В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Год крутого Калийного перелома Назад
Год крутого Калийного перелома
2003 год оказался для ОАО "Уралкалий" знаковым по многим моментам, начиная от рекордных производственных показателей и построения собственной сбытовой политики, заканчивая номинальным из

Храните яйца в собственной корзине

То, что основной владелец ОАО "Уралкалий" Дмитрий Рыболовлев не оставит акции предприятия в номинальном держании банка "Урал ФД" после его продажи структурам Андрея Кузяева, сомнений у специалистов не вызывало. Так и получилось.

Как следует из обнародованного на собрании акционеров реестра, новым держателем 74,82% акций предприятия стал кипрский оффшор Madura Holding Limited. Его появление в качестве держателя акций "Уралкалия" вполне логично. Однако в прошлом году власти Кипра, следуя требованиям Евросоюза, объявили о намерении открывать информацию о зарегистрированных на острове компаниях с владельцами-нерезидентами. В этой связи не совсем понятно, почему Рыболовлев выбрал Кипр для хранения своих акций, в то время как многие кипрские оффшоры в последнее время сменили прописку. Менеджмент компании действия собственника комментировать отказался. Видимо, у Рыболовлева есть на это свои резоны.

Свои резоны у него и в кадровом вопросе. Максим Широков, контракт которого истекал в середине 2005 года, сперва сменил пост генерального директора на президента, а в начале 2004 года и вовсе спешно покинул Березники и "Уралкалий" вообще.

Коренным образом претерпел изменения и совет директоров "Уралкалия".

Валентин Городецкий, Сергей Дьяков, Андрей Коногоров и, соответственно, Максим Широков в его новый состав не вошли. Их места заняли Максим Бакшинский, Владислав Баумгертнер, Виктор Карпов и Анатолий Лебедев. Пятеро старожилов совета директоров - Юрий Гаврилов, Александр Зуев, Дмитрий Рыболовлев, Алексей Старков и Владимир Шевцов - продолжат работу в прежнем качестве и в этом году.

Еще одним новым акционером "Уралкалия", как показало минувшее собрание, неожиданно оказалась японская компания Epona Commercial Limited (2,79%). Теперь становится логичным посещение японской делегации "Уралкалия" в прошлом году. В этой связи можно прогнозировать увеличение доли экспорта продукции березниковского предприятия в Страну восходящего солнца.


Экспорт - это наше все

В том, что экспорт "Уралкалия" и в этом году будет расти весьма серьезными темпами, сомневаться не приходится. Менеджмент предприятия заявляет об амбициозной задаче занять лидирующее положение в мире по производству и сбыту калийных удобрений. 2003 год стал одним из важных этапов на пути к выполнению поставленной задачи.

На сегодняшний день продукция ОАО "Уралкалий" занимает около 10% мирового объема калийных удобрений (в 2003 году "Уралкалий" произвел более 4,3 млн тонн удобрений, что на 300 тыс. тонн или почти на 8% больше показателей 2002 года). По производственной мощности березниковское предприятие является четвертой компанией в мире после канадских производителей (PCS, IMC) и белорусского ПО "Беларуськалий".

Четко обозначившийся в прошлом году рост потребления калийных удобрений в мире (на 5,2% по сравнению с 2002 годом, что составило 27,85 млн тонн в перерасчете на 100% К2О), поставил перед производителями удобрений задачу по наращиванию производственных мощностей. Эти меры в приличных объемах и за короткие сроки достаточно сложно осуществить даже лидерам отрасли. Тем не менее, в 2003 году был поставлен очередной рекорд по коэффициенту использования мировых производственных мощностей - 75%.

Отметим, что рост мощностей производителей более чем на 2% отстал от мирового потребления удобрений. В ситуации наметившегося дефицита продукции (косвенный показатель - рост мировых цен на калийные удобрения), при грамотной организации производства и сбыта у "Уралкалия" есть неплохой шанс упрочить свои позиции на рынке: использование проектных мощностей ОАО "Уралкалий" в 2003 году достигло 86,1%. С учетом же того, что расчетные мощности предприятия составляют 5,5-6 млн тонн, а также благодаря масштабной инвестиционной программе, направленной на ввод новых мощностей и повышения качества продукции, планы руководства предприятия по выпуску 5 млн тонн удобрений в 2004 году представляются вполне реалистичными

(см. таблицу 1).

