В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Юрий Ирхин: Роль трендов и мегатенденций в конструируемом геополитическом видении образа будущего с учетом интересов России (1) Назад
Юрий Ирхин: Роль трендов и мегатенденций в конструируемом геополитическом видении образа будущего с учетом интересов России (1)
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется
(Ф. Тютчев)

Практика управления социально-политическими процессами подтверждает: чем выше уровень прогнозирования, тем эффективнее, результативнее планирование и управление. Для органов политического руководства иметь научно обоснованные прогнозы - значит предвидеть ход развития политических событий.

В самом общем виде прогнозирование - это опережающее отражение действительности. Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют существенное значение для решений, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть "глазами ума в будущее" (Платон). Прогноз - это целенаправленное проектирование желательного будущего и внедрение этого проекта в сознание акторов политики.

Стратегический анализ представляет собой долгосрочное прогнозирование, в основе которого лежит комплексный анализ динамики решающих связей между многочисленными факторами стратегической ситуации и учет перспектив ее развития. Составной частью такого анализа являются моделирование долговременных политических процессов, мегатенденций и трендов, значимых для политического развития и геополитики.
Комплексные долговременные прогнозы на конец XX - начало XXI вв. были представлены в известных трудах Дж. Нейсбита и П. Абурден "Мегатенденции: десять новых направлений, преобразующих нашу жизнь" и "Мегатенденции. Год 2000"(2). В общей сложности эти книги прочитало более 14 миллионов человек. Джон Нейсбит говорил: "Я делаю не так уж много предсказаний. Надо лишь внимательно присмотреться к тому, что происходит прямо сейчас. Посмотреть, какой реальный счет в игре. Будущее ведь уже есть в настоящем" (3).


Ниже представлены мегатенденции, сгруппированные по сходным направлениям.
Таблица 1
Мегатенденции: сущность и классификации


Ряд мегатенденций в трудах Дж. Нейсбита и П. Абурден был правильно определен и концептуализирован, хотя наблюдались и существенные пробелы. Среди них: - недооценка международного терроризма в целом, слабое внимание к долговременному феномену повышения роли как цивилизационного фактора, так и этнического самосознания (особенно по линии: этнос - этнические государство (Косово, Абхазия, Южная Осетия и т.д.), отказ от анализа перспектив развития России и др.
В мегатенденциях не были использованы известные в науке идеи о циклических экономических кризисах капиталистического хозяйства и их особенностях в условиях глобализации. В них недооценена современная денежная революция, которая привела к обслуживанию основной части денежных доходов и расходов населения, корпораций и государства электронными платежными средствами. Не было учтено появление множества новых виртуальных платежных средств, ставших глобальными, доверие к которым держится во многом лишь на их определенном и подвижном рейтинге ("имидже") (4).

Отсутствие должного анализа, национального и международного контроля за современными глобальными финансовыми механизмами, колоссальный разрыв между реальной стоимостью мирового производства и ее многократным превышением в электронных носителях, создание по сути многочисленных "финансовых электронных пирамид", а также огромный необеспеченный государственный долг США равный размеру ВВП, стали причинами возникновения современного глобального финансового кризиса. Как известно, он, прежде всего, продемонстрировал ненадежность современной глобальной финансовой системы, ориентированной на не вполне обеспеченный доллар США.

В 2003 г. началась подготовка "Проекта-2020" "Контуры мирового будущего" - о перспективах развития мира и его глобальных тенденциях развития на первую четверть XXI в. Подготовкой "Проекта-2020" руководил ряд известных исследователей - Т. Гордон (из проекта ООН "Миллениум"), Дж. Дьюар (директор Центра по долговременной глобальной политике и будущему состоянию человечества при корпорации РЭНД), Дж. Дэвис (глава сценарного проекта при "Шелл Интернэшнл") и др. В процессе подготовки организовывались специальные конференции в ряде ключевых стран, для уточнения методик и проведения соответствующих дискуссий с зарубежными коллегами.

