В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Курортными дорожками Назад
Курортными дорожками
- А почему ваши спортсмены не приезжают к нам на гонку? - спросил меня за обедом директор соревнований Александр Ваймер.

- Э-э-э... ну, знаете, наши ребята предпочитают гравий! - выдал я максимально дипломатичный ответ, а сам про себя с грустью подумал: и в самом деле, почему? Ведь ралли "Сестрорецк" выбивается из ряда остальных соревнований: асфальтовые допы проходят по курортным дорогам, городским улицам и даже велосипедным дорожкам, а чтобы спортсмены могли вдоволь напрыгаться, пролетая через железнодорожные переезды, на время гонки останавливают местные электрички!

Ей-богу, на такое способны только бесшабашные питерцы - устраивать такие сумасшедшие соревнования и в них же участвовать. А ответственен за все это "безобразие" Александр Александрович Ваймер, который сидит сейчас передо мной и рассказывает, как сложно организовать мероприятие такого уровня с привлечением огромного числа милиционеров для масштабного перекрытия дорог. И где - в курортном районе, что всего в двадцати километрах от Санкт-Петербурга! Но при этом не без гордости отмечает: это уже двадцать шестая гонка, организованная под его руководством!

Ралли "Сестрорецк-2006" внесено в календарь ФИА и носит статус международных соревнований, это один из этапов Кубка России, Кубка Citroen, а заодно и второй этап Чемпионата Северо-Западного Федерального округа - отсюда и подавляющее число участников-питерцев. Конечно, приехали в Сестрорецк и москвичи (прежде всего, представители столичных команд E-ART и "Успенский Ралли Техника"), но им предстояло брать качеством, потому как явное численное преимущество было за хозяевами.

Разминка

Первая половина субботы была отдана под административный, технический контроль и прочую "рутину", открытие соревнований было назначено на 17.00. Что можно успеть за несколько вечерних часов? Откатать четыре СУ - спецучастки "Пруды" и "Курорт" проезжались по два раза.

Что из себя представляют допы в Сестрорецке, можно судить по "Курорту" - спецучасток проходит по узким асфальтовым дорожкам, где далеко не всегда могут разъехаться два автомобиля. Особенность допа - многочисленные повороты, идущие под углом 90 и более градусов, а все потому, что трасса петляет, уходя в сторону на каждом перекрестке. По бокам сосны, заборы, строения, за Т-образными перекрестками, как правило, следует кювет или обрыв, улетишь - мало не покажется! Гвоздь программы - железнодорожный переезд, наверняка прописанный в стенограмме каждого экипажа как трамплин, ведь в этом месте от земли отрывались даже самые медленные автомобили!

Дополнительные сложности создала погода: если в первый раз спецучасток спортсмены проезжали по сухому покрытию, то затем под колесами был уже мокрый асфальт, а кое-где и скользкий грунт. В этих непростых условиях быстрейшим оказался юный вундеркинд от автоспорта Евгений Новиков: по результатам прохождения двух первых секций он показал лучший график и после регруппинга на старт следующего дня должен был выйти первым! Согласитесь, результат впечатляющий, ведь парню всего пятнадцать лет! Пришлось даже "выбивать" специальное разрешение на участие в гонках: Евгений ездит только на допах, где ПДД не действуют, а на перегонах за руль садится штурман.

Ничто не предвещало

Однако воскресная гонка для Новикова-младшего не задалась: уже на СУ-5 "Кольцо" экипаж откатился назад. Молодому гонщику должно было быть обидно вдвойне, ведь дистанцию он прошел в очень приличном темпе, а заминка произошла на финишном отрезке. Впрочем, в своей ошибке экипаж был не одинок, на дистанции были и более грубые ляпы: один из соперников свернул к финишу на круг раньше, другой, наоборот, намотал один лишний - специфика карусельной гонки!

Дело в том, что такой спецучасток представляет собой закольцованную трассу, и в Сестрорецке она была проложена, опять же, по городским улицам. Внутри кольца - сервис-парк и предстартовая зона, въезд на круг с внутренней стороны, съезд на финиш (после трех кругов) - с внешней. Главное - не перепутать, когда нужно отправляться на финиш. За этим следит штурман: отправляясь на новый круг, он начинает читать стенограмму спецучастка заново и должен отмечать, сколько кругов еще осталось. Последний круг он читает с другим окончанием - выходом на финиш. Есть, впрочем, альтернативный вариант написания стенограммы для карусельной гонки: дистанция прописывается от и до, включая все круги. Больше работы, зато есть гарантия, что на лишний круг экипаж не уйдет.

