В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Инкассацию - на аутсорсинг Назад
Инкассацию - на аутсорсинг
Собственная служба инкассации нужна банкам лишь для внутренних целей
Российский рынок услуг инкассации на сегодняшний день отличается слабой конкуренцией, низкой волатильностью и высоким уровнем концентрации. К таким выводам пришла ФАС при его исследовании. Лидирующее положение в этой сфере занимают госучреждения и специализированные структуры. Коммерческие банки все чаще отдают инкассацию на аутсорсинг.
Главные инкассаторы России

На рынке услуг инкассации в России доминируют два крупнейших игрока - Российское объединение инкассации (РОСИНКАСС) и Сбербанк.

Особое положение РОСИНКАСС (см. интервью на с. 52) по сравнению с другими организациями обусловлено тем, что оно входит в систему Банка России. Объединение имеет разветвленную филиальную сеть, солидный парк инкассаторских машин, собственные сервисные службы по ремонту транспорта. Сбербанк мало в чем уступает РОСИНКАСС. Если в одних регионах лидером рынка является РОСИНКАСС, то в других - доминирует Сбербанк.

Еще одной крупной структурой на рынке инкассации считается ИНКАХРАН. Он хоть и в меньшей степени, чем РОСИНКАСС и Сбербанк, но все же присутствует в регионах. ИНКАХРАН был достаточно мощной структурой во времена расцвета банка "СБС-Агро". Впоследствии организация пережила смену нескольких собственников. Пока происходила смена владельцев, некоторые клиенты ушли к конкурентам. Сейчас ИНКАХРАН старается наращивать былые мощности и позиционирует себя как одного из лидеров рынка.

АРБ-ИНКАСС - еще один известный игрок рынка инкассации. Организация была учреждена Ассоциацией российских банков (АРБ). Изначально задумывалось, что АРБ-ИНКАСС будет развиваться как структура федерального масштаба с развитой филиальной сетью. Однако в настоящее время АРБ-ИНКАСС предоставляет свои услуги пока что исключительно в столице. В самой компании причину сложившейся ситуации видят в смене руководства АРБ. "АРБ вложила в инкассаторскую службу целых 10 тыс. рублей, и на этом участие Ассоциации в судьбе АРБ-ИНКАСС завершилось", - говорит генеральный директор АРБ-ИНКАСС Ринат Сетдиков. Сейчас АРБ-ИНКАСС работает с банками, страховыми компаниями, но своей главной клиентурой организация считает малый и средний бизнес. АРБ-ИНКАСС обслуживает более тысячи точек в Москве. По признанию Р. Сетдикова, служба могла бы инкассировать и большее количество объектов, но не хватает специализированных автомобилей.
Банки на рынке инкассации

Отдельный сегмент инкассаторского рынка занимают банки. Услугу инкассации оказывают в основном крупные системные банки, которые имеют достаточно мощную сеть филиалов. Небольшим банкам нет смысла открывать такую службу из-за малого количества клиентов.

Среднестатистическая инкассаторская служба банка осуществляет межбанковские перевозки ценностей, обслуживание безбалансовых отделений, обслуживание пунктов обмена валют и банкоматов, инкассацию предприятий торговли. Последних банкиры в зависимости от их привлекательности делят на четыре категории. Первыми идут крупные клиенты: большие магазины, супермаркеты, продающие товары широкого потребления. На втором месте - рестораны, кассы продажи билетов и другие, более мелкие владельцы наличности. За ними следует категория так называемых малых клиентов, в которую входят субъекты предпринимательской деятельности - физические лица, киоски, небольшие аптеки. К отдельной категории банкиры относят подразделения других коммерческих банков.

На сегодняшний день большинство коммерческих банков имеют лицензии на право предоставления инкассаторских услуг. Однако, несмотря на наличие таких лицензий, далеко не все кредитные организации предоставляют данные услуги. Многие из них для обслуживания своих клиентов заключают договоры со специализированными инкассаторскими службами - РОСИНКАСС, ИНКАХРАН и т.д. Бывает, что в регионе отсутствуют эти организации и банкам приходится сотрудничать с филиалами управлений Федеральной почтовой связи или отделами вневедомственной охраны УВД.

Почему же часть банков предпочитают работать с внешней инкассацией? Главная причина - это высокие капитальные затраты, необходимые для организации и содержания собственного инкассаторского подразделения. В эти затраты входит приобретение инкассаторских автомобилей, оружия, найм и обучение инкассаторов, получение лицензии на оружие (только инкассаторы РОСИНКАСС и Сбербанка России изначально имеют разрешение на применение боевого оружия). При наличии собственной службы инкассации банк принимает на себя все риски, связанные с перевозкой денежных средств.