С помощью "СЕНТРА Текнолоджиз" был создан интерактивный, защищенный паролями веб-сайт, который служил хранилищем для дискуссионных статей и итоговых документов семинаров и являлся колоссальным банком базовых данных. Сайт включал интерактивные инструменты, обеспечивающие взаимодействие иностранных и отечественных экспертов, и позволял создавать компьютерные симуляции, с помощью которых специалисты могли разрабатывать собственные сценарии. Всего в работе над "Проектом-2020 "Контуры мирового будущего" принимало участие более тысячи человек (5).


Ниже приводятся мегатенденции и тренды, разработанные в рамках анализируемого проекта.
Таблица 2
Ведущие мегатенденции мирового развития до 2020 г.



Данные мегатенденции уточнили ряд предшествующих трендов, выдвинули новые идеи, полезные для прогнозирования. Однако в них также оказался упущенным вопрос о возможных мировых финансово-экономических кризисах и их разнообразных последствиях., в том числе и для России.

В начале XXI века Российская Федерация занимала промежуточное положение между среднеразвитыми индустриальными обществами и переходными социальными системами стран "третьего мира". Это ставило Россию перед альтернативами:

1). Сползание к общественной структуре "третьего мира" - аграрно-индустриально-сырьевые мега-анклавы, ориентированные на глобальный рынок.

2). Укрепление и расширение постиндустриального, инновационного научно-технического (технологического) комплекса, формирование социального государства и соответствующей научно-технической базы как подготовки к полноценному участию в переходе к постиндустриальному, информационному развитию.

В соответствии с программой "Стратегия развития. Россия 2020" особое значение должно быть уделено следующим направлениям - построению инновационного общества и формированию мотивации к инновационному поведению; развитию рыночных институтов и конкурентоспособной среды; радикальному повышению эффективности экономики; созданию ориентированной на потребителя системы государственного и муниципального управления на базе современных ИКТ ("электронное управление") и др. (6)


Существенным в этой связи является осознание (понимание/признание) России в качестве уникальной мировой цивилизации (державы), реализация ее современной геополитической стратегии.

Ориентация на постиндустриальные ориентиры и отношения, инновационную экономику, развитое и конкурентоспособное общество, выверенную внешнюю политику может позволить эффективно контролировать и использовать огромную российскую территорию, на которой расположено до 40% природных ресурсов Земли.

Предпочтительность именно постиндустриального, социально ориентированного развития не вызывает сомнений, но возможность его реализации в условиях современного этапа глобализации, мирового финансового кризиса и острой политической борьбы за ресурсы и власть, представляется сложной и требует выверенной политики.

В 2000 г. перед Россией стояла задача - в процессе удвоения ВВП, приблизиться к уровню показателей Португалии на душу населения - 600 долл. в месяц (самый низкий экономический индекс среди западно-европейских стран). В 2007 г. Россия практически вышла на этот уровень.

Очередные тренды генезиса России были определены в документе "Стратегии развития. Россия 2020" и др.

В 2007 г. ВВП России впервые превысил один триллион долл. и она вышла на 10-е место в мире по этому стратегическому показателю, "оттеснив" Индию и Канаду на 11-12 места. К 2009 г. Россия опередила такие страны как Бразилия и Испания, войдя по объему ВВП в восьмерку крупнейших экономик мира (США, Япония, КНР, ФРГ, Франция, Великобритания и Италия)(7). Вместе с тем, следует учитывать, что значительная доля российского ВВП "накачана" нефтедолларами и структурно он не является постиндустриальным.

Ниже представлены сведения об уровне ВВП пятидесяти четырех государств, имеющих наибольшее значение этого показателя.

