В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Крупные для крупных Назад
Крупные для крупных
Так или иначе, темпы роста по-прежнему высоки. Но пришло ли время бить в литавры? Результаты рейтинга и мнения руководителей компаний-лидеров однозначно указывают на увеличивающуюся роль масштабных проектов. "Все реже клиенты нуждаются просто в покупке какого-либо конкретного оборудования: большинство проектов связано с разработкой комплексных решений", - отмечает генеральный директор компании "Ай-Теко" Виталий Подшивалов. "Уже никого не интересует просто "железо"", - соглашается первый вице-президент компании R-Style Александр Киреев. К слову сказать, суммарная выручка участников рейтинга в сегменте "дистрибуция" выросла всего на 14%.

Повышение спроса на масштабные ИТ-проекты отмечалось еще во время прошлогоднего исследования (см. "Эксперт" N16 от 23 апреля 2007 года, "В погоне за потенциалом" [1]). Минувший же год красноречиво показал, какие участники способны не только прочувствовать конъюнктуру, но и грамотно воспользоваться ситуацией. В первую очередь это крупные диверсифицированные холдинги, умеющие не только торговать, но и оказывать, скажем так, более интеллектуальные услуги. Сергей Мацоцкий, генеральный директор IBS, отмечая ярко проявившуюся в 2007 году тенденцию к консолидации в отрасли, поясняет: "ИТ-бизнес предельно чувствителен к размерам, так как построен на командах людей, их компетенции и опыте".

Основным двигателем рынка продолжает оставаться государство - заказы госструктур уже не первый год обеспечивают около 25% выручки участников рейтинга. При этом относительное затишье в 2006 году сменилось значительным ростом заказов в 2007-м. Говорит президент Национальной компьютерной корпорации (НКК) Александр Калинин: "Ушедший год проходил под знаком грядущих парламентских и президентских выборов. Видимо, поэтому объявленные ранее нацпроекты в свою активную стадию вошли лишь в 2007 году. Мы это почувствовали на изменении структуры доходов наших компаний. Так, у "Аквариуса" в прошлом году произошел значительный рост поставок решений в сферу образования и здравоохранения".

По мнению Александра Калинина, чья компания лидирует в нашем рейтинге, крупным заказчикам, и государству в том числе, нужны столь же крупные подрядчики. "Заказчик осознал, что реальную отдачу от информатизации можно получить лишь в случае следования единой ИТ-стратегии. А если вокруг него находится множество мелких фирм, работающих разрозненно, хороших результатов от таких проектов ждать не приходится. Поэтому мы уже наблюдаем процессы консолидации рынка, которые и продолжатся в ближайшие годы. Ландшафт ИТ-рынка изменится. В каждом сегменте останется пятерка-десятка крупнейших игроков и с большим отрывом пойдет второй эшелон ИТ-компаний".

В первой десятке лидеров нынешнего рейтинга наибольший прирост выручки у группы компаний "Компьюлинк": учтенный объем реализации вырос почти на 300%. Столь резкий взлет, по словам президента ГК "Компьюлинк" Михаила Ляща, обусловлен в первую очередь крупномасштабными проектами, в том числе интеграционными: "Особенно динамичным рост был в таких сегментах отечественной экономики, как телекоммуникации и связь, финансовые и профессиональные услуги, нефтегазовая промышленность, дистрибуция и потребительские товары". В числе крупных проектов, работы по которым завершены или ведутся, Михаил Лящ отмечает Федеральную таможенную службу, Федеральный центр информатизации при Центризбиркоме, органы ЗАГС субъектов РФ, "Ростелеком", МТС, "Газпром", ряд предприятий Сибур-холдинга и ТНК-ВР, торговую сеть "Техносила" (проект в "Техносиле" включен в библиотеку "Успешные ИТ-кейсы" "Эксперт РА") и др.

Второй фактор роста для "Компьюлинка" (характерный также для других крупных игроков и увеличивший свою значимость в последние годы) - это M&A-активность, которая заключается в приобретении сильных нишевых игроков ИТ-рынка, и последующее развитие синергии и комплексной работы с клиентами. По словам Михаила Ляща, за 2006-2007 годы группа совершила ряд удачных стратегических сделок. Это приобретение разработчика ПО для финансового и телекоммуникационного сектора - компании "Кворум", а также специализирующейся на обучении ИТ компании REDLAB/REDCENTER. Помимо этого была основана компания Milestone в области управленческого консалтинга.
Тревожный сигнал

В ходе исследования мы выявили феномен, объяснение которого не может не вызывать тревоги у участников ИТ-рынка.

