В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Владимир Аникиев: Экологический риск для населения г.Москва от шумового загрязнения Назад
Владимир Аникиев: Экологический риск для населения г.Москва от шумового загрязнения
1. Введение

Под экологическим риском нами понимается вероятность преждевременной смерти населения. Для оценки шумового воздействия на население г. Москвы использовались экспериментальные данные Мосэкомониторинга г. Москвы и две модели по оценки экологического риск, основанные на различных методических предпосылках.

2. Шумовое воздействие на население г. Москвы

По результатам наблюдений Мосэкомониторинга было выделено сверхнормативное шумовое воздействие на население от следующих источников [1]: автотранспорт - 58%; строительные объекты - 19%; непроизводственные и промышленные объекты - 18%; авиатранспорт - 3%; железнодорожный транспорт - 2% (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В целом площадь городских территорий, которая подвержена сверхнормативному шумовому воздействию, превышает 70%.
    


Автотранспорт является основным источником шума в г. Москве, как по площади создаваемого сверхнормативного шума, так и по величине создаваемых превышений допустимого уровня звукового воздействия.
    
Шумовая характеристика автотранспорта зависит от интенсивности и структуры транспортных потоков, подстилающей поверхности, ширины и пропускной способности автотрасс, что обуславливает колебания шума в пределах 65-89 дБА (рис.2).
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Прирост автопарка в г. Москва составляет ~150 000 автомобилей/год, что приводит к линейной зависимости между их численностью и уровнем шума (рис. 3).
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На территориях, расположенных в непосредственной близости от автотрасс, превышения предельно допустимых уровней шума достигают 20-25 дБА, а в квартирах жилых домов, обращенных в сторону транспортных потоков колеблются в пределах 30-35дБА.
    
В течение 2008 г. на 60 строительных объектах выявлены нарушения.
На 30% предприятий, повлекшие превышения нормативов допустимого уровня шума на территории застройки.

В зоне шумового воздействия авиатранспорта находится 10% площади городской территории, на которой превышение нормативов допустимого уровня шума достигает 10-15 дБА.

Проезд железнодорожного состава приводит к возрастанию уровня шума в среднем на 10-20 дБА на фоновыми значениями территории.

2. Экологический риск от шумового воздействия

В настоящее время в России отсутствуют медико-статистические данные о преждевременной смертности населения под воздействием сверхнормативного звукового воздействия.

По этой причине расчет экологического риска осуществляется по 2 моделям со следующими аскиоматическими допущениями:

1.    влияние шума на здоровье населения вызывают 4% преждевременной смертности под влиянием антропогенных факторов.

2.    продолжительность жизни людей одинаково сокращается в результате курения и хронического превышения уровня шума.

Таблица 1.


Оценка экологического риска и ущерба от сверхнормативного звукового воздействия на население г. Москвы.

N/N Характер воздействияМодели для расчета величины экологического риска
N1N2
1. Общая смертность населения в России в 2004 г. составила, млн. чел2. Количество населения умершие от воздействия сверхнормативного звукового давления, чел/год3. Ущерб от преждевременной смертности при стоимости среднестатистической жизни человека равной 1,2 млн. $ [2] равна, млрд. $ 4,368  2546  3,259 4,368  1667  2,124


Как следует из данных табл. 1 расхождение между моделями достигают 1,5 раза.

В целом можно считать, что потери от сверхнормативного звукового воздействия населения для г. Москвы составляют ~2500 чел/год.

Отсюда следует, что при 15% затрат на снижение последствий экологического риска от ущерба потребуется ~360 млн. $ на выполнение постановления Правительства г. Москвы от 16.10.07 N896-ПП "О концепции снижения уровней шума и вибрации в городе Москве", направленного на предотвращение ухудшения условий акустического благополучия города.

Литература

1.    Арсанов А.С., Аникиев В.В. Проблемы шумового воздействия в мегаполисах на примере города Москвы// Экологические и гидрометеорологические проблемы больших городов и промышленных зон. Экогидромет. Материалы 5 международной конференции. СПб. 2009. С. 14-15.

2.    Быков А.А. О методологии оценки стоимости среднестатистической жизни человека / Страховое дело, 2007 N3 С. 10-25.

10.08.2009,
www.viperson.ru



Док. 580292
Опублик.: 10.08.09
Число обращений: 0

  • Аникиев Владимир Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``