Итак, досадная ошибка стоила Евгению Новикову как минимум пяти секунд - именно столько он уступил Борису Федотову, показавшему лучшее время на "Кольце". При этом в карусельной гонке Евгений все равно оказался быстрее своего отца (Максим Новиков уступил сыну секунду) и по-прежнему значился среди лидеров. Но впереди еще было восемь спецучастков...

Трагедия

ЧП произошло на СУ "Солнечное". На скорости, близкой к 200 км/ч, Honda Civic под стартовым номером 38 врезалась в дерево - от сильнейшего удара, пришедшегося на водительскую дверь, автомобиль буквально разломило пополам. Пилот Дмитрий Чичерин погиб на месте, штурман Алексей Лукин был отправлен в больницу в тяжелом состоянии.

Позже удалось восстановить картину происшедшего. Чтобы сбить скорость на ходовом отрезке дистанции, организаторы установили три ретардера. Первый из них экипаж преодолел благополучно, но второй стал для пилота полной неожиданностью. Судя по всему, водитель увидел ретардер лишь оказавшись на перекате, когда до него оставалось не более 10 метров. Предпринимать что-либо было уже поздно: автомобиль врезался в покрышки, от удара его развернуло и бросило в сторону. По роковой случайности на его пути оказалось дерево...

Как и любой поворот, ретардер должен быть обозначен в стенограмме экипажа. Но в найденной на месте происшествия стенограмме он был прописан на 250 м дальше. Позже выяснилось, что экипаж на прописке трассы не присутствовал, из чего можно сделать предположение, что спортсменами была использована прошлогодняя стенограмма спецучастка - за исключением месторасположения ретардеров СУ "Солнечное" проводилось в прежней конфигурации.

Гонку нужно провести!

Несмотря на произошедшее, руководитель гонки принял решение продолжить соревнование. Злополучный спецучасток нужно было проехать еще два раза - участники преодолевали его в дорожном режиме, а затем отправлялись на "боевые" СУ "Териоки" и "Разлив", где и предстояло распределить места в нынешней гонке.

Последним, решающим спецучастком был "Разлив". Представьте себе узкую велосипедную дорожку, вьющуюся между деревьев и пней. С одного бока озеро, с другого - маленькие болотца. И это - трасса? Как оказалось, по ней даже можно быстро ездить, особенно если в руках у тебя N-групповый автомобиль. Но нужно быть предельно осторожным, тем более когда асфальтовый участок дороги сменяется псевдогравием - после первого же проезда на дорожки нанесло влажной земли.

Именно на этой трассе сошли с дистанции оба Новиковых, но гонку все равно возглавил москвич - Борис Зимин, оставив позади себя питерца Михаила Гоголева и пермяка Алексея Церлюкевича. В таком порядке представители класса N4 и расположились в итоговой классификации, хотя надо отдать должное Теппо Карттуненну из группы Р12: опередив по графику не один экипаж из N4, он проиграл Церлюкевичу всего две секунды и занял в "абсолюте" четвертую позицию.

Вот так закончилось ралли "Сестрорецк" - необычная, опасная, как иногда ее называют, "неправильная" гонка, которая, дай бог, пройдет и в следующем году. Тогда снова выедут на старт участники из Москвы, Питера... а, может быть, и Минска? Ведь асфальтовых гонок у нас не проводят.


Нужно отдать должное россиянам: толк в дисциплине они знают. Взять хотя бы закрытый парк, куда действительно заказан доступ всем посторонним - дежурящие на площадке судьи шугают даже пацанов: желая сделать удачный снимок на "мобильник", те лезут за ограничительную ленту. Спортсменов и механиков нет и поблизости - водитель придет в предстартовую зону ровно тогда, когда это определено регламентом. Обслуживание - только в сервисной зоне, причем у топ-команд дело поставлено на широкую ногу, вплоть до того, что протектор колес нарезается механиками на месте. Список официальных лиц не намного короче, чем список участников, причем каждый судья (комиссар) строго выполняет свои функции, не вмешиваясь в работу других служб. К слову, в коллегию спортивных комиссаров ралли "Сестрорецк" вот уже третий год подряд включен наш прославленный гонщик мастер спорта Вячеслав Сергеевич Русских, имеющий богатый опыт выступления в раллийных соревнованиях.



Иван КРИШКЕВИЧ

www.abw.by

Док. 581683
Перв. публик.: 14.08.07
Последн. ред.: 14.08.09
Число обращений: 0

  • Ваймер Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``