Для банков рынок услуг инкассации не представляет особого интереса и по той причине, что доля доходов от предоставления услуг инкассации в общем объеме доходов кредитной организации мала. Средняя величина инкассируемой суммы невелика, что обуславливает невысокую рентабельность услуг инкассации.

По мнению профессиональных инкассаторов (см. интервью на с. 52), ситуация, когда кредитная организация передает инкассацию на аутсорсинг, должна стать нормой. Именно такая практика распространена в западных странах. Если кредитные организации содержат собственный инкассаторский штат, то делают это исключительно для внутренних целей - транспортировки денег из РКЦ в головной или дополнительный офис, отмечает Р. Сетдиков (АРБ-ИНКАСС). Он убежден, что свою инкассацию банки создают еще и для того, чтобы заниматься "черным налом".

И все же несмотря на то, что инкассаторские отделы кредитных организаций зачастую являются убыточными или приносят незначительную прибыль, некоторые банки предпочитают от них не отказываться. Происходит это по нескольким причинам.

Сергей Бакумов, заместитель председателя правления Альфа-Банка, называет главным минусом внешней инкассации - отсутствие выбора и минимум предложений: "На рынке фактически присутствуют два крупных игрока - РОСИНКАСС и ИНКАХРАН, которые и диктуют тарифы по инкассации". При наличии же собственного инкассаторского штата можно гарантировать оперативность управления и мобильность службы для обеспечения потребностей банка. И главное - можно осуществлять полный контроль над тарифами банковской службы.

Владимир Бучнев, заместитель начальника службы безопасности Инвестсбербанка, помимо аргументов оперативности, надежности и лучшей управляемости серьезным преимуществом создания собственной инкассационной службы считает более низкие финансовые затраты на ее содержание по сравнению со сторонней инкассацией.

На рынке существует еще так называемый смешанный принцип инкассации. Именно такая система работает, например, в Альфа-Банке. Кредитная организация имеет собственную службу инкассации, что обусловлено потребностью банка в постоянной ежедневной инкассации и подкреплении денежными средствами как дополнительных офисов, так и подразделений розничного бизнеса, операционных касс, технических устройств. По вопросам же клиентской инкассации банк работает с компанией ИНКАХРАН. В последнее время многие банки переходят как раз на смешанную форму инкассации.
Когда банки демпингуют

Для банков в отличие от РОСИНКАСС, ИНКАХРАН, АРБ-ИНКАСС и других специализированных организаций инкассации предоставление инкассаторских услуг не является основным видом деятельности. Поэтому они имеют возможность устанавливать демпинговые тарифы и покрывать издержки за счет прибыли от основной деятельности.

Федеральная антимонопольная служба, проведя анализ рынка инкассаторских услуг, столкнулась с рядом подобных случаев. Так, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от сотрудников Тульского областного управления инкассации (филиал РОСИНКАСС) поступила информация о том, что коммерческие банки занижают тарифы на услуги инкассации. Одновременно с заключением договора на инкассацию банки заключают второй договор на зачисление денежной выручки на расчетный счет. Операция по второму договору является банковской операцией и НДС не облагается. Занижая тариф на инкассацию (которая облагается НДС) ниже себестоимости услуги, банки увеличивают тариф на прием и зачисление денежных средств на расчетный счет. По мнению Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области, сам коммерческий банк и обслуживаемые им клиенты уклоняются от уплаты НДС.

ФАС привела и другой пример. Начальник Еврейского областного управления инкассации в своем письме в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю сообщил, что, по его мнению, Биробиджанское отделение N 4157 Сбербанка России необоснованно занижает тарифы на услуги инкассации, поскольку не учитывает в смете затрат расходы, связанные с содержанием административно-управленческого персонала, коммунальными платежами, хранением и содержанием оружия и боеприпасов и т.д. Убытки от деятельности по инкассации покрываются за счет доходов от других видов деятельности.