ВВП пятидесяти четырех развитых и среднеразвитых стран мира
Таблица 3


В период с 2001 - по первую половину 2008 г. Россия, как известно, демонстрировала хорошие темпы экономического развития (до 7 % в год), превышавшие как общемировые (4%), так и постиндустриальных стран (2-3%).

Мировой финансовый кризис оказал на Россию крайне негативное воздействие. Прежде всего, он снизил ее традиционные конкурентные преимущества (резкое падение цен на экспортно-сырьевую продукцию), высветил и обострил проблемы национальной банковской системы (для ее восстановления только на первом этапе пришлось израсходовать около 200 млрд. долл. золотовалютных запасов страны). Остро поставлены вопросы выживания индустриального сектора, поддержки малого и среднего бизнеса, обеспечения инновационного курса развития, восстановления рыночного спроса, снижения безработицы и т.д.

По прогнозам Всемирного банка ВВП России снизится в 2009 г. на 4-6%, в США и ЕС от 2-х до 4-х процентов. Спад ВВП в первом квартале 2009 г. по сравнению с первым кварталом 2008 года в РФ составил 9,5%; в Германии ВВП снизился на 6,9%; в Италии - на 5,9%; Канаде - на 2,3%; Великобритании - на 4,1%; США - на 2,6%; Франции - на 3,2%. В России спад производства в машиностроении и электронике оказался пока выше, чем в постиндустриальных странах. Перевозки грузов в РФ в первом полугодии 2009 г. упали на 22,7%. Во всех странах охваченных кризисом, соответственно его уровню, значительно расширилась безработица (в РФ - до 10% , в Испании - до 15%).. Выход из кризиса предполагается не ранее 2010-2011 гг.
В целом всемирный экономический кризис затронул Россию "чувствительнее", чем ряд постиндустриальных европейских стран. Важны опыт Китая, демонстрирующего неуклонный темп экономического развития (по прогнозам 8% прироста ВВП в 2009 г.) и Индии, экономика которой выросла в финансовом 2008/2009 году, который завершился 31 марта 2009 г., на 9,4%.

Не исключено, что ВВП Российской Федерации в 2009 г. и в 2010 г. снизится в реальном исчислении на большую стоимость, чем валовой национальный продукт ее ближайших конкурентов. Это может отразиться и в снижении ее позиций в мировом ВВП-рейтинге (например, в "переходе" с 8-го на 9 или 10-е место, "пропустив" вперед Бразилию и др.).

Особенно актуальным для России является переход от экспортно-ориентированной экономики к инновационной. В условиях кризиса он может состояться только при соответствующей целенаправленной политике государства. Ученые Института экономики РАН видят две альтернативы развития экономики РФ в среднесрочной перспективе: качественный застой с перспективой дальнейшей потери национальной конкурентоспособности или структурная модернизация за счет государства. Пока в России в экспортно-сырьевые виды производства вкладывается большая часть финансов (84%), а в несырьевые (машиностроение, электроника и т.д.) - лишь 16%.

Постиндустриальные страны, несмотря на кризис, вкладывают огромные суммы в развитие наукоемких проектов, в ряде случаев пытаясь реализовать уже сегодня перспективные планы 2010-2012 гг. (создание сверхскоростных трасс, разработка новых источников энергии, материалов, чипов, перевод документооборота государственной службы с бумажных носителей на электронные и т.д.).

Важным показателем благосостояния населения стран является достигнутый уровень ВВП на душу населения. Этот показатель в России, хотя и вырос за последнее десятилетие, пока в два раза ниже, чем в постиндустриальных странах.

ВВП на душу населения ряда постиндустриальных и среднеразвитых крупных стран

Таблица 4



Жак Аттали в своей книге "Краткая история будущего", охватывающей период до сер. XXI века, описал возможные фазы геополитического развития (8).

