В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Попов, Федеральный центр информатизации при ЦИК России: Основная цель разработки электронных методов голосования - помочь избирателям быстрее и удобнее осуществлять свое волеизъявление Назад
Михаил Попов, Федеральный центр информатизации при ЦИК России: Основная цель разработки электронных методов голосования - помочь избирателям быстрее и удобнее осуществлять свое волеизъявление
Федеральный центр информатизации /ФЦИ/ при ЦИК России в ходе региональных выборов 1 марта 2009 года обеспечит техническую часть проведения эксперимента по электронному опросу избирателей с использованием различных инфокоммуникационных технологий. О целях и сущности эксперимента рассказал в интервью ПРАЙМ-ТАСС руководитель ФЦИ Михаил Попов.

Корр.: Михаил Анатольевич, каковы цели возможного внедрения электронных методов голосования?

Михаил Попов: Сначала коротко о том, что будет представлять собой наш эксперимент. В единый день голосования 1 марта эксперимент по электронному опросу избирателей будет проводиться в пяти регионах: в Волгоградской, Владимирской, Вологодской и Томской областях, Ханты-Мансийском автономном округе - Югра.

В качестве технических средств в предстоящем эксперименте будут использоваться компакт-диск /CD/ электронного опроса, социальная карта и мобильный телефон. Это второй эксперимент ЦИК России по электронному опросу. Первый проводился во время единого дня голосования 12 октября 2008 г в Новомосковске Тульской области. В прошедшем эксперимента в качестве технического средства использовались только CD.

Теперь я остановлюсь на целях эксперимента. Проведение эксперимента и его результаты помогут в решении таких вопросов, как расширение доступа к избирательному праву и активизация участия граждан в выборах, сокращение расходов на проведение выборов и референдумов.

Во-первых, речь идет о более чем 1,5 миллионах граждан России, проживающих за рубежом и состоящих на консульском учете в различных странах. Можно предположить, что еще примерно столько же наших сограждан не зарегистрированы как избиратели в консульских отделах посольств России в других государствах. Так что общее число проживающих за рубежом наших сограждан может составить около 3 проц от общего числа российских избирателей. Учитывая семипроцентный барьер для прохождения партий в Думу - этот очень существенная цифра. Избирательные участки за рубежом организуются только на территории консульских отделов, и далеко не у всех находящихся за границей российских граждан есть возможность прийти проголосовать в день выборов.

Во-вторых, в России около 200 тыс человек живут в отдаленных и труднодоступных регионах. В этих районах также в обязательном порядке организуется голосование, однако в этом случае привлекается специальный транспорт, в частности, авиация, дополнительный персонал. В таких регионах малая плотность населения в сочетании с большими расстояниями между населенными пунктами. Соответственно, организация процесса голосования занимает достаточно много времени и требует больших расходов. Конечно, вопросы легитимности власти - это не то, на чем нужно экономить, однако здесь дистанционные методы голосования вполне могли бы обеспечить экономию затрат и, кроме того, повысить оперативность в организации и проведении выборов.

Также не будем забывать об инвалидах и тех, кто по другим причинам не может присутствовать на выборах - дистанционное электронное голосование расширит им доступ к избирательному праву.

Корр: Какие ресурсы будут задействованы для проведения опроса?

М.П.:ФЦИ имеет серьезные ресурсы, как материально-технические, так и кадровые для решения задач, которые перед нами сейчас стоят. Для организационной и технической поддержки проведения эксперимента будут задействованы 13 сервисных центров ГАС "Выборы", обеспечивающих поддержку и обслуживание этой мощнейшей информационно-телекоммуникационной системы, охватывающей всю территорию России. К работам по созданию и модернизации системы привлечены ведущие отечественные компании-разработчики программного обеспечения, задействован богатый научный потенциал Российской Академии наук.

Корр.: Если предположить, что один из предлагаемых методов электронного голосования будет принят в промышленную эксплуатацию, то нужно будет как-то обеспечивать доступ избирателей и за рубежом и в отдаленных районах к средствам такого голосования. Что - придется тем же вертолетом развозить диски?

