В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мечта профессора Вахитова. К 80-летию со дня рождения выдающегося учёного Назад
Мечта профессора Вахитова. К 80-летию со дня рождения выдающегося учёного
Доктор технических наук, профессор, действительный член РАЕН, почётный член Академии наук Республики Татарстан Гадель Галяутдинович Вахитов - крупнейший российский учёный в сфере разработки нефтяных и газовых месторождений. Он родился 31 декабря 1928 г. в г. Стерлитамак Башкирской АССР. В 1951 г. окончил Уфимский нефтяной институт. В 1951-1952 гг. работал горным инженером III ранга треста "Ишимбайнефть"; в 1953-1956 гг. - аспирант, старший научный сотрудник Всесоюзного нефтегазового научно-исследовательского института (ВНИИнефть); в 1956-1971 гг. - заместитель директора, директор Татарского государственного нефтяного научно-исследовательского института (г. Бугульма); в 1971-1986 гг. - директор ВНИИнефть (Москва); в 1986-1990 гг. - заместитель генерального директора Всесоюзного межотраслевого научно-технического комплекса "Нефтеотдача"; в 1990-1995 гг. - заместитель директора по научной работе научно-исследовательского и проектного института (НИПИморнефтегаз) - совместного предприятия "Вьетсовпетро" (г.Вунгтау, Вьетнам). В 1995-2003 гг. работал начальником отдела, советником генерального директора Научно-инженерного центра ОАО "ЛУКОЙЛ".

Имеет 80 свидетельств на изобретение и патентов, опубликовал 16 монографий, более 300 печатных работ и статей. Подготовил более 40 докторов и кандидатов технических наук. Участник семи мировых нефтяных и газовых конгрессов. С 1979 по 1988 гг. Гадель Галяутдинович являлся членом Комитета по присуждению Ленинских и Государственных премий в области науки и техники. В разные годы он был членом и председателем секций научных советов АН СССР, ГКНТ, Госплана, ГКЗ, НТО Миннефтепрома. Его фундаментальные труды в области разработки нефтяных месторождений широко известны в мире.

Г.Г.Вахитов награждён Орденом Ленина (1971 г.), Орденом Трудового Красного знамени (1966 г.) и шестью медалями. Лауреат премии Совета министров СССР (1981 г.) и Государственной премии Казахской СССР (1984 г.). Почётный нефтяник, Почётный работник топливно-энергетического комплекса, Заслуженный изобретатель СССР, Заслуженный деятель науки и техники Татарской АССР. Дважды лауреат "Премии имени академика И.М.Губкина". Награждён медалями РАЕН "Автор научного открытия" и "Пётр Великий".

В преддверии 80-летия со дня рождения Гаделя Галяутдиновича Вахитова наш корреспондент обратился с вопросами к юбиляру.

- Уважаемый Гадель Галяутдинович, Вы были свидетелем и непосредственным активным участником становления и развития советской нефтяной промышленности. У Вас за плечами большая и интересная жизнь, полная многих важных событий... Какое из них является для вас наиболее памятным?

- Жизнь интересна на любых своих этапах, но у меня остались самые приятные воспоминания об учёбе в аспирантуре. Это был трудный послевоенный период, но для меня он стал самым ярким. Во-первых, я волею судеб оказался в одном из лучших вузов отрасли - во Всесоюзном нефтегазовом научно-исследовательском институте. В те годы там работало много талантливых учёных, которые с большой охотой занимались воспитанием молодых специалистов. Меня окружало множество замечательных людей, которых я запомнил на всю жизнь. Это директор института профессор Фома Андреевич Требин, крупные учёные Николай Семёнович Пискунов, Константин Алексеевич Царевич, Сергей Николаевич Шаньгин, Евгений Маркович Минский, Галина Леонидовна Говорова и многие, многие другие. Здесь я впервые принял участие в составлении перспективных планов развития отрасли и по-настоящему понял, что такое научная работа.

