В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мой Тихонов Назад
Мой Тихонов
Скажу крамольную, наверное, вещь: Андрей Тихонов никогда не был моим кумиром. Ни в 96-м, когда забивал золотой гол "Алании" и защищал ворота "Спартака" в матче Кубка УЕФА с "Силькеборгом", ни в 98-м, когда огорчал звездный "Интер" в Лиге чемпионов, ни в последние три года, когда радовал своей игрой в первую очередь самарских болельщиков.

Отчего? Сам не знаю. Может, оттого, что никогда всерьез не болел за "Спартак". А его фотография на моем рабочем столе - коротко остриженного, в цивильном костюме, с букетом гладиолусов в руке - дорога мне, скорее всего, как подарок.

И тем не менее минувший чемпионат стал для меня, как ни парадоксально, чемпионатом Тихонова. Даже при том, что его команда никогда прежде не опускалась так низко в турнирной таблице ("Крылья" финишировали всего лишь девятыми) и что он заканчивает сезон фактически на скамейке запасных. Даже при том, что есть неприятное предчувствие, что на будущий год мы не увидим его ни в "Советах", ни в каком-либо другом клубе премьер-лиги...

А начиналось все - лучше некуда! В первом же туре на глазах у 36 тысяч самарских болельщиков (счастлив, что был свидетелем этого события. - Прим. В.К.) капитан "Крыльев" забивает сначала 99-й, а потом и 100-й гол в официальных матчах, распахивая дверь в элитный клуб российских бомбардиров. Заметьте: будучи на протяжении большей части карьеры полузащитником.

В этот вечер я впервые увидел на трибунах "Металлурга" плакат, на котором были перефразированы проницательные слова Аполлона Григорьева: "Тихонов - наше все!" И сравнение с Пушкиным не показалось мне кощунством или преувеличением, потому что множество людей видело в этом футболисте и героя, и пророка, и спасителя. К счастью, Тихонов прошел огонь, воду и медные трубы еще в "Спартаке", так что волна эйфории его не захлестнула.

- По большому счету мне безразлично, кто будет забивать, - лишь бы команда выигрывала, - признался он после той встречи с "Ротором". - Не возражаю, чтобы у меня в активе эти два гола так и остались, а "Крылья" продолжили бы побеждать.




На двух мячах самарский капитан, естественно, не остановился и к концу сезона выдал на-гора вполне стахановскую норму - девять голов и семь результативных передач. Да, трижды он поражал ворота соперников с пенальти, еще в двух случаях не забил, но разве это умаляет заслуги того, кто в решающий момент идет к "точке", как тореро на быка?!

Со стороны долгое время картина продолжала казаться идиллической. При объявлении состава хозяев трибуны громче всех приветствовали игрока под номером 11, пресса активно эксплуатировала образ Тихонова как не только большого мастера, но и в доску своего парня, да и самые строгие судьи относились к капитану с благоговением. Однако более цепкий глаз давно мог заметить, что Тихонов для "Крыльев" совсем не то же самое, что он семь лет был для "Спартака". Лично я это понял в межсезонье во время товарищеской встречи самарцев с "Динамо" в испанской Марбелье, когда ветеран, вынужденный уйти на замену, небрежно швырнул капитанскую повязку в сторону менявшего его одноклубника. На следующий день Тихонов, разумеется, извинился за эту выходку, но она почему-то занозой врезалась в мою память.

Три года в Самаре стали для Тихонова совсем не простыми. Во-первых, стиль игры, характер и психология команды заметно отличались от спартаковских середины и конца 90-х. Во-вторых, в 30 с лишним лет, когда у тебя сложившаяся семья и за плечами блистательная карьера в столице, очень трудно играть вдали от дома. Все равно что актеру МХАТа идти на подмостки провинциального драматического театра. Наконец, человека, привыкшего выступать в Лиге чемпионов, вряд ли удовлетворила единственная вылазка в Европу в рамках Кубка Интертото, да и та не самая успешная.

Но главное, что за все эти годы команда так и не стала незыблемым монолитом. По чьей вине - другой вопрос. У игроков среднего и старшего поколения - Тихонова, Булатова, Бушманова, Каряки и других - была своя компания, у иностранцев, коих в "Крыльях" почти десяток, - своя, у молодежи тоже свои интересы. Вот и получается, что утверждать свой авторитет капитану приходилось снова и снова - в раздевалке, на поле, за его пределами. И по-моему, Тихонову удалось сохранить лицо.

Ясное дело, что его не будет среди лауреатов сезона. Ему даже вряд ли вручат фрак футбольного джентльмена года - хотя бы потому, что один в его гардеробе уже есть. Но мне кажется, в том, что у нас в последние годы появилась еще одна самобытная команда (пусть сегодня и финишировавшая девятой), большая заслуга именно его, Тихонова. Старого солдата, который честно тянул лямку еще один год. Так хотелось бы, чтобы не дембельский!

Потому-то нынешний чемпионат стал для меня прежде всего чемпионатом Тихонова, а уже потом - Олича и Ярошика, Петржелы и Бердыева, Лоськова и Кержакова.

Владимир КОНСТАНТИНОВ. "Спорт-Экспресс", 04.11.2003

Док. 580358
Перв. публик.: 04.11.03
Последн. ред.: 10.08.09
Число обращений: 0

  • Тихонов Андрей Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``