М.П.: Если говорить о дисках электронного опроса, то мы сейчас используем эти носители с целью отработки алгоритмов удаленного голосования. Если говорить о возможном будущем дистанционном электронном голосовании, то тогда в промышленном режиме избиратель будет получать доступ к интерфейсам удаленного электронного голосования, скорее всего, через Интернет, включая доступ по сетям сотовой связи, спутниковым сетям либо другим сетям, в зависимости от той инфраструктуры связи, которая есть в данном регионе. Я думаю, что к моменту принятия системы в эксплуатацию, каждый российский регион будет уже охвачен той или иной сетью доступа в Интернет, через которую могут быть реализованы процедуры удаленного голосования. И избиратель, следовательно, будет располагать тем или иным стандартным абонентским устройством, посредством которого он будет получать доступ к интерфейсу удаленного голосования по одной из стандартных сетей передачи данных.

Корр.: А каков зарубежный опыт использования систем электронного голосования?

М.П.: В ряде стран используются те или иные терминалы для электронного голосования на избирательных участках, которые частично или полностью автоматизируют процесс выбора и подсчета голосов. Сюда можно отнести позитивный опыт США, Бразилии, Индии и других стран. Что касается дистанционного электронного голосования, то процедура голосования с помощью SMS законодательно принята в Швейцарии. В Эстонии реализована возможность голосования через Интернет с использованием электронных удостоверений личности. Однако все эксперты в данной области подтверждают, что на настоящий момент в мире еще не существует идеальной и экспериментально отлаженной технологии электронного голосования. В целом зарубежная практика применения Интернет-голосования говорит о том, что многие страны настойчиво продолжают работу в данном направлении.

Корр.: В чем основные технические моменты методов удаленного голосования, которые предполагается опробовать 1 марта?

М.П.: Я начну с того, что к протоколам электронного голосования и электронного опроса предъявляется определенный перечень требований. В случае проведения электронного опроса должны быть обеспечены: анонимность, корректность, честность и удобство. Я поясню. "Анонимность" значит, что никто из участников протокола не может получить сведения о том, как именно проголосовал конкретный участник. "Корректность" - никто не может проголосовать более одного раза, и только зарегистрированные пользователи имеют право голосовать. "Честность" - никто из голосующих не может определить частичные результаты опроса до его окончания. И "удобство" - количество сеансов связи, необходимых для участия в опросе конкретного пользователя, должно быть как можно меньше. Все эти требования учтены нами при разработке технологий проведения опроса 1 марта.

Вернемся теперь к техническим моментам.

Вернемся теперь к техническим моментам. Одна из новых тестируемых технологий - с использованием мобильного телефона. В этом способе опроса используется услуга подвижной радиосвязи стандарта GSM по передаче коротких текстовых сообщений /SMS/ и сеть Интернет как средство обмена информацией. Для участия в эксперименте избирателю необходимо иметь мобильный телефон определенных технических характеристик - стандарта GSM 900/1800, поддерживающий загрузку и выполнение Java приложений. Происходить опрос будет по следующей схеме. Избиратель регистрируется у консультанта участковой избирательной комиссии для участия в опросе /в ходе регистрации используется номер мобильного телефона/, консультантом выполняется загрузка специального программного обеспечения /СПО/ в мобильный телефон избирателя с помощью Bluetooth или кабеля. Избиратель, участвующий в опросе, может до 20:00 часов по местному времени в день голосования в любом месте запустить установленное приложение. Приложение отправляет на сервер опроса SMS-cообщение о готовности данного избирателя к проведению опроса и, получив подтверждение, отображает на экране мобильного телефона электронный бюллетень. Избиратель делает свой выбор в электронном бюллетене, затем подтверждает его. Программа отправляет голос на сервер учета голосов в защищенном анонимном виде. Потом программа сообщит об успешной отправке голоса участника и попросит подождать подтверждения учета голоса избирателя. После сообщения об успешном учете выбора, СПО выводит сообщение о том, что электронный опрос избирателя завершен и предлагает ему удалить СПО с телефона. Если избиратель отказался удалить СПО, то при следующем запуске приложения, оно вновь сообщит о завершении опроса и предложит удалить СПО с телефона.

Решение на базе социально-платежных карт предусматривает в качестве технического средства социально-платежную карту "Югра" с использованием инфраструктуры Югорского социального регистра. Избиратели примут участие в опросе через информационные киоски /инфоматы/, расположенные на территории города или дополнительно установленные в непосредственной близости от участковой избирательной комиссии г Нижневартовска. Инфоматы, соединенные с центральным сервером через сеть Интернет с помощью защищенного соединения, передают данные о выборе избирателя на центральный сервер подсчета голосов, расположенный в ЦИК России. Безопасность процесса голосования обеспечивается наличием защищенной сертифицированной инфраструктуры социальных карт с шифрованием всего трафика. Подлинность и целостность самого бюллетеня гарантируется путем использования электронной цифровой подписи /ЭЦП/ держателя карты, что дает дополнительную гарантию подлинности и целостности бюллетеня в процессе доставки. Хочу отметить, что при использовании любого из трех технических средств проведения опроса, попытка повторного "голосования" блокируется на сервере учета голосов.