Причём в этом институте сложилось творческое, не бюрократическое отношение к подготовке молодых учёных. Реальное дело ставилось выше всяческих инструкций и постановлений. Помню, когда я пришёл к профессору Е.М.Минскому, который был начальником отдела подземной гидродинамики, и сказал, что я аспирант, он улыбнулся и заявил: "Я не знаю, кто такой аспирант. Ты будешь у меня работать, писать отчёты, принимать участие в их обсуждении на заседаниях научного совета. И когда я увижу, что подготовленные тобой материалы достаточны для кандидатской диссертации, я скажу, чтобы ты их собрал, подшил и принёс мне, и мы тебе присудим учёную степень". Так и произошло на самом деле...

Очень многое сделал для меня великолепный учёный, мой научный руководитель профессор Николай Семёнович Пискунов, один из авторов проекта внутриконтурного заводнения Ромашкинского месторождения. По его совету я много занимался математикой и заинтересовался программированием на ЭВМ, что очень помогло мне в дальнейшей научной работе.

Моя диссертационная работа была посвящена очень интересной проблеме - влиянию неоднородности пластов на приток нефти к скважинам. Этот вопрос является одним из важнейших при составлении проектов разработки нефтяных месторождений.

- Вас нередко называют "патриархом нефтепромысловой науки", отдавая дань как Вашему незаурядному таланту учёного, так и глубокому стратегическому мышлению организатора. А как Вы сами оцениваете свою производственную и научную деятельность?

- Действительно, мне довелось быть не только исследователем, но и организатором научного процесса. После окончания аспирантуры я был в 1956 г. направлен в Бугульму для создания Татарского государственного нефтяного научно-исследовательского института (ТатНИИ). Тогда подобные назначения проходили по-деловому, без каких-либо лишних формальностей. Меня вызвали на коллегию Министерства нефтяной промышленности, я волновался и чувствовал себя неуютно. Заседание проходило в небольшом кабинете министра - Михаила Андриановича Евсеенко. Он объявил присутствующим о том, что в связи с открытием крупнейшего нефтяного Ромашкинского месторождения правительство приняло решение создать ТатНИИ. На пост его директора предлагается Василий Алексеевич Еронин, главный инженер объединения "Татнефть", а на должность заместителя директора по научной работе - недавний выпускник аспирантуры, который является специалистом по теоретическим вопросам. Было несколько несущественных вопросов со стороны членов коллегии, и затем министр сказал: "Василий Алексеевич, Вы очень хорошо знаете нефтепромысловое дело, есть чему поучиться у Вас вашему заместителю, но и у него такие знания в теоретической области, которые полезны для Вас. Поэтому поезжайте, создавайте новый институт, работайте и учитесь друг у друга". Для меня, молодого учёного, эти слова стали и знаком доверия и хорошим напутствием...

А теперь об организации самого института. В те годы большие научные учреждения располагались в крупных городах, а Бугульма, где предполагалось расположить основную часть ТатНИИ, был настоящим уездным городом. Удобств там было, конечно, маловато, и, в первую очередь, возникли очень большие трудности с кадрами. Кадровые вопросы мы решали несколькими путями: приглашали людей, которых лично знали, - из Москвы, Казани, Грозного и других городов. К нам приехали специалисты, которые впоследствии стали известными учёными, внёсшими заметный вклад в различные научные направления. Это М.Алишаев, Г.Лутовкин, Р.Максутов, М.Минигазимов, В.Оноприенко, С.Султанов, С.Шаньгин и многие другие. Мы также создали аспирантуру при ТатНИИ и совместный с УфНИИ Совет по присуждению учёных степеней.

Большое внимание уделялось вопросам строительства. Буквально в течение одной пятилетки были введены в эксплуатацию три больших лабораторно-инженерных корпуса, механические мастерские, кернохранилище. Были сооружены прекрасные жилые дома для приезжающих специалистов.

При создании института мы позаимствовали структуру ВНИИнефти и корректировали её с учётом наших конкретных задач. В короткие сроки был создан крупный вычислительный центр, оснащённый быстродействующими по тем временам ЭВМ, что позволило поднять уровень научных исследований.

Вместе с тем, мне удалось продолжить научную работу, начатую в Москве. Так родилась моя докторская диссертация под названием "Применение метода конечных разностей при решении широкого круга задач разработки нефтяных месторождений с учётом неоднородности продуктивных пластов", которую я защитил в 1963 г. Она со временем стала теоретической основой компьютерного моделирования течения флюидов в неоднородной пористой среде - взамен электромоделированию, применявшемуся с 40-х годов прошлого века.