Первый этап - это постепенное ослабление американской империи, доминирование которой в мире сохранится в течение еще примерно двадцати лет. Затем, как и любая другая империя в прошлом, она "устанет" и откатится назад. Может быть, по Соединенным Штатам ударит серьезный экологический кризис или они окажутся "побеждены" мировой глобализацией, особенно в финансовом плане. Не исключено, что страна будет "подавлена" мощью крупнейших фирм, особенно страховых. Конечно, США продолжат оставаться крупнейшей планетарной силой, но уже не будут управлять миром.

На втором этапе другие государства начнут уравновешивать США, мир станет реально полицентричным. Ж. Аттали выделяет 11 таких стран, в том числе и Россию. В перспективе же, предстоит доминирование Азии, которая обеспечит две трети мирового товарооборота. Через 25 лет производство в азиатских странах превысит половину мирового промышленного производства. Уже сейчас 13 из 20 наиболее крупных мировых контейнерных портов находятся в Азии.

По мнению Ж. Аттали к 2025 г. Китай займет 2-е место в мире по экономической мощи. В 2015 г. его ВВП превысит японский, а в 2040 г. - США. Миллионы китайцев станут представителями среднего класса. Население Японии будет стареть, а ее экономика продолжит падение в относительном исчислении. Быстрые темпы экономического развития возможны в Республике Корея и Вьетнаме (рост населения до 115 млн.). Индия со своими 1,4 млрд. жителей станет третьей после США и Китая экономической державой. Показатели ее экономического роста могут превышать китайские, однако ВВП на душу населения окажется ниже из-за быстрого роста численности населения. В Индонезии к 2025 г. будет 270 млн. человек и она может превратиться в самую развитую с экономической точки зрения страну исламского мира.
В последнее время рядом зарубежных и отечественных авторов обращается особое внимание на то, что нелиберальные модели демократии ("управляемой", "переходной" и т.д.) создают благоприятные условия для эффективного и быстрого развития соответствующих обществ (прежде всего, Востока) (9)По сути, речь идет о двух перспективных моделях капитализма: старых (англо-американской и континентально-европейской) и либерально-консервативно-традиционалистской и конкурентоспособной азиатской (10).

Важную роль в геополитике играет "Большая восьмерка", представляющая собой международный клуб, объединяющий правительства наиболее индустриально развитых демократий мира ("Группа семи" или Большой семёрки (G7) и России). Так же называется и неофициальный форум лидеров этих стран с участием Еврокомиссии, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам (11).


"Большая восьмёрка" не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения "восьмёрки" не имеют обязательной силы. Как правило, речь идет о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов.

Поскольку "Большая восьмерка" не имеет устава, соответственно, официально принять статус члена этот института невозможно. По негласному правилу саммиты Восьмерки проходят ежегодно, по очереди в каждой из стран-членов. Поэтому страны вступают в G8 тогда, когда ей предлагается провести на своей территории саммит клуба. Россия вступила в организацию в 2006 г. Встреча клуба, которая прошла в Москве в 1996 году, не была признана саммитом, поэтому нельзя считать, что Россия вступила в клуб в этом году.

Страной-председателем "Большой восьмёрки" в течение 2006 г. являлась Российская Федерация (председатель - В.В. Путин), что следует считать ее большим геополитическим успехом. Заявленные приоритеты периода председательства России в "Большой Восьмёрке": энергетическая безопасность, образование, борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов, развитие мировой экономики и финансов, развитие международной торговли, сохранение окружающей среды, борьба с распространением инфекционных заболеваний.

Перспективно рассмотрение тенденций и трендов развития БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), а также их роли в формировании нового мирового финансово-экономического порядка.

