В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Дьяконов: `Мы должны строить такое высшее образование, которое может реально влиять на развитие экономики` Назад
Сергей Дьяконов: `Мы должны строить такое высшее образование, которое может реально влиять на развитие экономики`
"У нас отсутствовали механизмы, умения и навыки, которые необходимы для карьеры человека в условиях либеральной экономики"

"Главная проблема - несоответствие качества образования запросам общества и требованиям экономики" - вот с этой с цитаты из доклада по Программе социально-экономического развития РТ до 2010 года хотелось бы начать наш разговор, Сергей Германович.
С.Д.: На одном из совещаний министр труда и занятости РТ Борис Захаров выступил с тезисом о том, что качество выпускников вузов не соответствует нынешним реалиям и запросам. На мой вопрос "Как вы определили качество?", он ответил, что выпускники не нашли работу. Как же можно было определить качество обучения, если с выпускниками никто даже не общался - ни работодатели, ни Минтруда? Должны быть выработаны критерии качества образования.

Но, тем не менее, тезис о низком качестве образования имеет право на жизнь, потому что в модернизации образования, которое сейчас обозначено Правительством России, в сущности, три главных направления: качество образования, доступность образования, участие работодателей в становлении образования, причем, на всех уровнях образования - в формулировке стандартов, в процессе образования, в трудоустройстве.

А должен ли работодатель участвовать и в финансировании образования?
С.Д.: Есть различные формы участия в финансировании образования, но, признаться, этот вопрос не принципиальный. Принципиальный вопрос в следующем: в Послании Президента России Федеральному Собранию нынче четко определен один из главных приоритетов нашего государства - либеральная экономика. При этом дается определение либеральной экономики - это, прежде всего, базирование на правах человека. Человек имеет право выбирать своего партнера, способ деятельности, и в основе всего - частная собственность. Мы должны понимать, что наше государство сделало свой выбор, и это кардинально отличается от той позиции, которая была 15 лет назад. А если государство делает переход из одной политической системы в другую, то все институты государства, включая образование, конечно, должны трансформироваться. И это главный тезис о качестве образования.

Обычно качество мы не дифференцируем, говоря при этом, что у нас не плохое инженерное образование, и оно таковым и является. Но в условиях либеральной экономики просто инженерное образование не достаточно, то есть можно говорить о математике, физике, химии, фундаментальном образовании, о неплохом оборудовании, но этого мало сегодня. У нас, в сущности, отсутствовали те механизмы, умения и навыки, которые необходимы для карьеры человека в условиях либеральной экономики. Вот здесь, действительно, должны появиться новые веяния, и они появляются.

Какие, например?
С.Д.: 15 лет назад в нашем вузе - Казанском государственном технологическом университете появился Совет попечителей. Он был вторым в нынешней России, но первый, учрежденный Российским химико-технологическим университетом, тогда МХТИ, даже не смог собраться. В МХТИ Совет попечителей состоял из шести министров, но сразу после учреждения Попечительского совета министерства были расформированы.

Мы же собрали Совет попечителей из генеральных директоров крупнейших предприятий Татарстана и России. Он существует 15 лет с одним председателем - Г.Сахаповым., ныне профессором КГТУ, а тогда генеральным директором "Нижнекамскнефтехима".

Что такое Совет попечителей в плане качества образования? Дело в том, что все новые специальности мы открывали вместе с Советом попечителей - прежде всего мы выясняли, какое предприятие через 5 лет возьмет новых специалистов. Набирали группу из 25 человек, зная, что они будут обеспечены работой через 5 лет, и шли в Министерство образования России открывать специальность. У нас сначала было 23 специальности, а теперь - 70. Студентам, которые приступали к учебе на новом отделении, было гарантировано распределение.

Распределение в нашем вузе шло все последние 15 лет, невзирая на прекращение государственного распределения. Каждый год весной приезжают представители предприятий Совета попечителей и отбирают для себя наших выпускников. В этом году в КГТУ направление на работу получили 93 процента выпускников. Конечно, нужно понимать, что юридической основы у распределения нет, то есть выпускники спокойно могут не поехать на место работы. У них есть право выбора, и в большинстве случаев они его реализуют.

Кстати, ярмарка вакансий, которую ежегодно проводит Минтруда, показывает 75-85 процентов трудоустройства выпускников вузов. Это тоже хороший процент распределения, так как часть девушек, выйдя замуж и родив ребенка, на работу по окончании вуза в течение года не устраивается.

