В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Временно оставленный Назад
Временно оставленный
Перед началом кампании по выборам в Мосгордуму снова заговорили о грядущей отставке мэра Москвы Юрия Лужкова. Однако состав утвержденного на прошлой неделе списка кандидатов в депутаты от "Единой России" доказывает, что ждать скорой смены столичной власти пока не стоит.

Столичная конференция "Единой России" 4 августа утвердила списки своих кандидатов на выборах в Московскую городскую думу (МГД), которые пройдут 11 октября. Вопрос о том, кто победит, в Москве, как и в большинстве других регионов, не стоит: в том, что партия власти почти наверняка выиграет во всех 17 одномандатных округах и получит не менее половины из 18 мест по партспискам, не сомневаются, кажется, даже ее противники. Главная же интрига этих выборов в другом: смогут ли московские единороссы, защищающие интересы столичной власти, победить тех людей в Кремле, которые мечтают эту самую власть поменять.

Слухи о скорой отставке Юрия Лужкова возникали в СМИ с середины 1990-х годов с завидной регулярностью (см. справку), что не мешало ему столь же регулярно переизбираться на новый срок. После отмены в 2005 году губернаторских выборов судьбу Лужкова в этих прогнозах стали связывать еще и с Мосгордумой: как считали наблюдатели, лишь наличие в МГД уверенного пролужковского большинства гарантировало, что президент не станет предлагать какую-либо другую кандидатуру, кроме действующего мэра. Конечно, Кремль теперь имеет достаточно рычагов, чтобы продавить через региональный парламент любого кандидата. Но уже сам факт наличия в МГД такого большинства дает столичным властям неплохие козыри в борьбе за высший в городе пост.

Накануне выборов-2009 поводов усомниться в перспективах Лужкова у наблюдателей было даже больше, чем обычно. Во-первых, серьезные проблемы с бизнесом возникли у известных предпринимателей Тельмана Исмаилова и Шалвы Чигиринского, которые, по данным СМИ, пользовались особым расположением столичных властей. Во-вторых, некоторые из последних кадровых перестановок в московских властных структурах, например увольнение многолетнего начальника ГУВД Владимира Пронина и назначение префектом Северного округа Олега Митволя, произошли, как показалось многим экспертам, вопреки желанию мэра. А отдельные комментаторы даже сделали вывод, что федеральный центр таким образом готовится к смене столичного градоначальника, свалить которого Кремль вроде бы хотел уже давно, но все никак не мог на это решиться.

Новые веяния, похоже, уловило и руководство "Единой России", рискнувшее нарушить устоявшуюся в Москве традицию, согласно которой все происходящее на ее территории считается исключительной прерогативой столичных властей во главе с членом высшего совета партии Лужковым. Правда, предыдущие посягательства на их компетенцию московские единороссы успешно пресекали. Например, на съезде партии в ноябре 2004 года именно столичные делегаты воспрепятствовали внесению в партийный устав нормы об утверждении кандидатов в региональные парламенты президиумом генсовета партии. Но после того, как главой "Единой России" вместо Бориса Грызлова, явно уступающего по политическому весу Юрию Лужкову, стал Владимир Путин, не прислушиваться к пожеланиям "верхов" москвичи уже не могли. В результате подготовка к нынешним выборам в МГД фактически вылилась во внутрипартийную борьбу между "лужковцами" и "антилужковцами", итоги которой могут напрямую сказаться на дальнейшей судьбе мэра и его команды.

В Москве в отличие от ряда регионов конфликт между местными единороссами и федеральными лидерами не принимал публичного характера (см. справку). Сначала возникли слухи о том, что многолетний глава МГД и давний соратник мэра Владимир Платонов после выборов может лишиться поста, а возможно, и депутатского кресла. Официально единороссы эти сведения отрицали, но неофициально ссылались на падение популярности спикера у избирателей.

Потом появилась информация, что Кремль, а вслед за ним и федеральное руководство партии выразили отчетливое желание влить в ряды кандидатов в МГД "свежую кровь" в количестве как минимум десяти человек. Относилось это и к первой тройке списка, где, по словам партийных источников "Власти", федералы хотели бы видеть "принципиально новые имена" (на выборах-2005 список "Единой России" возглавляли мэр Лужков, спикер Платонов и лидер фракции в МГД Андрей Метельский). В этом случае соседи Лужкова по первой тройке могли бы автоматически получить статус его потенциальных преемников, а число "верных лужковцев" (то есть проверенных депутатов предыдущего созыва) в новой МГД с учетом прогнозируемого снижения общего количества мандатов у "Единой России" с 28 до 25 грозило опуститься ниже 50%.