Корр.: А как при использовании новых технологий будет решаться вопрос с идентификацией человека? Как обеспечивается уверенность, что с этого сотового телефона осуществляет голосование /или участвует в опросе, если речь идет об эксперименте/ именно этот избиратель, а не кто-то другой? Понятно, что такой человек, прежде всего, должен быть зарегистрирован как избиратель, но ведь нужно "привязать" этого человека к номеру сотового телефона. Нужно ли для этого избирательным комиссиям получать доступ к абонентской базе данных сотовых операторов?

М.П.: Нет, доступ к базе данных сотовых операторов нам не потребуется. Возможная процедура предполагается такой: если человек в будущем планирует голосовать по сотовому телефону, он должен один раз написать заявление в свою участковую избирательную комиссию с указанием своих данных и номера телефона, по которому будет осуществлять удаленное голосование. И до тех пор, пока он это заявление не отзовет, он сможет голосовать по сотовому телефону с этим номером.

Теперь о голосовании с помощью социальной карты. Технологически это решается совсем не сложно - на избирательном участке ставится терминал, который позволяет идентифицировать избирателя по его социальной карте и затем провести голосование путем выбора соответствующих позиций в электронном бюллетене с помощью сенсорного экрана на терминале. В этом случае больше проблем организационных. В частности, для реализации этого способа социальная карта должна быть выполнена с использованием микрочипа с идентификационными данными гражданина, а такие карты в стране пока еще не распространены. Тем не менее, мы считаем потенциал голосования с использованием карт очень большим: если будет реализована задача по созданию унифицированной социальной карты - тогда избиратель спокойно сможет голосовать, находясь во время выборов в любой точке России, а не только по месту постоянной регистрации. Кстати, аналогичным образом для голосования могут быть использованы и "электронные" паспорта, когда они появятся в стране.

Корр.: Кто проводит разработку методов электронного голосования, которые предполагается апробировать 1 марта?

М.П.: Необходимое программно-аппаратное обеспечение разрабатывается на основании технического задания, которое подготавливает и утверждает ФЦИ. Компания "Систематика" разрабатывает техническое решение для использования социальных карт для опроса. В части использования компакт-дисков для проведения опроса мы сотрудничаем с ФГУП "НИИ Восход". Технический алгоритм опроса с использованием сотовых телефонов разрабатывает компания "Интеллект Телеком".

Корр.: Каков может быть, в перспективе, экономический эффект в случае внедрения систем удаленного электронного голосования в масштабах страны?

М.П.: Это может быть только предварительный подсчет, к примеру, по отдаленным и труднодоступным районам. Сейчас в таких районах проживает около 200 тыс избирателей. Затраты на обеспечение волеизъявления одного избирателя в удаленных районах почти в 10 раз выше, чем в среднестатистическом регионе страны. Если предположить, что использование методов удаленного электронного голосования позволит приблизить эти затраты к уровню затрат в среднем по России, то лишь по удаленным регионам возможно получить экономию средств на проведение выборов от 50 млн рублей до 100 млн рублей.

Корр.: Каковы ориентировочные сроки испытания и возможного внедрения методов электронного голосования?

М.П.: По моим оценкам, после того, как будут определены методики для внедрения в промышленную эксплуатацию, на разработку окончательного "боевого" их варианта потребуется минимум два года.

Корр.: А потребуется ли вносить изменения в действующее выборное законодательство, если будет решено внедрять те или иные системы электронного голосования?

М.П.: Безусловно. Внедрение систем электронного голосования может быть осуществлено только после принятия необходимых законодательных решений. Без этого, разумеется, ни о каких внедрениях никаких новых систем голосования речи быть не может.

Интервью провел Игорь Агапов.


18.02.2009
www.bit.prime-tass.ru

Док. 580951
Перв. публик.: 18.02.09
Последн. ред.: 12.08.09
Число обращений: 0

  • Попов Михаил Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``