В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Комментарий. ВТО и АПК: `кто кого`? Назад
Комментарий. ВТО и АПК: `кто кого`?
Возможные сроки вступления России в ВТО, как передает ИНТЕРФАКС, уже озвучены. Андрей Кушниренко, замдиректора департамента торговых переговоров МЭРТ РФ, рассказал, что это может произойти в III квартале 2008 г.

А по сообщению пресс-службы МЭРТ РФ, Эльвира Набиуллина, министр экономического развития и торговли РФ, и чрезвычайный и полномочный посол США в РФ Уильям Бернс, подтвердили взаимную заинтересованность сторон в скорейшем решении вопроса по присоединению России к ВТО.

Сторонников и противников приобщения России к мировой торговле подобные заявления только подстегивают к продолжению дискуссий на тему: "а оно нам надо?".

Что будет с сельскохозяйственной отраслью страны - в числе самых обсуждаемых тем. Сергей Киселев, заведующий кафедрой агроэкономики МГУ им. М. В. Ломоносова, считает, что на сегодняшний день основное внимание в переговорах по сельскому хозяйству должно уделяться трем блокам вопросов, решения по которым повлияют на положение России в ВТО.

Первое - это возможность доступа на отечественный рынок импортных товаров. Полемика ведется вокруг возможностей использования Россией таможенных пошлин, тарифных квот и специальных защитных мер. Договоренности по таможенным пошлинам охватывают начальный и конечный уровни связывания таможенного тарифа, а также имплементационный период (переходный период, в течение которого страна, присоединяющаяся к ВТО, обязана реализовать свои обязательства по снижению ставок таможенного тарифа. В более широком плане - это период, в течение которого осуществляется оговоренный в документах о присоединении переход от начального уровня связывания к конечному уровню, - прим. ред.), в течение которого происходит снижение таможенных пошлин от начального до конечного уровня.

Второй блок вопросов - это внутренняя поддержка сельского хозяйства, которая подразделяется на меры зеленого, янтарного и голубого ящиков.

Третье - это экспортное субсидирование, которое включает в себя обоснование размеров предоставления субсидий по физическому объему экспорта конкретных товаров и его стоимости.

Кроме этих трех блоков вопросов, входящих в Соглашение о сельском хозяйстве ВТО, существуют еще два блока, находящихся в ведении Минсельхоза РФ, - подчеркнул С. Киселев. Один из них - сфера сельскохозяйственных услуг. В нее входят и особо выделяются в Генеральном соглашении по торговле и услугам ветеринарные услуги, оптовая и розничная торговля, лизинг, сделки с недвижимостью (с сельскохозяйственной землей), услуги в области охоты, рыболовства и лесного хозяйства.

Другой блок вопросов связан с приведением санитарных и фитосанитарных мер в России в соответствие с правилами ВТО. Существует особое Соглашение ВТО о применении санитарных и фитосанитарных правил (СФС). К нему примыкает Соглашение о технических барьерах в торговле. Оно касается стандартов, сертификации, лицензирования и затрагивает многие отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности.

По словам С. Киселева, в отношении доступа к рынку переговоры закончены. Расчеты показывают, что среднеарифметический посчитанный уровень таможенно-тарифной защиты на начальном этапе выше фактического применяемого, а на конечном этапе будет на несколько процентных пунктов ниже. Однако этот уровень в среднем выше уровня тарифной защиты в ЕС и США.

Для отдельных продуктовых групп сделаны уступки. В результате вступления произойдет снижение таможенно-тарифной защиты по отдельным группам товаров: рыба, плоды и орехи, цветы, овощи и фрукты, зернобобовые (соя), соевый шрот, мясные субпродукты, зерновые хлопья, корм для домашних животных, вино, коньяк, виски, шампанское, пиво. Будет связан текущий низкий уровень пошлин по пшенице и ячменю, кукурузе и ряду других товаров. Россия отказалась от возможности использования специальных защитных мер в соответствии со статьей 5 Соглашения о сельском хозяйстве, и имеет обязательства применения страновых квот по мясу с высоким и увеличивающимся объемом квоты.

Вместе с тем сохраняется довольно высокий уровень защиты по чувствительным товарам мясной и молочной группы, фиксируется право использования тарифных квот по говядине, свинине, мясу птицы, молочной сыворотке (по крайней мере, до 2009 г.), сохраняется на текущем уровне таможенной защиты по растительному маслу и жирам, а также по сливочному маслу, подчеркнул С. Киселев.

В области внутренней поддержки продолжаются переговоры по уровню внутренней поддержки сельского хозяйства (янтарный ящик - субсидии на поддержку производства, включая льготы на топливо, электроэнергию, льготное кредитование, поддержку цен). Позиция России заключается в $9 млрд при уровне поддержки за 2001-2003 гг., $2,6 млрд и в 2004-2006 гг. - около $3 млрд.

В области экспортного регулирования продолжаются переговоры по разрешаемому уровню экспортной поддержки. Позиция России - $157,9 млн, фактически же уровень применения в 2001-2003 гг. - около $30 млн. Происходит сокращение применения экспортных пошлин в агропродовольственном секторе, и продолжаются переговоры по фиксированию права России на их применение после вступления в ВТО, отметил С. Киселев.