Геополитический потенциал группы БРИК
Таблица 5


БРИК (англ. BRIC) - устоявшаяся аббревиатура от названия четырёх быстро развивающихся стран (Brazil, Russia, India, China) Сокращение было впервые предложено Голдман-Сакс (один из крупнейших коммерческих банков, штаб-квартира в Нью Йорке, капитализация 74 млрд. долл.) в ноябре 2001 г. К 2050 г. экономики этих четырёх стран по общему размеру превысят суммарный размер экономик "Большой семёрки". Главный эксперт, экономист Джеймс О`Нил заявил, что к этому времени "совокупное население БРИК составит 40% мирового, и их ВВП будет равно 15 трлн. долл." Уже в ближайшие годы Индия и Китай станут крупнейшими поставщиками товаров и услуг в мире, а Бразилия и Россия - основными мировыми сырьевыми источниками, включая энергетические.

Интересен подтекст названия БРИК. Последовательность букв определяется не только благозвучием, но и тем, что сам термин в латинской транскрипции очень похож на английское слово brick - "кирпич" и ассоциируется с устойчивой структурой.
Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов. Бразилия - богата сельскохозяйственной продукцией; Россия - крупнейший в мире экспортёр минеральных ресурсов; Индия - дешёвые интеллектуальные ресурсы; Китай - обладатель дешёвых трудовых ресурсов.
Высокая численность населения БРИК обусловливает дешевизну труда в них и, соответственно высокие темпы экономического роста. Прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволят им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведёт к формированию новой экономической элиты и снизит влияние "золотого миллиарда". Среди стран БРИК по итогам 2008 года Россия находилась на третьем месте по темпам роста ВВП (5,6%): в Китае показатель вырос на 8%, в Индии - на 7,3%, в Бразилии - на 5%.

Страны БРИК активно заключают между собой торгово-экономические договора и ищут сотрудничества во всех областях, которые могут гарантировать им выгоды. Одним из проявлений такого сотрудничества служит и создание Россией Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Немалое внимание иностранными экспертами уделяется Китаю как стране, имеющей высокие темпы экономического роста. При ВВП в 2,7 трлн. долларов на 2006 г. и показателю покупательной способности, китайская экономика занимала, соответственно, 4-е и 2-е места в мире. В 2007 г. Китай вытеснил Японию с первого места по накопленным золотовалютным запасам.

Индийская экономика находится на 12-м месте в мире со своим номинальным ВВП в 1.230 млрд. долларов, причем по покупательной способности она находилась на 4-м месте в мире. В результате устойчивого экономического роста Индии войдет уже в первую десятку мировых экономик. Согласно прогнозам, с 2035 года, ее влияние на мировую экономику станет больше суммарного влияния экономик шести крупнейших стран ЕС. С другой стороны, Индия в ближайшие 30 лет будет развиваться большими темпами, чем другие страны БРИК из-за того, что она избежит резкого сокращения населения трудоспособного возраста из-за высокой рождаемости.

По оценкам экспертов Россия в ближайшем будущем будет все больше интересовать крупнейшие мировые биржи. Прогнозируется, что рубль станет одной из ведущих мировых (региональных) валют.

Бразилию также считают "страной будущего". Однако по сравнению с другими странами БРИК она представляется пока "слабым звеном", поскольку в последние годы "сдает позиции с точки зрения конкурентоспособности", хотя бразильская экономика занимает девятое место в мире по покупательной способности.

Структуру БРИК можно расценивать как новый возможный вариант переустройства мировой экономики с переходом активности в другие центры в противовес тем, что были раньше. В любом случае, на встрече "Большой восьмeрки" между странами БРИК и Западом с Японией выявились противоречия. Так, Индия и Китай отказались подписывать навязываемый им ведущими странами во время саммита G8 документ по ограничению дополнительных выбросов в атмосферу. На практике это означало бы то, что они соглашаются приостановить рост своих экономик.

Министр финансов Бразилии Гиду Мантега, во время встречи в ноябре 2008 г. в г. Сан Пауло министров экономики и финансов ведущих стран мира, отметил, что "тяжелый финансовый кризис сделал еще более очевидным то, что мы все уже знали: механизмы управления мировой экономикой и международными финансами требуют срочных изменений... Развивающиеся страны должны иметь больше права голоса при обсуждении вопросов в международных финансовых организациях, так как именно они являются локомотивом мировой экономики".

