежи, созданию и развитию служб брака и семьи, услуги которых были бы доступны основной части населения, тем более что брачные установки у современной молодежи остаются достаточно высокими. В нашем исследовании 97% респондентов отметили, что семья и брак необходимы всем, в том числе, и им, а также 80% опрошенных считают, что для них оптимален 1 брак и 69% респондентов только раз в жизни могли бы создать семью. Получается, что создавать несколько раз семью готовы далеко не многие, в нашем случае - 20 - 25%.

С одной стороны это хорошо, т.к. превалирование установки на один брак должно уменьшать предпосылки для роста разводимости, а с другой стороны, повышая уровень требований молодых людей друг к другу, и неспособность многих отвечать этим требованиям, выраженный эгоцентризм, стремление женщин к независимости приводит к высоким показателям разводимости. Такие семьи, распадаясь, будут пополнять число неполных и, соответственно, не очень благополучных семей.

Репродуктивные установки респондентов выглядят следующим образом. В ближайшие 5-7 лет почти половина опрошенных не собираются рожать детей, шестая часть опрошенных - одного ребенка и, что приятно удивило - 30 % опрошенных собираются в ближайшем будущем родить двоих детей. Желаемое количество детей при наличии всех необходимых для их рождения условий у половины опрошенных - 2, а вот третья часть опрошенных отметила, что они хотели бы иметь троих детей, только 13% хотят лишь одного ребенка. Таким образом, при первом рассмотрении у наиболее прогрессивной молодежи выявляются достаточно высокие репродуктивные установки, при реализации которых и создании для этого всех условий проблема снижения рождаемости может быть успешно решена. При этом мероприятия семейной, молодежной политики должны иметь комплексный, системный характер, осуществляться грамотно последовательно и дифференцированно, учитывая, что ценность семьи до сих пор достаточно высока - в нашем исследовании она присутствует у 82% ответивших. Следует также учитывать тот факт, что почти у половины ответивших (46,4%) на втором месте по степени значимости находится "здоровье", на третьем месте - "хорошие друзья", четвертое-пятое места делят такие ценности, как "материальный достаток" и "хорошее образование" и только на 6-м месте - "дети". С одной стороны это объясняется тем, что первоочередными задачами у молодежи являются стремление максимально быстро и эффективно самостоятельно адаптироваться в сложной социальной среде, для чего необходимы и здоровье, и друзья, и хорошее образование, а с другой - это косвенно свидетельствует о жесткости данной среды и намерении молодых людей рассчитывать только на себя и, возможно, своих друзей. В этой трудной борьбе за место под солнцем о детях и, по сути, о своем будущем в их лице многие просто забывают.

Отсюда важная роль государства - способствовать встраиванию молодого поколения в социально-экономическую реальность, тогда и молодежь не будет так бояться обременять себя рождением детей, так необходимых обществу и государству. Если учесть тот факт, что более половины опрошенных самоидентифицируют себя и своих родителей со средним классом, то логичными выглядят результаты опроса относительно величины дохода, необходимого для принятия решения о рождении первого ребенка - самая большая доля - 40% респондентов считает, что необходим доход более чем 40 тысяч рублей в месяц, более 30 тысяч рублей необходимо подавляющему большинству опрошенных - 77%. В вопросах создания материальных условий для рождения детей респонденты в основном стремятся полагаться на собственные силы и помощь родителей, т.к. две трети опрошенных настроены достаточно скептически относительно ощутимого влияния такой меры, как выплата материнского капитала на увеличение рождаемости в стране.

Таблица 2

Субъективные установки студентов на ожидаемую продолжительность
собственной жизни, % опрошенных



Опрос выявил достаточно высокие самосохранительные установки, т.к. почти половина респондентов (45%) намерены прожить более 80 лет, а также уровень своего здоровья как "высокий" и "выше среднего" оценивает 59% опрошенных (табл. 2). Большинство опрошенных - 80% - регулярно занимаются физкультурой и спортом. При этом "здоровье" находится на втором месте после семьи по степени значимости среди основных жизненных ценностей.

Таблица 3

Субъективная оценка уровня здоровья студентов,
% опрошенных


Субъективная оценка студентов уровня собственного здоровья оказалась достаточно высокой - почти 60% опрошенных считают его высоким и выше среднего, при этом ниже среднего и низким уровень своего здоровья посчитала лишь десятая часть респондентов

Следует отметить, что духовная составляющая брака в сознании молодежи еще достаточно высока, т.к. и при выборе супруга, при решении о вступлении в брак подавляющее большинство опрошенных студентов главным мотивом считает любовь, связанную с образом успешного брака, утрату любви они считают одной из самых главных причин разводов в молодых семьях.

Социально-экономическая поддержка семьи, особенно молодой, должна осуществляться путем создания условий для образования, профессионализации, эффективной занятости и реализации интеллектуального потенциала молодежи. Необходимо, чтобы у молодых семей расширялись возможности для приобретения в собственность недвижимости, а также получения иных, не запрещенных законом источников дохода. В этом случае в семье будут созданы предпосылки для ее устойчивого существования и более полной реализации не таких уж и низких, как выясняется, репродуктивных установок и рождения здоровых детей.

На наш взгляд, для повышения эффективности государственных мер по преодолению демографического кризиса необходимо на федеральном уровне разработать и законодательно закрепить такие социальные стандарты и социально-экономические индикаторы, которые отражали бы действительное положение семьи в обществе. С их помощью можно будет отслеживать, оценивать результаты семейной политики (один регистр показателей и индикаторов) и молодежной политики (другой регистр показателей и индикаторов), проводимой государством и вносить необходимые коррективы.

Таким образом, для обеспечения результативности семейной и молодежной политики необходим непрерывный мониторинг семейно-демографической ситуации, предполагающий, в том числе, проведение социологических опросов, направленных как на выяснение проблем, так и обеспечение обратной связи. Без знания конкретных данных, обеспечивающих продвижение государственной семейной политики, не должен работать ни один орган власти. В настоящее время предусмотренные государственной статистикой показатели социальной сферы и социальные индикаторы не обеспечивают органы власти необходимой информацией, отвечающей целям и задачам мониторинга.

Они часто противоречивы и субъективны, а также далеки от жизненных потребностей
семьи, особенно в молодежной среде. Информационное обеспечение системы государственного управления по данной проблематике особо актуально, поскольку молодежь является наиболее ресурсоемкой, как в плане высоких базовых характеристик человеческих ресурсов, так и в плане новых человеческих ресурсов (новых поколений), т.к. по репродуктивному потенциалу молодые когорты превосходят другие возрастные группы.


21.08.2009 г.
www.viperson.ru

Док. 583410
Опублик.: 21.08.09
Число обращений: 0

  • Акьюлов Роберт Ишкалеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``