В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ласточка инноваций Назад
Ласточка инноваций
Александр Лукьянов говорит, что современные биотехнологии позволяют получить сырье, не сажая плантации

С будущими инвесторами сотрудники ООО "НПО Байкал-Биосинтез" познакомились в конце 2007 года на венчурной ярмарке в Санкт-Петербурге, где иркутское изобретение, на внедрение которого требовалось 6,5 млн долларов, вызвало явный интерес у российских бизнесменов.

После полугода переговоров ОАО "Российская венчурная компания" (РВК) включило разработки ООО "НПО Байкал-Биосинтез" в свое портфолио и запланировало вложить в развитие иркутского малого предприятия 130 млн рублей. Реализацию проекта предполагается завершить в течение трех лет. "НПО Байкал-Биосинтез" рассчитывает занять до 10% российского рынка специализированных препаратов по лечению онкологических заболеваний и болезней печени. Для соответствия условиям, выставленным московской управляющей компанией, предприятие должно показывать рост бизнеса в 30-50% в год.

До сих пор в регионе не было прецедентов, когда местный проект мог бы получить в распоряжение столь внушительные инвестиции.
Такие разные инвестиции

Всю свою жизнь ученый Аркадий Семенов посвятил фундаментальным исследованиям в области медицинской химии. Изучая уникальные свойства растений, он и его коллеги стремились привести к научному знаменателю рецепты народной медицины, устранив элемент случайности, связанный с погодой, кислотностью почвы, ареалом произрастания и условиями хранения целебных трав.

На путь от травы до препаратов под зарегистрированной маркой "Салсоколлин" ушло 10 лет: поначалу из однолетнего растения солянка холмовая выпускались чаи, затем действующее вещество стали экстрагировать, а потом экстракт лег в основу лекарственных форм. Спустя годы малое инновационное предприятие предложило инвесторам готовую технологию по выпуску таблеток для лечения заболеваний печени, зарегистрированных как биологически активная добавка (БАД). БАД "Салсоколлин", таблетирующийся на химфармзаводе в городе Усолье-Сибир-ское, занимает более 20% регионального рынка препаратов для защиты печени и успешно вытесняет с прилавков аптек Иркутской области единственного конкурента - немецкий "Карсил".

Бесперспективность инвестиций иркутского масштаба стала очевидной уже в 2004 году, когда малое предприятие вошло в некоммерческое партнерство технопарка ИрГТУ, отдав часть акций учебному заведению. Проект к тому времени капитализировался и приносил прибыль, поэтому коллектив НПО "Байкал-Биосинтез" последовательно отклонял предложения о сотрудничестве с иркут-ским бизнесом - в большинстве случаев речь шла о передаче эксклюзивных прав на распространение.

Одним из ярких эпизодов в истории венчурной компании стал несостоявшийся запуск производства "Салсоколлина" на базе немецкого фармакологического концерна. Уже были собраны документы для регистрации лекарственного сред-ства на территории Германии, а до исторического события оставались считанные недели, когда руководство концерна без объяснения причин решило отказаться от выпуска нового препарата. Аркадий Семенов до сих пор гадает, во сколько миллионов евро производители немецкого препарата "Карсил" оценили угрозу со стороны российско-немецкого конкурента.

Судьбу инновационного препарата в своем отечестве легкой тоже не назовешь. Российские изобретатели в сфере медицины вынуждены "прятать" лекар-ственные препараты за формулировкой БАД. В российской фармакологии наибольшее количество административных барьеров, усложняющих полноценную регистрацию: для выхода на рынок в категории лекарственных препаратов требуются годы и десятки миллионов рублей. Вместе с тем именно в сфере медицины, по словам председателя Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Сергея Амосова, беспрецедентное количество правонарушений в части использования товарных знаков и объектов интеллектуальной собственности. До последнего времени экстракт солянки холмовой спасала малая известность. На презентации своего проекта частным инвесторам в мэрии Иркутска Аркадий Семенов предсказал, что, вложив деньги в регистрацию и раскрутку "Салсоколлина" в качестве лекарственного препарата, они столкнутся с волной подделок: слишком уж простая формула у этого лекарства.
Бизнес по науке

Экскурсию по Сибирскому институту физиологии и биохимии растений проводит завлаб Андрей Еникеев. Для начала он показывает небольшие бутылочки из толстого стекла - штамм клеток раковой опухоли скорцонеры испанской. На следующей стадии клетки скорцонеры по-гружают в конусовидную колбу, наполненную питательной средой на основе глюкозы, и ставят на агрегат, напоминающий раскачивающуюся этажерку. На седьмой день жизни в раскачивающейся колбе фармакологическое вещество в штамме клеток опухоли достигает максимальной концентрации. Кандидат биологических наук рассказывает о дальнейшем пути скорцонеры: сначала лаборатория, где действующее вещество выделяется из биомассы, затем аппарат с пластиковыми "венами", в котором клетки растения превращаются в экстракт.