В книге известных канадских ученых-международников и дипломатов "Канада среди наций, 2009" говорится, что подъем Китая, Индии, России и Бразилии следует рассматривать в качестве такого же важного мирового фактора, как и повышение роли Европы. Оба эти явления трансформируют внешний контекст, в котором существует Канада и требуют постоянного учета (12).


В геополитике повышается роль группы 20-ти ведущих государств мира. G20 или "Большая двадцатка" - группа наиболее развитых индустриальных стран, которая была создана в ответ на финансовые кризисы конца 1990-х и растущее сознание того, что страны с развивающейся рыночной экономикой (англ. emerging-market countries) не были адекватно представлены в мировых экономических обсуждениях и принятии решений.

Учредительная конференция G20 прошла 15-16 дек. 1999 г. в Берлине .. Группа была создана по инициативе министров финансов семи ведущих промышленно развитых стран (Великобритании, Италии, Канады, США, ФРГ, Франции и Японии), для ведения диалога с развивающимися странами по ключевым вопросам экономической и финансовой политики.

Клуб G20 представляет 20 крупнейших экономик планеты. В него входят: Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Садовская Аравия, США, Турция, Франция, ФРГ, Южная Африка, Южная Корея, Япония и Европейский союз. На их долю приходится 90 процентов мирового ВВП и две третьих населения мира.

Антикризисные саммиты G20 прошли 14-15 ноября 2008 г. в Вашингтоне и 2 апреля 2009 г. в Лондоне. Основные цели саммитов: обсуждение необходимых действий по предотвращению глобальной рецессии, дефляции, укреплению финансового сектора и недопущению протекционизма, усиление глобальной финансовой и экономической системы, меры для перехода мировой экономики к устойчивому росту.

Выступая на рабочем заседании глав государств и правительств "Группы двадцати", Президент России Д.А. Медведев выделил ряд направлений мирового переустройства, в связи с необходимостью преодоления мирового финансового кризиса и установления справедливых международных отношений.

"Первое: принципы реформирования международных институтов регулирования надо зафиксировать в формате международных соглашений. Только это обеспечит легитимность их деятельности. Необходимо максимально чётко определить роли глобальных и региональных институтов регулирования, а также механизмы их взаимодействия. По нашему мнению, "большая двадцатка" должна стать основным координатором реформирования и развития мировой финансовой системы. Новый саммит должен быть созван не позднее 30 апреля. При этом должны сохраниться и другие форматы взаимодействия ведущих стран мира. Прежде всего, по вопросам глобальной безопасности.

Второе: важно создать компетентные международные арбитражные институты.
Третье: системообразующие страны должны придерживаться общих требований в сфере макроэкономической, в том числе бюджетной и денежно-кредитной политики. И о них мы должны договориться. Особо это касается стран, являющихся эмитентами резервных валют. Чем больше их появится, тем стабильнее будет мировая финансовая система.
Четвёртое - это управление рисками на принципах максимальной прозрачности, подотчётности и адекватности современным финансовым технологиям. Следует изменить подходы к регулированию деятельности рейтинговых агентств и аудиторских компаний, биржевой торговли и офшорных зон. Стержнем реформирования должна стать гармонизация существующих национальных и региональных стандартов бухгалтерского учёта и отчётности, нормативной оценки финансовой устойчивости и рисков.

Ещё одно важное соображение: МВФ и другие международные организации должны быть обеспечены необходимыми ресурсами для поддержки стран наиболее бедных и потому более сильно пострадавших от кризиса и действовать здесь более решительно и оперативно.

