В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
К 75-летию со дня рождения В.Ф.Быковского Назад
К 75-летию со дня рождения В.Ф.Быковского
2 августа 2009 года исполняется 75 лет со дня рождения летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза, полковника В.Ф.Быковского. Из первой двадцатки летчиков "гагаринского набора" на околоземную орбиту взлетело лишь двенадцать. По два раза это удалось совершить Борису Волынову, Алексею Леонову, Андрияну Николаеву и Павлу Поповичу. Валерию Фёдоровичу Быковскому и Виктору Васильевичу Горбатко довелось побывать в космосе по три раза!

Старший летчик Валерий Быковский появился в расположении отряда будущих покорителей космоса, в особняке армейской спортивной базы на территории Центрального аэродрома имени М.В.Фрунзе, в числе первых. Это произошло 12 марта шестидесятого года. 14 марта с прибывшими тринадцатью слушателями-космонавтами состоялось первое занятие по космической подготовке.
Первые лекции по медицинской тематике со второй недели были дополнены занятиями специалистов королёвского ОКБ по механике космического полета, системам управления космического корабля, устройству системы катапультирования, космическому скафандру и парашютной системе. Лекции по динамике полета и компоновке корабля "Восток" читали ближайшие сподвижники С.П.Королёва - Михаил Тихонравов, Константин Бушуев и Олег Ивановский. Занятия по теории и технике дополнялись огромными физическими нагрузками по легкой атлетике, игровым видам спорта и парашютной подготовке. И на любом из этих поприщ "жиденький Быковский" неизменно оказывался в числе лучших. Кстати, именно на долю Валерия Федоровича выпала задача опробовать вступившую в строй сурдокамеру, в которой, в полной изоляции, он провел целых пятнадцать суток!

Эксперименты в барокамере и на невесомость в самолете Ту-104 все кандидаты в космонавты прошли без приключений. После полета Попович весело поделился с Быковским: "Я, Валера, поначалу попробовал петь в сурдокамере. Не получилось. А тут, пожалуйста, чем сильнее орешь, тем легче слова выговариваются".
Покидая объект, Королёв договорился с генералом Каманиным, взявшим с лета подготовку космонавтов под свое непосредственное командование, о составлении четких профессиональных характеристик на всех членов отряда. Внимательно прочитав их, Сергей Павлович отметил для памяти четверых - Титова, Нелюбова, Гагарина и Комарова. Сделал короткую запись об этом в своей записной книжке. Валерия Быковского пока в этом "секретном списке" не оказалось.
Напряженные тренировки продолжались. На смену сурдокамере и испытаниям в скафандре пришел эксперимент на центрифуге. При увеличении нагрузки в десять раз почувствовал себя плохо Варламов. Его место в "ударной шестерке" прочно утвердилось за Быковским. Щупленькому Валерию стало обычным замыкать шеренгу более рослых коллег.