Помимо штаммов скорцонеры испан-ской на оборудовании малого технологического предприятия выращивают клетки других растений, которые исследуют сотрудники Сибирского института физиологии и биохимии растений (СИФИБР). НПО "Байкал-Биосинтез" оказалось одним из первых тандемов частно-научного парт-нерства в Иркутске. Уникальное оборудование малого предприятия работает в стенах СИФИБРа по договору о сотрудничестве. Это позволяет сотрудникам научно-исследовательского института проводить опыты, пользуясь методами биоинженерии - сырье для исследований заготавливается в пробирке, а не на плантациях, которые нужно засаживать и поливать. До того как НПО "Байкал-Биосинтез" поставило в здание института две качающиеся этажерки, выселенные с предыдущего места производства, сотрудники СИФИБРа не имели возможности ставить опыты по выращиванию действующего вещества растений в условиях вибрации.
В бутылочках - штамм клеток раковой опухоли скорцонеры испанской

В бутылочках - штамм клеток раковой опухоли скорцонеры испанской

Сам Андрей Еникеев - из тех прогрессивных ученых столицы Восточной Сибири, которые совместили должность в институте системы СО РАН с трудоустрой-ством в частной фирме. Биолог долго и гордо рассказывал про знаменитую иркутскую школу биотехнологий, сложившуюся на базе СИФИБРа, про новые уникальные сорта пшеницы и уже в конце вскользь добавил, что без второй зарплаты в частной фирме заниматься наукой, наверное, было бы тяжелее.

"Да Бог с вами - ни одна частная фирма не в состоянии создать собственный лекарственный препарат, - улыбается Аркадий Семенов. - На это даже академический институт не способен. Наши препараты - труд коллективный, плод совместных усилий нескольких академических и общеобразовательных заведений".

Процессы, необходимые для подобных исследований, лицензированы, поэтому в проекты привлекаются несколько научных институтов. Например, предклинические испытания "Салсоколлина" проводили Сибирский медицинский университет (Томск) и НИИ медицины труда и экологии человека (Ангарск), клинические осуществлялись на базе Иркутского государственного медицинского университета. На разных стадиях в работе над иркутским препаратом участвовали ученые из Улан-Удэ, Томска, Новосибирска и Москвы.
Чего хочет инвестор

Как любой первопроходец инновационного бизнеса, "Байкал-Биосинтез" столкнулся с вопросом авторских прав и рейдерством в отношении интеллектуальной собственности. Патентами на две разработки компании владеет ИрГТУ, еще один патент у Томского научно-исследовательского института фармакологии СО РАМН. Держателем патента на экстракт солянки холмовой является московская научно-производственная фирма "Фитос", чьи сотрудники работали вместе с Аркадием Семеновым. Обе компании пользуются одним патентом, между ними сложились рабочие отношения.

Совершенно по-другому дело обстояло, когда два ученых-химика, устроившиеся на работу в компанию, подали заявление на регистрацию торговой марки "Салсоколлин" и открыли собственную фирму по его производству. Аркадия Семенова поставили перед фактом: его изобретение больше ему не принадлежит.

"Мы собрали необходимые доказательства для того, чтобы сделать вывод, есть ли здесь нарушение антимонопольного законодательства, а именно - недобросовестная конкуренция, - рассказывает заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Александр Кулиш. - В рамках закона о конкуренции возбудили дело и рассмотрели его".

Впервые столкнувшись со сложными вопросами интеллектуальной собственности, Федеральная антимонопольная служба по Иркутской области доказала правоту изобретателей и вынесла решение о запрете выпуска фармацевтической продукции фирмой-дубликатом. В отличие от обыденной жизни, поиск финансирования по определению требует четкости в документах.

"Эксперт Сибирь"
8 сентября 2008

Док. 583398
Перв. публик.: 08.09.08
Последн. ред.: 21.08.09
Число обращений: 0

  • Амосов Сергей Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``