Четыре года назад мы проводили выездную коллегию Министерства образования России. Приезжал министр образования В.Филиппов, и мы рассказали ему о своем опыте повышения качества образования в новых условиях. И на основе этого опыта было принято решение расширенной коллегии Министерства образования РФ, а затем и Приказ министра образования РФ, в котором три вуза Татарстана получили статус экспериментальной площадки по модели университетских комплексов: КГТУ получил модель единого юридического лица, КГУ - модель университетского округа, КГТУ-КАИ - модель ассоциации.

Лет восемь назад по просьбе нашего вуза Президентом РТ было направлено письмо тогдашнему Премьер-министру России В.Черномырдину. Пользуясь новым законодательством, мы предложили ввести нашему вузу второго учредителя. Дело в том, что по законодательству и по фактическому положению, все государственные вузы России имели одного учредителя - Правительство РФ. Но по новому закону можно было ввести и второго учредителя. Правительство России приняло постановление, в котором КГТУ получил второго учредителя в лице Кабинета Министров РТ. Кстати, КГТУ до сих пор - единственный вуз в России, имеющий двух учредителей.

"Татарстан направляет на применение науки 10 миллиардов 400 миллионов рублей. Такого объема финансирования нет больше ни в одном регионе!"

Для чего нужен второй учредитель?
С.Д.: Необходимо, чтобы инфраструктура высшего образования формировалась параллельно с пониманием, что значит качество образования. Это должно осуществляться не в отдельно взятом вузе, как нельзя было построить социализм в отдельно взятом государстве. Инфраструктура должна появляться вокруг - в системе управления, то есть и в политике, и в промышленности. В промышленности должна возникнуть потребность и восприимчивость. Все это надо делать в комплексе.

И такой комплекс в виде научно-технической инновационной политики и создавался в республике: был создан Фонд НИОКР, который финансировал науку много лет. Когда российское законодательство запретило такие фонды, появились два новых - Залогово-страховой и Инвестиционно-венчурный фонды. Фонд НИОКР в лучшие свои годы имел объем 300 миллионов рублей в год, из которых 30 миллионов тратилось на программу приоритетных направлений науки. Это безвозмездные деньги в поддержку науки. А два новых фонда - это уже 10 миллиардов 400 миллионов рублей!

Обычно, эффективность вложения денег в науку оценивается в долях к бюджету. Бюджет Татарстана около 60 миллиардов, 10,4 миллиарда - это примерно 16 процентов. Такого объема финансирования науки нет больше нигде! То есть, заложена колоссально высокая потенция. Но ведь она не могла появиться сразу - она возникала вместе со стремлением вузов занять ту позицию, которая обеспечит переход к либеральной экономике.

Этот процесс начали вузы, в частности, КГТУ начал двигаться в этом направлении 15 лет назад. Это стоило нам довольно больших усилий: Постановление Правительства РФ о двойном учредительстве мы "делали" год! И это, невзирая на то, что Правительство РФ отреагировало на наше письмо буквально через два дня: я получил документ, содержащий поручения девяти министерствам, с которыми мы должны были согласовать свой проект. И эти девять министерств мы проходили дважды, потому что после первого раза министерства были упразднены, и нам пришлось свой проект согласовывать по второму кругу.

"Мы должны строить такое высшее образование, которое может реально влиять на развитие экономики"

В чем заключался смысл вашего проекта?
С.Д.: Смысл очень простой: мы должны строить такое высшее образование, которое может реально влиять на развитие экономики. Влиять не только будущими специалистами, а влиять сегодня своими идеями, вмешательством в сегодняшнее производство. Это надо делать сегодня! И на этой деятельности надо учить будущих выпускников в процессе получения образования. Студенты должны почувствовать, что старая схема, когда все разложено по полочкам - сегодня фундаментальное образование, завтра диплом, послезавтра карьера - эта схема устарела. Все надо делать, что называется, с колес.

Наш вуз был одним из участников конкурса на разработку Программы инновационного развития РТ. Мы выиграли этот конкурс. Сейчас эта программа реализуется. В нее впервые было заложено правило: предприятия ежегодно 2 процента добавленной стоимости должны "давать" за счет инновационной продукции. Чтобы произвести инновационную продукцию, предприятия должны обратиться к вузам, ибо без науки инновационную продукцию сделать нельзя.