Именно ради внедрения в список новичков федеральное партруководство настояло на проведении внутрипартийных "праймериз" (хотя положение об их процедуре до сих пор не утверждено), по итогам которых права на переизбрание лишились четыре действующих депутата МГД. Кроме того, источники "Власти" в партии не исключали, что некоторые нынешние депутаты могут занять в списке непроходные места. Косвенным подтверждением такого предположения стал тот факт, что перечень кандидатов, утвержденный московским политсоветом единороссов 23 июля, был представлен в президиум генсовета партии в алфавитном порядке, без указания их очередности в 17 региональных группах.

Наконец, еще одним доказательством сохранявшейся до последнего момента неопределенности в вопросе о "правильном" составе новой думы и, соответственно, о перспективах самого мэра можно считать поведение членов московского предвыборного штаба "Единой России". По наблюдениям корреспондентов "Власти", штабисты вплоть до конца июля не начинали никакой реальной кампании, а некоторые из них в частных беседах даже признавались, что подумывают проситься на работу к главе Московской области Борису Громову.

Решающими для формирования списка, судя по всему, стали две встречи Юрия Лужкова на высшем уровне - с Владимиром Путиным (27 июля) и Дмитрием Медведевым (29 июля). Именно во время этих встреч, похоже, были сняты последние разногласия по окончательному варианту партсписка, одобренному 29 июля президиумом генсовета "Единой России" и утвержденному затем столичной партконференцией. Мэр сумел одновременно и выполнить требования партийных верхов, и не ущемить собственные интересы.

Главной победой градоначальника можно считать то, что откровенных чужаков, в которых легко было бы заподозрить засланных Кремлем преемников Лужкова, в первой тройке списка не оказалось. Наряду с мэром в тройку вошли его первый заместитель по социальным вопросам Людмила Швецова и спикер МГД Платонов. То есть пожелание о принципиально новых именах было как бы соблюдено, поскольку Швецова в выборах до сих пор не участвовала. Но она, если верить чиновникам мэрии, считается преданным членом команды Лужкова и человеком, не имеющим собственных политических амбиций. Правда, 8 июля Людмила Швецова была замечена в Москве на массовых мероприятиях по случаю Дня семьи, любви и верности в компании супруги президента Светланы Медведевой. Но даже если считать этот факт свидетельством готовности Кремля сделать первого заместителя Лужкова либо его официальным преемником, либо хотя бы новым спикером МГД, этот вариант, вероятно, следует признать для лужковской команды не самым плохим.

Третье место Платонова можно считать сигналом и для других членов команды Лужкова. Ведь тем самым мэр еще раз доказал, что своих не бросает. Этот пример должен успокоить прежде всего тех лужковцев, которые после недавних кадровых перестановок в столичной власти - уже упомянутого назначения Олега Митволя и отставки префекта Северо-Западного административного округа Москвы Виктора Козлова - опасаются, что под нажимом сверху градоначальник может начать сдавать своих.

Угрозу потери в МГД устойчивого промэрского большинства Юрий Лужков тоже фактически нейтрализовал. Во-первых, самые верные его сторонники из числа действующих депутатов идут по одномандатным округам, где благодаря административному ресурсу переизбрание им практически гарантировано, а это 17 мест из 35. Во-вторых, притом что на проходных местах в партсписке оказалось десять новичков, как минимум троих из них можно считать стопроцентными людьми Лужкова. Помимо уже упомянутой Швецовой это бывший представитель мэрии в МГД, член Мосгоризбиркома Анатолий Петров и глава департамента территориальных органов правительства Москвы Сергей Зверев. Следовательно, даже при минимальных по нынешним временам 50% голосов, отданных за "Единую Россию" по партспискам, фракция "верных лужковцев" в МГД составит как минимум 19 человек, то есть абсолютное большинство.

Таким образом, в очередном раунде борьбы "лужковских" единороссов с "антилужковскими", похоже, снова победили первые. Определенную роль в этом, видимо, сыграли и опросы общественного мнения, согласно которым москвичи по-прежнему гораздо больше любят мэра Лужкова, нежели "Единую Россию" (см. графики). Поэтому предпринять новую попытку радикально обновить столичную власть ее противники, судя по всему, смогут не ранее лета 2011 года, когда истекут полномочия Юрия Лужкова.


10.08.2009
ДМИТРИЙ КАМЫШЕВ, ИРИНА НАГОРНЫХ
Журнал "Власть"
www.kommersant.ru

Док. 580939
Опублик.: 12.08.09
Число обращений: 0

  • Лужков Юрий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``