В этой связи отличным заделом на будущее является получение "Уралкалием" в прошлом году лицензии на разработку Усть-Яйвинского участка Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей. Правда, для закладки новых производственных мощностей предприятию понадобятся значительные средства, причем не только собственные, но и заемные.

Оставаясь лидером среди предприятий промышленности Прикамья по объемам инвестиций за последние несколько лет (в 2003 году инвестиции составили более 1,4 млрд рублей - см. таблицу 2), "Уралкалий" в 2003 году приступил к поиску дополнительных финансовых ресурсов на международных рынках. Как отметил в своем выступлении на годовом собрании генеральный директор ОАО "Уралкалий" Максим Бакшинский, "самое эффективное развитие бизнеса осуществляется на заемные средства". Так, в 2003 году Европейский банк реконструкции и развития предоставил ОАО "Уралкалий" кредит сроком на 7 лет в сумме $75 млн.

Во многом признание ОАО "Уралкалий" мировыми финансовыми структурами основано на последовательной политике менеджмента и собственников предприятия по увеличению капитализации компании, формированию дивидендной истории (см. таблицу 3) и отличных производственных и стабильных финансовых результатов.

Так, выручка "Уралкалия" от продажи товаров, продукции, работ и услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) в 2003 году составила 8,3 млрд руб. (в 2002 году - 7,3 млрд руб.). Валовая прибыль за отчетный период выросла практически на 1 млрд руб. и составила 4,3 млрд руб.

Однако прибыль от продаж снизилась с 1,7 млрд руб. в 2002 до 1,6 млрд в 2003 году. Соответственно чистая прибыль общества в 2003 году составила 932,3 млн руб. (в 2002 году - 1,2 млрд руб.), что не в последнюю очередь вызвано падением курса доллара на мировых рынках, ростом цен на фрахт.

Вообще, и на минувшем собрании акционеров, и на пресс-конференции руководства компании постоянно звучали слова о системном подходе в решении комплекса задач по повышению эффективности деятельности предприятия.

К примеру, в прошлом году было принято решение о специализации производственных процессов предприятия. В 2003 году была выявлена экономическая необоснованность производства сульфата калия, пищевой соли и калия/натрия хлористого реактивной чистоты. Закрытие этих производств позволило компании, начиная с 2004 года, сконцентрировать усилия на производстве двух основных видов продукции: хлористого калия и карналлита обогащенного (кстати, если в 2001 году "Уралкалий" выпускал 33 вида товарной продукции, то в 2003 - уже только 15).

Все вполне прагматично. "Наше предприятие - акционерное общество, главная цель которого - приносить прибыль своим акционерам, поэтому менеджмент компании принял решение сконцентрировать производственные и финансовые усилия на наиболее прибыльных и перспективных направлениях деятельности", - сказал Максим Бакшинский. Суть этого решения заключается в том, что при производстве пищевой соли используется та же техника, что и при производстве калийных удобрений, при этом себестоимость производства пищевой соли значительно выше, а стоит она в разы дешевле калийных удобрений. После развала СССР спрос на калийные удобрения на внутреннем рынке резко упал, а собственные экспортные каналы еще налажены не были. В этих условиях производство соли помогло сохранить кадры, производственную базу. Сегодня, когда ситуация резко изменилась, происходит обратный процесс.

Общий объем продаж калийных удобрений "Уралкалия" в 2003 году составил 4,3 млн тонн, что на 7,5% лучше показателей 2002 года - компания практически не работала на склад.

Структура экспорта продукции ОАО "Уралкалий" в 2003 году осталась практически без изменений по сравнению с предыдущими периодами: 97,5% - хлористый калий. Однако общие объемы экспорта продукции "Уралкалия" в 2003 году выросли до 3,67 млн тонн, что на 12,6% больше по сравнению с 2002 годом.

Цены на калий в 2003 году непрерывно повышались, поэтому доходы от экспортной деятельности возросли значительнее, чем поставки в натуральном выражении. Доходы от экспорта в 2003 году составили 6,67 млрд рублей (в 2002 году - 5,56 млрд), рост - на 19,7%. В целом, доля экспорта в общем объеме выручки от реализации ОАО "Уралкалий" выросла с 75,3% в 2002 году до 79,8% в 2003.