В чем заключается модель единого юридического лица, по которой работает ваш вуз?
С.Д.: Вместе со вторым учредителем мы получили и два института - бывший проектный институт "оборонки" "Союзхимпромпроект" на 500 проектировщиков и НИИ синтетического каучука. Институты перешли на наш баланс со своей материально-технической базой. Это и есть модель единого юридического лица. Это объединение сделано для того, чтобы вуз "привязать" к реальной экономике и промышленности, чтобы создавать и исполнять региональные научные и научно-производственные программы. Таким образом, наши студенты получили возможность входить в реальный процесс не по окончании вуза, а в процессе обучения.

В настоящее время студенты 5-го курса, участвующие в экспериментальной площадке, целый год учатся на будущем месте работы. Сначала в этой работе мы опирались на предприятия - членов Совета попечителей, сейчас этот круг расширился. Мы целые десанты направляем в разные организации. Приведу примеры. Наши студенты с 3-4 курса уезжают в Институт катализа Сибирского отделения РАН, получая там дополнительное образование, но при этом получая диплом нашего вуза. Этот опыт продолжается более пяти лет. Второй пример - Ядерный центр в Сарове. У нас уже сформировалась целая команда руководителей, прошедших обучение в Сарове. Естественно, они нас поддерживают, и сотрудничество продолжается. А начинали мы с завода газового конденсата в Сургуте. Приехав туда, наши студенты сразу получали среднюю зарплату инженерно-технических работников предприятия. Представьте, студент уезжал со стипендии в 200 рублей, а там получал зарплату 20 тысяч рублей! Сейчас наши выпускники занимают там высокие посты - главный инженер, начальник производства. При этом, мы организовали аспирантуру с выездом: выпускники уезжали в Сургут на работу, а потом на месяц приезжали в Казань заканчивать аспирантуру, защищать кандидатские диссертации, и не только кандидатские.

"Задача вуза - обучить ремеслу, в том числе ремеслу создания нового продукта"

С.Д.: Я хочу вернуться к вопросу о качестве образования. Что такое новое качество? Новое качество образования - это когда старая схема специального инженерного образования дополняется опытом взаимодействий в рамках конкретных проектов. А проект начинается с некой новой идеи. На эту идею сначала "садятся" студенты вместе со своими научными руководителями. Потом выпускники уезжают по распределению, и над идеей начинают работать уже совместно с представителями предприятия.

То есть выпускник приезжает уже с инновацией?
С.Д.: Конечно! И это уже процесс. Вот это и есть качество образования. Год назад состоялось заседание Совета безопасности РТ, посвященное одному вопросу - инновационному образованию, когда идет подготовка специалистов, которые в состоянии участвовать в инновационном процессе.

Я должен дать определение инновации, так как у нас под это понятие подводят все, что угодно. Инновация - это процесс, в котором производится новый продукт, а новым можно назвать только тот продукт, который существует на рынке менее 3-х лет. Человек, который не занимается в вузе наукой, не знает, как каждые три года производить новый продукт. Надо знать и уметь, как это делать, и надо иметь новые идеи. Но затем человек должен участвовать в инновационной деятельности, а это последовательность этапов.

Идея - это только начало. За идеей идет технологическая проработка, проектирование, производство "пилотного" варианта, его испытание. И это еще не продукт. Продукт - это когда он попал на рынок, когда он влияет на экономику. Можно говорить о новом продукте только тогда, когда он влияет на экономику страны. Все остальное - это не продукт, а лишь наши ожидания. Качество образования - это когда мы до продукта доходим. Это то качество образования, которое действительно соответствует либеральной экономике.

Если мерилом качества образования является появление нового продукта, то для точности надо бы определить параметры появления этого продукта - как скоро, как часто, какое количество?
С.Д.: Измерители уже есть, кстати, они впервые появились у нас, в Татарстане.

Рождение идеи - процесс от бога, далеко не каждый способен на это. Можно ли рождение идеи поставить на поток?
С.Д.: Есть сложившаяся традиция, с которой я борюсь даже на уровне своих заведующих кафедрами. У нас есть кафедра "Методология инженерной деятельности", которую мы учредили два года назад. Такая кафедра была первой в России, и было много проблем при ее становлении. Например, был предложен курс "Теория решения инженерных задач" (ТРИЗ). В свое время рационализаторы создали эту систему рекомендаций, которые позволяли развивать творческую активность в изобретениях. Но я считаю, что задача вуза диаметрально противоположная - идти не к творчеству, а к формализации. Мы ведь не знаем, что такое творчество. А учить надо только тому, что известно до конца. Только тогда вузы выполнят свою функцию. В каком-то смысле, это ремесленничество, то есть наша задача - обучить ремеслу. Но в том числе - обучить ремеслу создания нового продукта! Должны быть программы, которые четко определяют, как человек должен действовать. Это и есть образование.

