В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Альбина Ковалева: `Люди должны знать свои права` Назад
Альбина Ковалева: `Люди должны знать свои права`
В здании по адресу ул. Академическая, 70 в областном центре побывал, наверное, практически каждый второй иркутянин. Табличка у входа сообщает - здесь находится Управление федеральной регистрационной службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу. Вам никак не миновать этой службы, если вы хотите продать или обменять квартиру, стать владельцем ипотечного жилья, оформить свой дачный дом или участок по закону... Эти и множество других функций как раз находятся в ведении нашего Управления.

Альбина Ковалева возглавляет управление с момента его образования - с 2005 года. На днях были подведены итоги работы нынешнего года, который стал для регистрационной службы одновременно и удачным, и сложным.

- В нынешнем году наши задачи стали значительно шире, - говорит Альбина Семеновна. - Прибавилось и количество направлений, за которые мы несем ответственность, увеличилось число людей, которые обращаются за помощью в наше Управление федеральной регистрационной службы. Я думаю, последнее можно объяснить двумя факторами. Во-первых, граждане стали более грамотными, люди начали следить за тем, какие у них есть права и как они могут их оформить надлежащим образом. Кто раньше у нас задумывался о том, что нужно оформить право собственности на квартиру? Считали - раз приватизирована, то можно жить спокойно. Но ведь приватизированную квартиру не продашь, не подаришь без оформления права собственности. Такая же картина с земельными и дачными участками - люди понимают, что надо оформлять право собственности. Во-вторых, наше государство тоже стало стремиться к тому, чтобы в стране вся существующая недвижимость была зарегистрирована - сейчас законно оформлена только часть собственности, это касается и земельных участков, и сооружений, и строений. Если недвижимость не зарегистрирована, значит, нет поступлений в бюджет, не платятся налоги.

Так что, думаю, эти два фактора влияют на то, что к нам стало обращаться очень много людей, в том числе юридические лица. Недавно завершили очень серьезную регистрацию всех объектов ОАО "Иркутскэнерго", сейчас рассматриваем большой пакет документов на регистрацию ОАО РЖД. Дело в том, что многие предприятия меняют форму собственности - были государственной службой, а затем акционировались - та же железная дорога, - в связи с чем и требуется перерегистрация.

- Альбина Семеновна, в ведении Управления федеральной регистрационной службы находится ипотека. Пожалуйста, поподробнее об этом.

- Как известно, нацпроект "Жилье" стал одним из первоочередных в стране. Президент поставил задачу - улучшение ситуации по обеспечению населения жильем. Чтобы человек мог приобрести квартиру, вступить в какое-то долевое строительство, применяется схема жилищного кредитования - ипотека. Ипотека предполагает в том числе и оформление в нашей службе заявления о регистрации. Мы понимаем, что увеличение обращений по ипотеке пойдет по нарастающей, поэтому уже в 2006 году в нашем Управлении произошло увеличение почти на сто процентов числа штатных единиц, занимающихся именно этим вопросом, - с пяти сотрудников до девяти. Тем не менее, это крайне незначительное количество. С увеличением числа поданных на ипотеку заявок мы были вынуждены создать отдел регистрации прав на ипотеку и долевое участие в строительстве. В будущем году планируем найти помещение и "отселить" этот отдел, - и надеюсь, сократим очереди. Нам сейчас крайне не хватает помещений, рассчитываем на то, что отдадут часть первого этажа.

- Для тех, кто давно не был в Управлении, очень заметны перемены. Полностью переделан этаж, где находятся кабинеты для приема документов у граждан, появилось отделение Сбербанка...

- На самом деле мы провели крупную перестройку всего третьего этажа. Вместо маленьких, тесных кабинетов, куда постоянно заглядывал народ, мы сделали большие "аквариумы", как я их называю, - залы со стеклянными стенами, чтобы граждане могли видеть, как идет прием документов. Увеличили количество окон для приема. Работа этого отдела - самая сложная, по моему твердому убеждению. Сотрудники практически не могут отвлечься, отлучиться - только на несколько минут. К тому же люди приходят разные, идет много отрицательной энергетики. Отделом приема и выдачи документов руководит Алла Николаевна Чернига, это просто идеальный работник, которого я всем ставлю в пример. Она замечательно решает все конфликты, снимает стрессы с населения. Сотрудники этого отдела по итогам года получат достойную премию - у них очень сложная работа.

Мы открыли отделение Сбербанка на первом этаже. Конечно, помещение тесноватое, очереди негде разместиться, но тем не менее это большое подспорье. Раньше, наверняка многие помнят, нужно было бегать по окрестностям, искать какой-то банк, если вдруг выяснялось, что какая-то пошлина не уплачена.

- Альбина Семеновна, вы упомянули о дополнительных задачах, которые в этом году появились у Управления федеральной регистрационной службы. Что это?

- Круг полномочий у нас огромный. Мы занимаемся регистрацией прав некоммерческих организаций - то, что нам передали с 1 апреля 2006 года, регистрацией общественных объединений, религиозных организаций. Федеральную регистрационную службу не случайно назвали именно так - всю регистрацию стараются собрать "в одни руки". Мы занимаемся надзором не только за соблюдением уставных требований некоммерческих объединений и организаций, но и надзором за соблюдением ими финансовой дисциплины. Для этого нам, соответственно, нужны не только юристы, но и специалисты-финансисты с аудиторским уклоном. За нами также - регистрация отделений политических партий. Это сложная задача, особенно учитывая предстоящие президентские выборы и выборы в Госдуму.