Продажи основной продукции предприятия - хлористого калия - на внутреннем рынке в 2003 году составили 0,64 млн тонн (рост на 4,8% или 29 тыс. тонн от уровня 2002 года). При этом стоит отметить, что основными потребителями хлористого калия в России являются производители сложных минеральных удобрений, тогда как непосредственные поставки калийных удобрений сельским хозяйствам в РФ в 2003 году снизились почти на 45% и составили 27 тыс. тонн. В структуре доходов ОАО "Уралкалий" поставки на внутренний рынок в 2003 году составили 17,9% (1,5 млрд. руб.) от общего объема продаж (в 2002 году - 21,5%), что соответствует аналогичному показателю позапрошлого года.


Сами с усами

В минувшем году было завершено строительство Балтийского балкерного терминала (ББТ) в Морском порту Санкт-Петербурга, через который в конце года проходило до 80% всего экспортного объема продукции "Уралкалия". Общий объем перевалки через ББТ в 2003 году составил 2,28 млн тонн хлористого калия, что на 1,08 млн тонн (или на 211%) больше, чем в 2002 году.

Реализация этого проекта потребовала весьма серьезных вложений, экономический эффект от которых несколько скорректировался в связи со сложной ледовой обстановкой в порту Санкт-Петербурга. При этом еще требуются инвестиции и в углубление фарватера - для обеспечения непосредственной загрузки на ББТ судов морского класса. Тем не менее транспортные расходы на доставку грузов в Санкт-Петребург более эффективны по сравнению с транзитом на Дальний Восток. При этом вложение инвестиций в развитие портовой инфраструктуры российской северной столицы выглядит не только патриотично, но и представляется весьма прагматичным, поскольку "Уралкалий" нивелирует риски, связанные с повышением тарифов за транзит грузов по территории прибалтийских государств или Украины, а так-же рост стоимости портовых услуг в этих странах.

Не менее важным событием 2003 года для "Уралкалия" стало решение о досрочном прекращении действия соглашения о продажах продукции с канадской компанией Canpotex Internetional Ltd. С 1 июня 2003 года весь экспорт продукции "Уралкалия", за исключением поставок в КНР по железной дороге, осуществлялся через эксклюзивного партнера березниковского предприятия на международном рынке - кипрскую компанию Fertexim Ltd.

Максим БАКШИНСКИЙ, генеральный директор ОАО "Уралкалий":

- Стратегия самостоятельных продаж себя уже более чем оправдала. Мы вписались в мировое развитие рынка, в мировой рост потребления хлористого калия, что сопровождается повышением узнаваемости нашей марки и ростом спроса на эту марку. Очевидно, что эту задачу нельзя было решить в один момент. На первом этапе "Уралкалий" отошел от обезличенного продукта под маркой "Из стран бывшего СССР", потом мы присоединились к канадцам. Сейчас создали собственные дистрибуционные каналы.

В 2003 году был разработан брэнд гранулированного хлористого калия Eurogran, который позволяет позиционировать эксклюзивный продукт от ОАО "Уралкалий" как одно из самых высококачественных удобрений в мире.

Максим БАКШИНСКИЙ:

- За последние три года очень серьезно шла работа по персонифицированному отношению рынка к продукции "Уралкалия". Узнаваемость марки очень важна на любых рынках - иначе не имеет смысла борьба за качество. В прошлом году по качеству мы вплотную подошли к лучшим образцам калийных удобрений - на ведущих мировых рынках уже нет ценовой дискриминации нашей продукции по отношению к канадской.


Битва за качество

На любом рынке потребитель предъявляет самые высокие требования к качеству продукции - рынок никого не щадит. Признание качества калийных удобрений от "Уралкалия" было бы невозможно без масштабных мероприятий, направленных на улучшение технологических процессов.

Всего в 2003 году инвестиции ОАО "Уралкалий" на поддержание и развитие основных фондов составили 1,422 млрд руб., что на 19% больше, чем в 2002 году.