По его мнению, с учетом развития переговорного процесса по вступлению России в ВТО и предварительных договоренностей Дохийского раунда торговых переговоров, в среднесрочной перспективе наиболее вероятно сокращение таможенно-тарифной защиты рынка промышленных (на 33%) и сельскохозяйственных товаров (на 15%) на фоне снижения поддержки аграрного сектора до уровня 2,5% от стоимостного объема сельскохозяйственного производства. Этот сценарий был просчитан с использованием прикладной экономико-математической модели общего равновесия на рынке товаров и услуг.

Модель общего равновесия содержит данные по отдельным товарным рынкам и отраслям в соответствии с номенклатурой, используемой в российской таблице "Затраты-выпуск" за 2000 г., и включает 28 отраслей и 27 товарных групп. Продукция сельского хозяйства подразделяется на растениеводческие и животноводческие товары и производится сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и хозяйствами населения. Пищевая промышленность представлена одним видом деятельности и одной товарной группой.

Как рассказал С. Киселев, при проведении сценарного анализа была сымитирована ситуация, при которой предложение труда и отношения его отраслевых доходов к среднему доходу зафиксированы на уровне базового периода при возможности эндогенного изменения спроса отраслей на труд и среднего дохода этого фактора. Предложение капитала формируется эндогенно под влиянием спроса отраслей на этот фактор при неизменности его среднего дохода и отношений отраслевых доходов этого фактора к среднему доходу.

По мнению специалиста, для экономики РФ на данном этапе развития такое условие балансировки рынка факторов производства является наиболее реалистичным. Макроэкономическая стабилизация, наличие в стране свободных денежных средств вследствие притока валютной выручки создают предпосылки, когда предложение капитала определяется спросом отраслей на него. Однако предложение труда, особенно квалифицированного, ограничено на фоне роста реальных доходов этого фактора.

При рассматриваемом сценарии негативные последствия на сельское хозяйство и пищевую отрасль незначительны (десятые доли процента). Рост импорта агропродовольственной продукции как следствие вступления в ВТО растет на 2-3%, и более существенное значение, чем уровень таможенных пошлин, для сельского хозяйства играет внутренняя поддержка.

Как отметил С. Киселев, незначительный эффект связан с либеральными текущими условиями деятельности сельского хозяйства и высоким уровнем импорта. Кроме того, необходимо учитывать высокую долю нерыночного сектора в валовой продукции сельского хозяйства (53-58%).

Отставание в уровне поддержки от других стран, особенно основных партнеров по торговле серьезно ухудшает конкурентоспособность отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

При либерализации в условиях фиксированного обменного курса стоимостной рост экспорта не компенсирует стоимостное возрастание импорта. В результате имеет место сокращение сальдо платежного баланса при неизменности цен экспорта.

Открытие национального рынка в условиях фиксированного на уровне базового периода сальдо платежного баланса также ведет к увеличению импорта, - отметил специалист. Одновременно возрастает спрос на иностранную валюту для обслуживания импортных поставок. Как следствие - обесценение национальной валюты, что ведет к активизации экспорта при неизменности его цены, измеренной в иностранной валюте. В этом случае стоимостной рост импорта полностью компенсируется стоимостным увеличением экспорта. Поскольку обесценение национальной валюты снижает ценовую конкурентоспособность импорта, последний увеличивается в меньшей степени, чем в случае с фиксированным обменным курсом. Однако в действительности, как известно, происходит усиление рубля. Поэтому более реалистичен сценарий с фиксированным курсом, считает С. Киселев.

По его расчетам, либерализация доступа к рынку с одновременным сокращением внутренней поддержки сельского хозяйства ведут к незначительным изменениям в ВВП. Несущественно меняются и компоненты этого показателя. Но при любых условиях балансировки внешней торговли происходит сокращение потребления домашних хозяйств. При этом уменьшается как коммерческое, так и некоммерческое потребление товаров и услуг.

Негативные тенденции в потреблении домашних хозяйств обусловлены сокращением внутренней поддержки аграрного сектора и последующим ростом цен на продукцию сельского хозяйства и пищевой промышленности. Учитывая высокую долю расходов на продовольственные товары в потребительских расходах, происходит сокращение потребления продукции других отраслей. Это ведет к падению цен и уменьшению выпуска. Таким образом, отрицательные моменты, вызванные снижением внутренней поддержки, перекрывают позитивные сдвиги в потреблении, связанные с либерализацией внутреннего рынка и уменьшением потребительских цен вследствие притока более дешевых импортных товаров, полагает С. Киселев.

"С учетом результатов сценарного анализа, в рамках переговорного процесса по вступлению России в ВТО необходимо не допустить сокращения внутренней поддержки сельского хозяйства ниже существующего уровня в долгосрочной перспективе (не менее 10 лет). Это подразумевает учет в текущей переговорной позиции не только обязательств Уругвайского раунда, но и возможных итогов Дохийского раунда торговых переговоров, результаты которого Россия будет вынуждена принять", - подчеркнул специалист.

21.12.2007
www.agronews.ru

Док. 580300
Перв. публик.: 21.12.07
Последн. ред.: 10.08.09
Число обращений: 0

  • Киселев Сергей Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``