Уже есть технология рождения идеи?
С.Д.: Окончательной технологии никогда не бывает, но очень важно, что вы произнесли это слово - технология. В свое время это слово было ругательным: представители фундаментальной науки небрежно разделяли науку и технологию. А сейчас этот термин эксплуатируется во всех областях - есть технологии медицинские, образовательные, информационные. Технология - это умение использовать знания на пользу человеку и обществу.

Технология, о которой спросили вы, уже есть. Пионерами таких технологий были наши соотечественники. В свое время в МГУ образовалась группа ученых, во главе которой был А.Зиновьев. Кстати, его потом "попросили" из МГУ за то, что он не принимал официальные доктрины образования. В его группе "родились" известный философ М.Мамардашвили и основоположник инновационного образования Г.Щедровицкий. Они впервые поставили вопрос о мыследеятельности, о таком образовании, которое должно завершаться деятельностью.

"Угадывать, какие специалисты будут востребованы через несколько лет, должны вузы, образование, интеллект"

Сотрудники Министерства труда и занятости РТ обвиняют вузы в оторванности от реалий экономики и рынка труда.
С.Д.:. Они правы, когда оценивают степень трудоустройства выпускников вузов по конечной статистике, в среднем. Та идеология современного высшего образования, о которой я говорил, рождалась не мгновенно, а в течение всего перестроечного времени. Эту идеологию мы пытаемся довести до молодежи, для чего используем свой Центр переподготовки кадров и Институт дополнительного образования, направляем студентов в разные точки России и за рубеж.

Министр труда и занятости РТ прав, когда говорит о несоответствии спектра подготовки специалистов спектру потребления экономики. Правда, нет и понимания, как организовать это соответствие. Нет дифференцирования компаний на крупные, средние и мелкие. А разница существенная. Крупные компании рисковать не могут: они не могут взять новые отечественные разработки и запустить их в производство, потому что процент успеха такого запуска не велик. На самом деле, новые вещи, технологии которых потом становятся рыночными, выстраиваются годами. Поэтому крупные предприятия покупают зарубежные технологии - вместе с кредитами, технологическим оборудованием, сопровождением. Эта технология верная, без сбоев. Но в Россию продают не последние по времени технологии, и рано или поздно это скажется на развитии предприятия. Придет время, когда эту продукцию перестанут покупать, потому что появится новая технология, более современная продукция. И вот тогда предприятия вынуждены будут обратиться к вузам за кадрами! Но время-то уже уйдет...

Такая ситуация у нас была с "Оргсинтезом" - мы им предлагали свои кадры, но они брали очень мало. И только со сменой руководства ситуация изменилась - пошли заявки на 30-40 наших выпускников. Я привел этот пример для того, чтобы показать, что формирование соответствия между потреблением и подготовкой кадров - это серьезнейший вопрос. Ведь мы должны угадать те направления, которые будут востребованы на рынке через 15-20 лет. Это не очень просто, но сделать можно. Но кто это сделает? Минтруда запрашивает предприятия: сколько и каких специалистов вам нужно? Предприятия, в лучшем случае, скажут, кого им надо сегодня, а не через 15 лет. Поэтому угадывать, какие специалисты будут востребованы через несколько лет, должны вузы, образование, интеллект. Тенденции в науке могут появиться спонтанно, но угадать их можно!

Кто должен предугадывать? Вузы? Но, как правило, все - это никто конкретно...
С.Д.: 30 июня состоялось заседание Правительства РФ, на котором обсуждался вопрос реформирования науки России. При этом были сформулированы задачи науки, исходя из стратегических задач развития страны. Были определены направления развития науки. Сфера фундаментальной науки - это прерогатива государства, то есть деньги должны идти в исследовательские университеты и в отдельные институты РАН.

Вся остальная наука должна рождаться в виде консенсуса между интеллектом, бизнесом и государством. Когда Министерство труда и занятости говорит, что нет соответствия, оно высказывает претензии, прежде всего, в свой адрес, оно пока не видит, что должно быть соединение этих трех позиций. Ради справедливости надо сказать, что с Министерством труда и занятости РТ мы начали работать, взаимопонимание есть. Я предложил министру Б.Ф.Захарову наметить наши общие задачи на ближайшие 15 лет. Мы начали это делать.