Январь шестьдесят первого года перевалил во вторую половину. Для отряда Карпова это был совершенно особый месяц. На исходе третьей недели будущим космонавтам предстояло сдать государственный экзамен. Комиссию возглавил генерал-лейтенант Каманин. В нее вошли генералы Бабийчук, Волынкин и Клоков, медики Яздовский, Карпов и Сисакян, инженеры королевского ОКБ Феоктистов и Алексеев, летчик-испытатель Галлай. В субботу, 18 января, перед комиссией предстала "ударная шестерка".
Валерий Быковский предстал перед строгими экзаменаторами четвертым. Он сразу несколько стушевался перед экзаменаторами. На дополнительные вопросы отвечал неуверенно, скороговоркой. На понятный вопрос Галлая: "Как вы чувствовали себя в полете на невесомость?" - Валерий ответил коротко: "Но там ведь некогда было чувствовать".
Государственная комиссия по собственному усмотрению внесла предложение об очередности претендентов на первый космический полет. Был предложен следующий порядок: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович. Так, за двенадцать недель до фактического старта "Востока", Юрий Алексеевич Гагарин стал первым претендентом.
Но теория теорией, а вот практически, в кабине макета корабля, все претенденты на первый полет отработали исключительно четко и сноровисто. Это обстоятельство и сыграло решающую роль в назначении итоговых оценок. Все кандидаты в космонавты "ударной шестерки" удостоились высших баллов.
Как в апреле, так и в августе шестьдесят первого, во время удивительных полетов Юрия Гагарина и Германа Титова, Валерий Быковский мысленно примерял на себя предстоящие тяготы собственного полета. Но старт следующих "Востоков" затягивался.
Первый групповой полет Андрияна Николаева и Павла Поповича состоялся лишь через год после полета Титова, в августе шестьдесят третьего. А свой собственный полет ему тоже пришлось ждать почти год, долгих десять месяцев. Он состоялся в середине июня шестьдесят четвертого. Но зато какой это был полет, тоже групповой "Востока-5" и "Востока-6". Ведь командиром последнего стартовавшего "Востока" была первая из пятерки женщин-космонавтов, Валентина Терешкова!
Намеченный на конец мая групповой полет "Востока-5" и "Востока-6", по погодным условиям, пришлось перенести на середину июня. Но погода и дальше продолжала "вытворять чудеса".
В полдень 10 июня Государственная комиссия заслушала доклады Королёва, Бармина, Кузнецова, Пилюгина, Рязанского, Глушко и Воскресенского о готовности к старту бортовых систем и наземного оборудования. Вторым вопросом стояло утверждение экипажей кораблей. Их предлагал генерал Каманин. Командиром "Востока-5" был утвержден Валерий Быковский, "Востока-6" - Валентина Терешкова. В качестве дублеров Николай Петрович предложил Бориса Волынова, Ирину Соловьёву и Валентину Пономарёву. Комиссия единогласно утвердила эти предложения.
В год окончания десятилетки в пятьдесят втором, Валеру Быковского приняли товарищи в комсомол. Потом Валерий прошел через аэроклуб, школу первоначального обучения военных летчиков, Качинское летное училище, больше двух лет прослужил в боевом истребительном полку. Но с самого начала этого пути он сделал для себя обязательным - перед каждым ответственным шагом в жизни написать письмо в комсомольскую организацию родной школы. Валерий писал такие письма перед первым парашютным прыжком в аэроклубе, перед первым самостоятельным полетом на стремительном МИГе в Каче.
Перед стартом "Востока-5", он тоже написал такое письмо:
"Эти несколько строк я пишу на космодроме в ожидании старта. Я назначен командиром космического корабля "Восток-5". Каждый был бы счастлив и горд таким высоким доверием народа, партии. Предстоит большая работа. Но этот полет я хочу разделить с вами, дорогие молодые друзья. Это наш общий полет. Все мы много работали. И вот готова ракета, готов корабль, готовы к старту тысячи умных приборов. Я знаю, как много сил вложил наш народ, сколько молодых рук потрудились, чтобы все было надежно, чтобы я был спокоен. Спасибо, я непременно буду спокоен. Спасибо вам, мои молодые друзья!