В день защиты диссертации я среди многочисленных поздравлений обнаружил эпиграмму, присланную из ТатНИИ:

Конечные разности его конёк,

И горит в нём науки огонёк.

Решает он точно задачу,

Повышая нефтеотдачу.
Моя дальнейшая деятельность была связана не только с моделированием, но и с созданием конкретных проектов вначале в Татарии, а в последующем - в Западной Сибири, Казахстане, Ираке, Вьетнаме.

- Вы, как руководитель ТатНИИ, внесли весомый вклад в решение проблем разработки и эксплуатации месторождений на территории Татарской АССР. А на кого Вы опирались при решении этих задач?

- Я опирался на своих заместителей, на начальников отделов и на всех сотрудников института. Назову несколько талантливых специалистов, внёсших существенный вклад в развитие нефтяной промышленности в Татарии, да и во всей стране. Это Сагдей Ахмадеевич Султанов, доктор наук, крупнейший геолог-геофизик (теперь его нет среди нас); Энвер Давидович Мухарский, крупный специалист по разработке нефтяных месторождений; Геннадий Васильевич Кострюков, который ведал добычными делами; Виктор Иванович Крылов, который вёл всю буровую тематику; Александр Дмитриевич Соловьёв - мой бессменный советник, по существу, мой заместитель по экономическим вопросам. Было много-много других верных соратников, которых нет возможности назвать в рамках краткого интервью.

- В 1971 г. Вы возглавили ВНИИнефть, сменив на этом посту академика А.П.Крылова. Как Вам удалось перестроить работу центра советской нефтяной науки?

- Мой переход был связан с тем, что академик А.П.Крылов подал заявление об освобождении его от обязанностей директора института по состоянию здоровья. А в это время наметились большие проблемы с разработкой Самотлорского месторождения с геологическими запасами около 6,7 млрд т нефти. Необходимо было провести экспертизу проектных документов по его освоению, и министр остановился на моей кандидатуре, поскольку я являлся специалистом в вопросах проектирования крупных месторождений.

Мне удалось достаточно легко вписаться в новый коллектив. Во-первых, я воспитанник этого института, я там учился в аспирантуре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Во-вторых, я вернулся во ВНИИнефть через 15 лет и имел уже большой опыт работы, руководя коллективом ТатНИИ численностью 2500 человек (а во ВНИИнефти к моменту моего назначения было около 1 тыс. сотрудников).

- В N 12 журнала "Нефть России" за 2008 г. опубликована Ваша статья (в соавторстве с Альбертом Галустовым) об известном учёном-нефтянике Николае Константиновиче Праведникове. В ней упоминается об обращении авторов проекта разработки Самотлора к министру Н.А.Мальцеву по поводу нерациональной интенсификации добычи нефти на этом уникальном месторождении. Как в последующие годы были реализованы предложения, изложенные в этом письме?

- Они не были реализованы. Тогда были созданы такие трудности, которые министр Н.А.Мальцев не мог преодолеть: у него был план, но недоставало капитальных вложений, и единственное, что он мог, так это интенсифицировать добычу нефти за счёт увеличения объёмов закачки воды. То есть он не мог коренным образом исправить положение дел в отрасли. Из-за нехватки капитальных вложений мы не вводили в эксплуатацию новые месторождения и всё время интенсифицировали добычу нефти на "старых" крупных месторождениях единственным способом - путём увеличения закачки воды. К применению других широкомасштабных способов повышения нефтеотдачи мы ещё не были подготовлены. Когда министерство возглавил Василий Александрович Динков, он принял решение о вводе в строй значительного количества новых месторождений, но эта мера могла дать эффект не раньше чем через пять лет, поэтому интенсивная закачка воды в пласты продолжалась... Всё это привело к резкому росту обводнённости добываемой продукции со всеми негативными последствиями в деятельности отрасли.

- Что, по Вашему мнению, является движущей силой научно-технического прогресса?