С 2005 года в Татарстане вводится госзаказ на подготовку кадров. Каков объем заказа и финансирования?
С.Д.: Есть Постановление Кабинета министров РТ, в котором определено понятие "Госзаказ РТ". Это значит, что дополнительно к госзаказу Правительства РФ, Татарстан заявил свою программу. Сейчас это делается без денег - через так называемый целевой прием федерального уровня. В вузах федерального подчинения существует понятие целевого приема - это 20 процентов от бюджетного приема, который может идти по отдельному конкурсу. Это очень важное понятие, потому что, например, в нашем вузе последние годы конкурс более 10 заявлений на место, и попасть к нам по основному конкурсу очень трудно.

Отдельный конкурс предполагает целевую направленность приема, мы это делаем по договорам о целевом приеме. Вот на эти договора и претендует сейчас Татарстан, причем, претендует законно. Регламент целевого приема в каждом вузе свой. В КГТУ действуют такие условия: предприятия обязуются раз в 5 лет ставить на наши учебные площади оборудование, можно и не передавая его нам на баланс. В этом случае мы обязуемся 20 процентов приема отдать этим предприятиям. При наличии положительных оценок по тестированию мы зачисляем предложенные предприятиями кандидатуры в наш вуз.

"ЕГЭ объективно и оно решает несколько вопросов - обеспечивает доступность образования, снимает дополнительную нагрузку с абитуриентов"

Как вы решаете проблему коррупции при приеме в вуз?
С.Д.: У нас коррупция исключена на приеме, так как уже 8 лет применяется автоматизированная форма приема. Преподаватели кафедры прикладной математики нашего вуза разработали сложнейшую систему тестирования, защищенную от вмешательств.

Мало того, в прошлом году мы учредили институт наблюдателей - пригласили всех желающих для участия в процедуре приема. Родители, пресса могут присутствовать на всех этапах приема. Вмешиваться в процесс они не могут, но имеют право указать нам, где та "щель", сквозь которую можно "сунуть деньги" или сфальсифицировать прием.

Ректоры вузов долгое время довольно скептически относились к ЕГЭ. Как вы оцениваете результаты начавшегося и в Татарстане эксперимента?
С.Д.: ЕГЭ - это положительная вещь. Более того, в этом году эксперимент в Татарстане позволил объективно оценить школьную подготовку. Мы провели детальное сравнение результатов ЕГЭ и нашего тестирования за 8 лет. Выяснилось, что число троек в ЕГЭ существенно больше, чем число троек в нашем тестировании, но это объяснимо - троечники к нам и не идут. А число четверок и пятерок практически совпадает. Это говорит об объективности ЕГЭ.

ЕГЭ решает несколько вопросов - обеспечивает доступность образования, снимает дополнительную нагрузку с абитуриентов, так как в этом случае они сдают экзамены только один раз. Это не школьное и не вузовское тестирование, а промежуточное, осуществленное независимыми центрами.

ЕГЭ решает еще одну проблему: дело в том, что вузы завышают сложность своих тестов или экзаменов. Их понять можно - они хотят отобрать лучших. Но при этом они нарушают законодательство. Они не имеют права требовать больше того, что дала школа, которая должна выполнять Госстандарт обучения. В противном случае, это приводит к репетиторству, то есть к давлению на абитуриента со стороны вуза. Этого не должно быть!

А современная школа дает соответствующее стандарту среднее образование?
С.Д.: Если этот вопрос задать преподавателям первого курса, то они ответят, что не дает.

В нашем вузе преподаватели первых курсов получают зарплату больше остальных, поскольку и нагрузка больше. Вчерашний школьник приходит совершенно в другую систему.

Может быть, у нас не качество образования средней школы "хромает", а просто нет преемственности между школой и вузом?
С.Д.: Вы правы, во-первых, нет преемственности, и в этом невольно виноваты вузы. Скачок от средней школы к вузу существовал в нашей стране всегда, так как государство брало на себя обязательство дать своему гражданину средний уровень образования. И вузы, имея в виду, что к ним придут лучшие, завышали планку. Но со временем высшее образование стало практически всеобщим. Практика показывает, что пытаются поступать в вуз практически все выпускники школ.

А надо ли всем иметь высшее образование?
С.Д.: Если честно - не надо. Мы всегда говорили, что высшее образование не может испортить человеку его жизнь. Но здесь есть ошибка. Когда человек, имея диплом о высшем образовании, работает, допустим, парикмахером, он всегда будет чувствовать, что его карьера не состоялась, он всегда будет испытывать "изъян", а вузы будут авторами этого "изъяна"...