Россия принимает необходимые меры для борьбы с кризисом. Мы поддерживаем декларацию (13), она показывает большинство проблем, в ней учтено всё, что нас сейчас волнует. Совместно работая, мы преодолеем проблемы (14). Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, с какими странами и как у России будут складываться отношения (15)

Многие опрошенные полагают, что в ближайшие 10 лет у России будут дружественные отношения с Китаем. Среди наиболее дружественных государств в Европе большинство респондентов называют Белоруссию и Германию. Из стран ЕС россияне выделяют Францию. Ряд респондентов в числе наиболее дружественных стран ближайшего десятилетия называют Индию и Казахстан.

Ожидания, связанные с США, скорее позитивные: многие рассчитывают на сотрудничество этой страны с Россией, но часть опрошенных считает, что отношения двух стран могут быть напряжёнными.

Среди международных организаций, по мнению респондентов, наиболее важную роль в мире будут играть Европейский союз, "Большая восьмёрка", НАТО. Реже упоминаются ОПЕК, ВТО, ООН и ЮНЕСКО. Менее значимой представляется роль ШОС, АТЭС; СНГ, Союза России и Белоруссии. В целом ожидания населения, что в ближайшие 10 лет отношения России с другими странами будут дружественными, более характерны, чем прогнозы об усилении конфронтации.

В Послании Президента России Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г. говорится: "Мы готовы к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми странами, со всеми объединениями, которые рассчитывают, которые хотят укрепления отношений с Россией. Наличие разногласий по отдельным вопросам мы не считаем ограничителем для откровенного обсуждения, для решения самых сложных проблем. При этом любое взаимодействие будем выстраивать предельно прагматично - с учётом реальной отдачи для нашей страны, для всех российских граждан. И география здесь не будет иметь никакого значения. Главное - взаимный позитивный настрой, взаимный интерес".

_________________________________________________________________
1. Доклад подготовлен автором в рамках проекта Минобразования Российской Федерации и Национального фонда подготовки кадров "Политологическое образование в XXI веке".

2. См.: Naisbitt J., Aburdene P. Megatrends 2000. - N.Y. 2000.

3. См.: http://www.chaskor.ru 13 декабря 2008.

4. См.: Роговский Е.А. США: Информационное общество (экономика и политика). - М., 2008. - С. 396.

5. См.: Россия и мир в 2020 году. Доклад Национального разведывательного комитета США "Контуры мирового будущего". - М., 2005. - С. 172-180.

6. См.: Стратегия развития. Россия 2020. - М., 2008.

7. По данным Всемирного Банка.

8. См.: Attali J. A Brief History of the Future: A Brave and Controversial Look at the Twenty-First Century. - N.Y., 2009.

9. См.: Закария Ф. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами / Пер. с англ. - М., 2004; Gat A. The Return of Authoritarian Great Powers // Foreign Affairs. 2007. - Vol. 86, N34, July/August. - P. 59-69.

10. Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут все изменить / Ред. С.А. Караганов. - М., 2008. - С. 57.

11. Термин "большая семёрка" возник в русской публицистике из ошибочной расшифровки английского сокращения G7 как "Great Seven" ("большая семёрка"), хотя на самом деле оно расшифровывается как "Group of Seven" ("группа семи").

12. Книга подготовлена под руководством профессора, директора Школы международных отношений Карлтонского университета (г. Оттава) Ф. Хэмпсона и посла, представителя Канады в ООН П. Хейнбеккера. См.: Canada Among Nations, 2009. As Other See Us. Ed. by Fen Hampson and Paul Heinbecker. Canada, McGill-Queen`s University Press, 2009. - P.78-79.

13. Декларацию саммита "Группы двадцати" по финансовым рынкам и мировой экономике.

14. Выступление Президента России Д.А. Медведева на рабочем заседании глав государств и правительств "Группы двадцати" 15 ноября 2008 г. в Вашингтоне. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/text/appears/2008/11/209229.shtml.

15. См.: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/8690.html.



19.08.2009 г.
www.viperson.ru

Док. 582945
Опублик.: 19.08.09
Число обращений: 0

  • Ирхин Юрий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``