В течение двух лет управление постоянно получает новые полномочия. Так что мы не можем вдруг стабилизироваться и точно сказать - вот все наши задачи, мы их уже решили и успокоились. Нет. Появляются все новые направления деятельности. В этом году нам передали контроль за деятельностью ЗАГСов. Контроль за деятельностью адвокатов и нотариусов числился за нами всегда, но в последнее время адвокаты нам доставляют особенно много хлопот - постоянно растет число жалоб на них. Мне кажется, что адвокатская палата не совсем жестко с ними работает.

Еще одно новшество, появившееся в этом году, - эксперимент по созданию бюро по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. Иркутская область вошла в число десяти российских регионов, где был начат подобный эксперимент. У нас эта работа пошла очень хорошо, об этом говорит большое количество благодарственных писем и отзывы властей - и исполнительной, и законодательной. Эксперимент нам продлили и на будущий год. В следующем году бюро расширяет число задач, в том числе обслуживание участников Великой Отечественной войны, инвалидов I-II группы. Бюро оказывает бесплатную юридическую помощь. К нам приходит человек, предоставляет справку о среднедушевом доходе, и мы обязаны рассмотреть его просьбу - будь то восстановление на работе или лишение жилья, пишем заявление, готовим все документы, идем с исковым заявлением в суд. У нас очень хорошо работает в этом направлении Нижнеудинский филиал. Всего по области принято 66 положительных решений в судах. Единственное, мы не можем принимать участие в уголовном судопроизводстве; что касается цивильного права - все наше. Для открытия филиалов бюро мы выбрали несколько городов, которые работают и с населением близлежащих районов - Черемхово, Нижнеудинска, Усть-Кута, Иркутска.

- "Дачная амнистия" - это тоже вопрос Управления федеральной регистрационной службы?

- "Дачная амнистия", как известно, была провозглашена на высоком государственном уровне. Дело нужное, дачи, земельные участки надо регистрировать. Мы фактически последняя инстанция при оформлении документов по этому вопросу, но, поскольку дело направлено на защиту интересов населения, то мы сразу создали межведомственную комиссию, в которую вошли представители органов местного самоуправления, комитетов по имуществу, представители Роснедвижимости, кадастровой палаты. Эта комиссия до сих пор еженедельно собирается для решения возникающих вопросов. Сегодня пока нельзя сказать, что пошел огромный поток людей. Но мы готовы к тому, что весной дачники начнут обращаться в массовом порядке. Удачно, когда председатели садоводческих кооперативов полностью оформляют документы на всех и приходят к нам. Таких много. Мы собирали всех председателей по дачной амнистии - нам тоже удобнее, когда приносят готовые пакеты документов. В Управлении и сейчас дают подробные консультации по "дачной амнистии", есть для этого специальное окно, подготовлен целый пакет документов, где все расписано - куда, к кому нужно обращаться.

С 1 января 2007 года, согласно продолжающейся административной реформе, мы полностью начнем работу по административному регламенту, который Минюст разработал одним из первых. Работа всей регистрационной службы расписана очень жестко, едва не по минутам. Мы уже начали работать по регламенту - к примеру, с осени перешли на режим работы в субботу, при том же количестве штатных единиц. В среду, по регламенту, сотрудники должны отдыхать, но мы чувствуем, что не справляемся с потоком граждан - ведем прием и в среду. Есть и предварительная запись, чтобы люди могли прийти и записаться. Конечно, очереди еще есть, но примерно к 10.30 каждого дня запись завершается. Я поставила задачу перед всеми начальниками отделов в городах - работать до последнего посетителя. И это для того, чтобы ни один посетитель не ушел от нас с возможной жалобой.

Пользуясь случаем, я хотела бы поздравить всех работников Управления федеральной регистрационной службы с наступающим Новым годом. У нас очень хороший, грамотный, работоспособный коллектив. В будущем году всем предстоят большие дела, поэтому важно, чтобы каждый работник был спокоен за свою семью, свой быт. Желаю всем удачи, благополучия, счастья и всех благодарю за хорошую работу.

Константин Зайцев, главный федеральный инспектор в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе:

- Ваша служба еще молода, но уже успела внести свой вклад в развитие Прибайкалья. Несмотря на проблемы в области законодательства, вам удается решать проблемы, стоящие перед вами. Известно, что еще много объектов недвижимости не прошли процесс регистрации, а значит, областной бюджет не получает часть налогов, которые могли бы быть направлены в том числе и на социальные нужды.

Разрешите поздравить вас с наступающим Новым годом и выразить надежду, что вы и впредь будете на передовой линии в сфере защиты интересов страны и нашего региона в частности.

Людмила Берлина, зампредседателя ЗС области:

- Сфера задач, которые вам приходится решать, очень широка. В первую очередь не могу не высказать вам благодарность от всех жителей области за ту работу, которую вы проводили в течение года, оказывая бесплатную юридическую помощь малообеспеченным гражданам Приангарья. Мы, как орган власти, не смогли пройти мимо этого. Когда встал вопрос о продолжении эксперимента, естественно, мы направили письмо министру юстиции Российской Федерации о необходимости его продления. И рады, что это письмо стало одним из аргументов, которые стали основанием для продления этого крайне нужного дела.

Игорь Мельников, и.о. прокурора Иркутской области:

- Я искренне рад, что от года в год крепнет наше взаимодействие в смежных сферах деятельности. Совместно нам удается положительно решать вопросы по работе с организациями арбитражных управляющих. Нельзя не отметить большую работу, проведенную Управлением в области контроля за деятельностью в сфере адвокатуры по усилению их ответственности в осуществлении своих функций. Уверен, что дальнейшее развитие наших отношений сыграет положительную роль в деле укрепления законности в Иркутской области.

Ирина Ружникова
www.og-irk.ru

Док. 581954
Перв. публик.: 17.12.06
Последн. ред.: 17.08.09
Число обращений: 0

  • Ковалева Альбина Семеновна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``