Основные инвестиционные мероприятия в прошлом году осуществлялись по следующим направлениям: производилась реконструкция грануляционных отделений, объекты энергетики переводились с мазута на газ, была модернизирована автоматическая система коммерческого учета электроэнергии. В 2003 году на "Уралкалии" была смонтирована и запущена в промышленную эксплуатацию ERP-система Oracle Application, которая позволяет оперативно принимать управленческие решения, используя массивы данных, отражающих практически все бизнес-процессы в компании.

Максим БАКШИНСКИЙ:

- Сегодня мы видим движение материально-технических ценностей от момента поступления до списания, что позволяет нам находить дополнительные резервы по работе над себестоимостью. Могу с уверенностью сказать, что инвестиции, вложенные в эту систему, уже возвращаются и приносят ощутимые результаты.

Среди отдельных проектов по модернизации производственных процессов можно отметить запуск в промышленную эксплуатацию центрифуги "Котурбекс" фирмы "Зибтехник" на флотационной фабрике БКПРУ-1, установку вибромашины "Могензен" и дробилки фирмы "ФАМ" в отделении грануляции обогатительной фабрики БКПРУ-3.

Инвестиции в охрану окружающей среды являются не менее приоритетным направлением деятельности ОАО "Уралкалий". В целом в 2003 году затраты общества на выполнение мероприятий по охране окружающей среды составили 293,5 млн руб., в результате чего валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу снизился на 41%.

С опережением плана шло выполнение "Программы обеспечения безопасности жизнедеятельности города Березники на 2002-2007 годы" - всего по сравнению с 2002 годом объемы закладочных работ в рудниках ОАО "Уралкалий" увеличилась на 315 тыс. тонн (на 4,6%) и составили 6,9 млн тонн.

Не менее знаковым моментом прошлого года для "Уралкалия" стало введение новой - тарифной - системы оплаты труда.

Суть политики руководства предприятия в отношении динамики заработной платы сотрудников заключается в том, чтобы дать возможность работникам зарабатывать больше, в зависимости от производительности труда.

Максим БАКШИНСКИЙ:

- Принципы всеобщей уравниловки в опла

те вне зависимости от результатов труда и вклада каждого в общий результат, оставшиеся в сознании от нерыночной эпохи, в новых условиях оказываются бесперспективными. Только тот, кто работает лучше, показывает большую производительность, может получить значительно большую оплату за свой труд. Жестко? Жестко! Жестоко? Нет! У каждого человека в современных условиях должна быть свобода зарабатывать своим трудом. А обязанность предприятия - дать человеку такую возможность, дать возможность реализовать свой лучший потенциал.

Кстати, средняя заработная плата на "Уралкалии" за 2003 год составила 7199 руб., что на 18,7% больше, чем в 2002 году. Для сравнения - на промышленных предприятиях Пермской области средняя заработная плата в 2003 году составила 6037 руб., в целом же по Пермской области - 4615 руб.


На новых рельсах

Характер деятельности экспортоориентированного предприятия, особенно учитывая географическое положение Пермской области, не позволяет менеджменту "Уралкалия" спокойно наслаждаться хорошей ситуацией на мировом рынке калийных удобрений. Рынок, внешняя конъюнктура, естественные монополии заставляют руководство предприятия постоянно искать решения, направленные на повышение эффективности производства.

Взять хотя бы такой фактор, как стоимость фрахта морских судов. Понятно, что на мировую конъюнктуру фрахта "Уралкалий" повлиять не может. "В этом отношении нам помогают долгосрочные фрахтовые контракты, которые мы, просчитав тенденцию рынка, успели подписать с крупнейшими фрахтователями до массового поднятия цен", - рассказывает Максим Бакшинский.

Поскольку транспортные затраты ОАО "Уралкалий" достигают 62% всех коммерческих расходов компании, а в себестоимости продукции транспортная составляющая достигает 30%, становится понятным особое внимание березниковских калийщиков к этому направлению повышения эффективности производства.

Так, к декабрю 2003 года оборот вагонов в направлении Санкт-Петербург был сокращен до рекордной цифры - 9 суток, тогда как средний аналогичный показатель 2002 года - 15,2 суток.

В 2003 году улучшилось качество работы вагонного депо. Так, межремонтный срок пробега вагонов увеличился с 12 месяцев в 2002 году до 18 в 2003 году.

Благодаря объединению в прошлом году четырех станций - Балахонцы, Заполье Уральское, Калийная и Березники-Сортировочная - в одну узловую стало возможным формирование сборных маршрутов, что привело к снижению непроизводственных простоев вагонов.