Есть потребность государства в среднем и в начальном профессиональном образовании и люди имеют конституционное право выбирать вид своей деятельности.

В ряде стран - Швеции, США, Японии - принято всеобщее высшее образование. Конечно, это хорошо. Но при этом надо заранее понимать, что мы идем на издержки, ведь бюджетное образование финансируется за счет денег налогоплательщика. И налогоплательщику надо говорить правду, что на самом деле не все должны получать высшее образование.

"Государство часть людей учит бесплатно, потому что это вложение в человеческий капитал. Государство в этом случае не проиграет, но оно должно вложить средства в лучших"

Как соотнести либеральность государства и рыночные отношения в вопросе получения высшего образования за счет бюджетных средств, когда многие выпускники, бесплатно отучившись, не работают по своей специальности. Должны ли они отрабатывать или возвращать деньги государству?
С.Д.: Этот вопрос давно обсуждается. Его еще можно повернуть иначе: если человек отучился за счет бюджета, а затем пошел работать в коммерческую фирму, должна ли эта фирма купить специалиста у государства?

По нашей Конституции всем гарантировано доступное бесплатное высшее образование, однако, не все его могут получить, так как не все могут выдержать конкурс. Значит, человеку придется платить за обучение, и в этом случае он свободен от обязательств перед государством. Причем, доплата будет производиться с учетом количества набранных баллов. Человек также может взять кредит, который затем должен будет вернуть - либо деньгами, либо отработкой.

А если количество баллов позволяет человеку учиться бесплатно, должен ли будет он отрабатывать или возвращать деньги в случае смены профессии?
С.Д.: Пока не должен. Я думаю, в этом есть резон. Государство часть людей учит бесплатно, потому что это вложение в человеческий капитал. Государство в этом случае не проиграет, но оно должно вложить средства в лучших, которые потом действительно истратят этот капитал на государство. И не обязательно при этом отрабатывать три года, поскольку они вернут капитал государству своим интеллектом. Без таких людей государство не построит эффективную экономику.

"Позицию вузов будет формировать только рынок"

Грядут ли изменения в системе высшего образования Татарстана - в виде оптимизации или сокращения количества вузов?
С.Д.: Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко 10 июня был в Казани и встречался с ректорами вузов. На наш вопрос о категорировании и развитии вузов он ответил, что изменения в системе высшего образования будут. В настоящее время девять законопроектов по реформированию образования находятся уже в Госдуме. Министр также сообщил, что по поручению Президента РФ Владимира Путина все будет происходить без давления. Вузы выбирают ту юридическую форму, которую они хотят. Задача государства - дать новые степени свободы, но переход на эти степени - добровольный. Позицию вузов будет формировать рынок.

Будет ли влиять на дальнейшее развитие высшей школы правительства регионов?
С.Д.: Законодательством предусмотрено, что высшее образование - прерогатива федерального центра. Поэтому сейчас происходит объединение Татарского гуманитарного и Татарско-американского регионального институтов с Казанским государственным педагогическим университетом. Однако Министерство образования и науки РФ обратилось в Министерство юстиции РФ с предложением оставить субъектам федерации право на высшее образование, то есть право на учреждение вузов, реализующих образовательную деятельность высшей школы. Я думаю, что в последующих законопроектах этот пункт появится.

И, тем не менее, КГПУ объединится с местными вузами?
С.Д.: Да, объединение произойдет. Министерство образования и науки РФ уже утвердило это объединение, теперь КГПУ будет называться Татарский гуманитарно-педагогический университет.

Пожелание посетителям нашего сайта от советника Президента РТ по науке и высшему образованию, ректора Казанского государственного технологического университета Сергея Дьяконова:
С.Д.: Движение к либеральной экономике - это движение к правам людей. Те страны, которые приняли принципы либеральной экономики, выигрывают в своем развитии. Если дать людям право выбора, они демонстрируют большую эффективность, чем удавалось это делать раньше. Поэтому родителям и абитуриентам я хочу сказать: число степеней свободы в ваших руках увеличилось, но увеличилась и ответственность. Думайте, решайте, а потом действуйте. Для этого есть все!



15,07,2005 г., "Татар-информ"

Док. 581338
Перв. публик.: 15.07.05
Последн. ред.: 13.08.09
Число обращений: 0

  • Дьяконов Сергей Германович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``