Наибольший рост объемов реализации зафиксирован в сфере поставок программного обеспечения и оборудования в рамках интеграционных проектов: выручка компаний - участников рынка в этом сегменте выросла аж на 93%. По логике, феноменальные показатели поставок должны обеспечить похожую динамику и в секторе ИТ-услуг (консалтинг, интеграция, услуги поддержки, в том числе по схеме аутсорсинга, обучение и сертификация). Ведь кто-то же должен закупаемое оборудование установить, конфигурации программ доработать, интеграцию с многочисленными уже существующими системами осуществить и тому подобное. К примеру, известно, что при составлении сметы на внедрение ERP-систем мирового лидера SAP клиенты относят примерно 50% бюджета к расходам на услуги, остальные 50% - к покупке ПО и "железа". А в интеграционных проектах, связанных с внедрением систем на базе "1С: УПП", затраты на ИТ-услуги: консалтинг, доработку конфигураций, обучение пользователей - чаще всего в разы превышают стоимость лицензий и затрат на обновление компьютерного парка.

Однако, если судить по показателям, присланным компаниями - участниками рейтинга, темпы роста сферы ИТ-услуг куда ниже, чем скорость прироста поставок в рамках интеграционных процессов. Так, совокупная выручка компаний от оказания ИТ-услуг увеличилась на 30%. Отдавая себе отчет в том, что установить конкретные показатели корреляции между этими двумя сегментами в структуре выручки компаний невозможно, возьмем на себя смелость утверждать, что взаимосвязь показателей существует. А раз так, то чем можно объяснить столь существенное их расхождение?

Первая гипотеза связана с изменением кадровой ситуации в отрасли. Виталий Подшивалов: "Наша компетенция как экспертов и опыт в управлении проектами год от года, безусловно, растут. Однако ту же самую тенденцию мы замечаем и у заказчиков. Все реже со стороны клиента выступают сотрудники, которые контролируют лишь финансовые вопросы, - мы работаем с отличными менеджерами". Рынку известно немало случаев, когда укрепление кадрового потенциала промышленных, торговых, финансовых и других компаний происходило за счет людей, ранее занятых в интеграционных проектах. Довольно часто после успешно реализованных проектов компания-заказчик любезно принимает наиболее ярких-трудоспособных-перспективных в свой штат. Таким образом, та часть пирога, на которую потенциально претендовала ИТ-компания, курируется уже собственными ИТ-департаментами заказчиков.

Впрочем, изложенную гипотезу вряд ли стоит считать основным объяснением выявленного нами расхождения. Ведь когда персонал переходит из ИТ-компании в компанию клиента, это связано чаще всего с расширением спектра задач по автоматизации, и выполнять все своими силами не только нелогично, но зачастую и попросту невозможно. Выходит, что законный заработок у ИТ-компаний никто не отнимает.

Напрашивается еще одно объяснение: качественно изменились и запросы клиентов ИТ-компаний. Если говорить о бизнес-структурах, то можно утверждать, что большинство крупнейших компаний в России уже наладили управленческий учет. Рассуждая о главных тенденциях 2007 года, Тагир Яппаров, председатель совета директоров ГК "АйТи", отмечает, что для большинства крупных организаций характерен переход от строительства ИТ-инфраструктуры к поддержке и развитию информационных систем. О том, как это влияет на доходы ИТ-компаний, можно узнать благодаря проекту "Эксперт РА" "Успешные ИТ-кейсы". В частности, если судить по опубликованным анкетам участников проекта, становится очевидно, что затраты на поддержание работы внедренных бизнес-приложений ниже, чем расходы на внедрение.

Что же касается госструктур, то низкий уровень автоматизации большинства учреждений как раз и создает почву для роста поставок ПО и hardware. К слову, в опубликованном в этом году отчете экспертов ООН об электронных правительствах ("United Nations e-Government Survey 2008: From e-Government to Connected Governance") Россия находится на 60-м месте в рэнкинге индексов готовности стран - членов ООН к электронному управлению.

Наконец, объяснением того, почему ИТ-услуги по темпам роста отстают от поставок, может быть приватное признание одного из участников рынка: подавляющее большинство ИТ-компаний непубличны, а раз так, то почему бы не завысить в анкете показатель выручки от продаж? С тем, что прозрачность рынка информационных технологий оставляет желать лучшего, нельзя не согласиться. Лишь ряд участников: IBS, "Компьюлинк", "Сибинтек", ФОРС - Центр разработки, НЭТА, "РТСофт", "Парма-Телеком", "Беркут", "Арктика", "МЦФЭР-консалтинг" - подтвердили данные финансовой отчетностью.


www.inno.ru
21.04.2008

Док. 580250
Перв. публик.: 21.04.08
Последн. ред.: 10.08.09
Число обращений: 0

  • Подшивалов Виталий Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``