В результате реализации комплекса мероприятий по оптимизации транспортных потоков и издержек "Уралкалия" снизилась потребность предприятия в арендованном у МПС подвижном составе. Так, за 2003 год из аренды было выведено 1046 вагонов (сокращение на 55%), а экономический эффект от данной меры составил более 60 млн руб. В целом же за прошлый год ОАО "Уралкалий" собственным вагонным парком перевез свыше 7 млн тонн грузов. Не случайно в общероссийском рейтинге крупнейших компаний-операторов подвижного состава "Уралкалий" занял второе место, уступив лишь ООО "Балттранссервис", обслуживающий ТНК и "Славнефть". При этом "Уралкалий" опередил транспортные подразделения таких крупных нефтяных холдингов, как "ЛУКОЙЛ" и "ЮКОС". Как закономерный итог обоюдовыгодного сотрудничества ОАО "Уралкалий" со Свердловским отделением РДЖ стала победа в 2003 году "Уралкалия" в номинации "Лучший транспортный смежник".

Вообще, во взаимоотношениях с естественными монополиями менеджмент "Уралкалия" демонстрирует отличную от многих участников рынка позицию.

Максим БАКШИНСКИЙ:

- Ценовая политика естественных монополий сегодня стала предсказуемой. К счастью, подошла к концу планово-командная система, когда тарифы устанавливались вне зависимости от затрат на производство продукции, без влияния баланса спроса и предложения. Нам близко в этом смысле стремление крупных российских транспортных, энергетических компаний работать в свободных, рыночных условиях, где цены формируются рыночным путем. Для нас очевидно, что естественные монополии не являются благотворительными организациями и не должны кредитовать за счет низких цен на свою продукцию других потребителей. При неизбежном вступлении России в ВТО (когда это произойдет, на наш взгляд, является лишь вопросом времени) необходимо поднимать цены и тарифы внутри страны до мирового уровня для того, чтобы отечественные производители успели повысить свою эффективность, стали конкурентоспособными на мировом уровне.

Предвидя такую перспективу, логично подготовиться к повышению цен заранее, работая над снижением издержек. "Уралкалий" выстраивает партнерские отношения с монополистами, изыскивает возможности закупок электроэнергии на оптовых рынках. В этой связи мы считаем, что сегодня некорректно говорить о том, что все, что мы сэкономили, где-то отобрал большой злой дядя. Просто в этих условиях большая ответственность ложится на менеджмент, руководство компании.

Современное, рыночное предприятие обязано заниматься вопросами снижения издержек и без влияния таких факторов, как изменение тарифов, повышение стоимости сырья, материалов и услуг подрядных организаций. Экономикой предприятия необходимо заниматься всегда вне зависимости от того, что происходит во внешней среде. Только так предприятие становится здоровым, рыночным и способным выстроить перед любыми катаклизмами, пертурбациями железный фронт защиты, демонстрируя свою эффективность.

Следствием комплексной и системной работы над снижением себестоимости продукции "Уралкалия", повышением эффективности производства на протяжении всего 2003 года явилось то, что в прошлом году расходы предприятия составили 96% от прогнозируемых.

Максим БАКШИНСКИЙ:

- Однозначно можно сказать, что период выживания для "Уралкалия" закончился. Начинается период мощного развития предприятия.

На фоне растущего спроса на калийные удобрения среди наших тактических задач на ближайшее время можно отметить не только проведение активной политики по сбыту продукции, увеличению объемов нашего присутствия на наиболее прибыльных рынках, но и постоянную, системную работу по снижению себестоимости и повышению качества продукции предприятия.

Себестоимость производства калийных удобрений на разных предприятиях в мире может быть разной, а вот цена, по которой продается продукция на мировых рынках, для всех практически одинаковая - ее определяет спрос. Следовательно, больше перспектив в развитии, наращивании объемов и получении прибыли имеет именно тот производитель, у которого меньше себестоимость продукции и выше качество калийных удобрений.

28.06.2004
www.nk.perm.ru

Док. 582953
Перв. публик.: 28.06.04
Последн. ред.: 19.08.09
Число обращений: 0

  • Бакшинский Максим Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``