По информации Чувашского республиканского управления инкассации (филиал РОСИНКАСС), Алатырское отделение Сбербанка России занимает доминирующее положение на рынке услуг инкассации города Алатыря и устанавливает различные тарифы на услуги по инкассации денежных средств: одни для своих клиентов и более высокие на услуги по пересчету денежных средств для организаций, которые инкассировались Чувашским республиканским управлением инкассации.
Риски инкассации

Все риски при инкассации условно можно разделить на две основные группы: возможные разбойные нападения и хищения самими сотрудниками инкассации. По мнению специалистов, для минимизации второго рода рисков нужно строго подходить к подбору персонала, периодически проводить контроль за деятельностью экипажей, в том числе на маршрутах и в точках инкассации. Внешние риски минимизируются за счет качественной подготовки персонала. Здесь очень важно, чтобы каждый сотрудник был внимательным и предусмотрительным в плане утечки информации о сумме сделок, маршрутах движения и т.п. С. Бакумов (Альфа-Банк) подчеркивает, что инкассация - это жестко регламентированная деятельность и любое ее нарушение влечет за собой серьезные последствия. Риски уменьшаются, если строго соблюдать инструкции. С ним соглашается В. Бучнев (Инвестсбербанк), который называет "человеческий фактор" главным риском инкассаторской работы: "Нападения чаще всего происходят потому, что инкассаторы нарушают инструкции, например, останавливаются в неположенном месте". Движение спецмашины строго определяется маршрутным листом и инструкциями: ни отклоняться, ни изменять что-либо в маршруте без особых указаний нельзя.

Р. Сетдиков (АРБ-ИНКАСС) отмечает, что раньше правила соблюдались более строго и остановка машины на маршруте в неположенном месте автоматически вела к увольнению с работы. Эксперт привел в пример происшествие, которое случилось недавно. На инкассаторскую машину было совершено нападение, в результате чего водителю бронеавтомобиля прострелили ногу. Возникает естественное недоумение: как это могло случиться? Ведь по правилам водитель обязан на протяжении всего маршрута находиться в закрытой машине. Даже с сотрудниками ГИБДД он общается через закрытое стекло. Скорее всего, это правило было нарушено.

Р. Сетдиков, проработавший в системе инкассации не один год, считает главной бедой этой сферы - отсутствие единого методического управления. Работа с деньгами требует специальной методики, которой сейчас нет. В инкассаторские службы зачастую берут бывших спецслужбистов, которые умеют обращаться с оружием, но совершенно не понимают, что инкассация - это не только применение силы.
Без брони не обойтись

Специализированные автомобили - важнейший фактор защиты инкассаторов от внешних рисков. Рынок инкассаторских бронеавтомобилей начал формироваться в России сразу после появления первых коммерческих банков. Поначалу службы инкассации и банки (зачастую на невыгодных для себя условиях) приобретали зарубежные спецавтомобили самых разных производителей. На Западе выбиралась наиболее дешевая модель, которая доставлялась в Россию. Затем включался механизм многочисленных накруток, иногда вдвое превышавших первоначальную стоимость. Посредники, занимавшиеся транспортировкой машин в нашу страну, быстро поняли, что бронирование автомобилей в России будет стоить гораздо дешевле, что, в свою очередь, обеспечит им получение большей прибыли. Так появились первые "бронеателье".

Существует два основных вида бронирования инкассаторских машин: внешнее и скрытое. В первом случае автомобиль одевают в своеобразный бронекокон, и он приобретает вид военизированной машины. Во втором - к силовому каркасу модели приваривают специальные усилители, на которые вешают броню, поверх которой крепят главные несущие конструкции кузова. Это позволяет скрыть факт бронирования от посторонних глаз, полностью сохраняет внешний дизайн и ремонтопригодность автомобиля.

Основной момент в бронировании - обеспечить полную безопасность экипажа. Именно поэтому бронировщики стремятся перекрыть все даже незначительные, но потенциально простреливаемые зоны автомобиля - стыки бронелистов, проемы дверей, окон, люки и бойницы.

На российском рынке инкассаторских услуг используются автомобили как иностранных, так и отечественных производителей. Например, инкассаторы РОСИНКАСС и АРБ-ИНКАСС предпочитают использовать российские автомобили в силу того, что их стоимость и обслуживание дешевле импортных. Иностранные машины дороги в эксплуатации и плохо приспособлены к нашим дорогам, говорят специалисты. Однако клиенты иногда хотят, чтобы инкассация проводилась на западных машинах, считая их более надежными. Поэтому в арсенале лучше иметь разные бронеавтомобили.

Среди авто иностранных производителей особое доверие в банковской сфере заслужили такие марки, как Mercedes Sprinter, Ford Transit и VolksWagen Т5.



Оксана Дяченко

bo.bdc.ru

12.02.2006

Док. 579714
Перв. публик.: 12.02.06
Последн. ред.: 07.08.09
Число обращений: 0

  • Сетдиков Ринат Ахметович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``