В полете со мной будет комсомольский значок. Это значок нашего с вами Союза молодых коммунистов. Я с волнением приколю его на рубашку. Он точно такой же, как на ваших рубашках: наше Знамя с силуэтом Ильича. Нам с вами всегда надо быть достойными этого образа. Будем, друзья, мечтать, дерзать, будем делать добрые дела на Земле!
У каждого в жизни бывает так, что надо брать какой-нибудь старт. Мой час настал. Прошу комсомол надеяться на меня, как на своего верного сына. Сделаю все, чтобы умножить славу нашего Союза... До встречи, друзья!
Комсомолец Валерий Быковский".
В пятнадцать часов по московскому времени 14 июня "Восток-5" начал успешный путь к орбите. Ближе к полуночи, когда корабль проплывал по небу над космодромом яркой рукотворной звездочкой, космонавт передал на командный пункт теплое приветствие и пожелал землянам спокойного сна.
Но на Байконуре не спали. Готовился старт "Востока-6". Валентина Терешкова отправила в космос сердечные слова:
- "Ястреб", "Ястреб"! Мой горячий привет тебе, Валера. Я сгораю от нетерпения скорой встречи на орбите!
После томительных переживаний, которые довелось пережить командиру "Востока-5" на Земле, старт Терешковой удался на все сто процентов. Членам Государственной комиссии врезались в память слова Валентины, сказанные ею накануне:
- Я счастлива и рада, что мне, простой советской девушке, поручено первой из всех женщин планеты лететь в космос. Выполню это почетное задание Родины, как подобает коммунисту!
Утром 18 июня в Большом Кремлевском дворце начал работу Пленум ЦК партии. В его адрес космонавты направили приветственные радиограммы. В ответ участники Пленума ЦК пожелали им успешного завершения полета и благополучного возвращения на Землю.
Когда первый день работы партийного форума подходил к концу, председательствующий Брежнев сообщил его делегатам, что с борта "Востока-5" получена радиограмма Валерия Быковского, в которой космонавт-комсомолец просит принять его в ряды партии Ленина. Участники Пленума ЦК единогласно удовлетворили просьбу героя-космонавта.
На другой день после приземления в районе Караганды, 20 июня, командиры "Востока-5" и "Востока-6" прибыли в Куйбышев, в привычный для космонавтов волжский особняк на отдых.
Затем в космической практике Быковского наступил "длительный простой", свыше тринадцати лет. Заключительным аккордом всей космической карьеры Валерия Быковского стало его назначение дублером последнего коллеги по "гагаринской двадцатке" Виктора Горбатко, взлетевшего на околоземную орбиту на "Союзе-37" в восьмидесятом году.
Работая в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, дважды Герой Советского Союза, полковник В.Ф.Быковский разработал нормативные оценки обученности космонавтов и в Специализированном Совете Всесоюзного института космических исследований имени А.Ф.Можайского защитил эту работу в качестве кандидатской диссертации. Он принял также участие в решении вопросов управления транспортных кораблей "Союз" и орбитальных станций "Салют" из Евпатории.
В 1989 году, в соавторстве с Б.В.Бурдиным, В.К.Воробьёвым и А.Н.Ворониным, В. Ф.Быковский был удостоен Государственной премии СССР за разработку тренажера сквозного моделирования динамики космического полета на центри-фуге.
Из состава "ударной шестерки" первого набора здравствуют лишь Валерий Быковский и Павел Попович. Оба они остались навсегда верны самому искреннему уважению к имени и делам Юрия Гагарина. В статье о нем "Полет Гагарина - нам пример" в апреле 2001 года, к 40-летию его полета, Валерий Фёдорович Быковский писал: "Человечество будет осваивать космос. Люди не только будут летать вокруг Земли, но полетят обязательно на другие планеты. Я летал в космос и знаю, что всегда на каждой станции, на каждом корабле есть портрет Ю.А.Гагарина. Уверен, что так будет всегда. И всегда в памяти будет жив этот человек, который нам, землянам, открыл дорогу в космос".

Анатолий АЛЕКСАНДРОВ. [01/08/2009]

www.sovross.ru

Док. 581487
Перв. публик.: 01.08.09
Последн. ред.: 13.08.09
Число обращений: 0

  • Каманин Евгений Иванович
  • Сисакян Алексей Норайрович
  • Попович Павел Романович
  • Попович Павел Романович
  • Терешкова Валентина Владимировна
  • Быковский Валерий Федорович
  • Волынов Борис Валентинович
  • Горбатко Виктор Васильевич
  • Горбатко Виктор Васильевич
  • Гагарин Юрий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``