- Ответ на этот вопрос не мной придуман. Основой основ НТП служит практика. Об этом писал ещё Леонардо да Винчи: "Опыт не ошибается, ошибаются только суждения наши, которые ждут от него вещей, не находящихся в его власти... Оставьте ответ в покое и обратите жалобы свои на собственное невежество, которое заставляет Вас быть поспешными...".

- Какие качества Вы цените и, наоборот, не приемлете в людях?

- Важное качество, которое я хотел бы отметить - это убеждённость в своих решениях. Люди, которые часто меняют своё мировоззрение, больших дел никогда не совершают. В этом отношении мне нравился Валентин Дмитриевич Шашин. Он приезжал во ВНИИнефть каждый квартал и рассказывал нам, что за три месяца произошло в отрасли, а затем спрашивал, какие события у нас случились за это время. Он был одним из немногих министров, который умел и хотел слушать своих подчинённых независимо от их ранга и положения. Он уважал и ценил тех, кто был убеждён в своих идеях и мог их отстоять.

- Каким Вы видите молодого специалиста-нефтяника, начинающего свой трудовой путь? Что бы Вы могли ему пожелать?

- Молодой человек должен быть именно в тех местах, работать в тех направлениях, которые сегодня бурно развиваются. Ему не надо ничего бояться, не надо стремиться лишь к вольготной жизни в большом городе, он обязан быть готов к преодолению определённых трудностей. Но зато благодаря этому он сможет получить большое удовлетворение от своей деятельности. Только крупные дела создают крупных людей.

- На Ваших глазах происходило становление отечественной нефтяной промышленности. А каким Вы видите будущее и нефтяной отрасли, и всей энергетики в глобальном масштабе?

- Человечество много тысячелетий жило без нефти, её масштабное применение началось только в 20-е годы прошлого века. Причём на протяжении XIX - начала XX веков вся мировая добыча исчислялась десятками миллионов тонн в год, а в последние несколько десятилетий человечество производит несколько миллиардов тонн ежегодно. Безусловно, запасы иссякают. И хотя нефть ещё долго будет использоваться и как топливо, и как сырьё для производства нефтехимической продукции, всё же необходимо искать альтернативные источники энергии. Сегодня каждая страна выбирает свой путь в этой сфере. Например, большие перспективы связаны с газовыми гидратами. Надо учиться искать и разрабатывать их месторождения, а также транспортировать извлечённое из недр сырьё.

Одним словом, век нефти постепенно будет сходить на нет, но это не означает, что человечество переживёт какую-то катастрофу.

- Один восточный мудрец сказал: "Я потерял мечты: они сбылись".
А есть ли у Вас неосуществлённые мечты?

- Это очень хороший вопрос. Если бы я знал, что у меня впереди ещё хотя бы десять лет, тогда я бы понимал, что могу ещё сделать. Тот восточный мудрец был счастливым человеком, потому что мечты к концу жизни не всегда сбываются...

Теперь о моей мечте. Сегодня самое слабое место в нефтедобыче - это проблема повышения нефтеотдачи пластов. Когда мы начали активно заниматься заводнением, то предполагали, что получим коэффициент нефтеотдачи порядка 0,5-0,6, но на практике к концу XX века он был равен 0,3-0,35. Это не говорит о том, что у нас нет рецептов, нет путей решения этой проблемы. Для обеспечения рациональной разработки запасов ещё в начале 1950-х годов были предложены соответствующие математические модели. Их необходимо создавать с учётом физической и геологической неоднородности пластов, режимов их эксплуатации. Причём данные модели должны функционировать на протяжении всей "жизни" месторождения, дополняясь новыми данными, получаемыми в результате бурения, эксплуатации скважин и т.д. К сожалению, на сегодняшний день такая практика не получила широкого распространения.

И в связи с этим я бы так ответил на Ваш вопрос. Я хотел бы, чтобы на каждом месторождении применялись такие модели, которые позволят получить довольно значительные коэффициенты нефтеотдачи. Я понимаю, что их внедрение требует значительных капитальных вложений, но эти затраты оправдают себя в самые короткие сроки. Вот это и есть моя мечта.


www.oilru.com
01,01,2009

Док. 582063
Перв. публик.: 01.01.09
Последн. ред.: 17.08.09
Число обращений: 0

  • Вахитов Гадель Галяутдинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``