В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Пять языков `Гостиного двора` Назад
Пять языков `Гостиного двора`
В июне в Оренбурге состоялся II Международный театральный фестиваль "Гостиный двор".

Русский, татарский, башкирский и белорусский стали его "официальными" языками. Был еще и пятый, понятный всем, - язык современного театра.

Лето для театров традиционно являлось сезоном гастролей. Когда они практически прекратились, театры стало затягивать ряской. Инстинкт самосохранения подсказал выход: фестивальное общение. В Оренбурге инициативу проявила местная организация Союза театральных деятелей России и подвела под нее определенную концепцию. Пограничный Оренбург, часть которого расположена в Европе, часть - в Азии, позволит увидеть взаимопроникновение и взаимовлияние театральных культур Запада и Востока.

- Оренбург - единственный русский город в России, где стало реальностью языковое многоголосье театрального фестиваля, где спектакли, звучащие на башкирском, татарском, русском языках, смогли найти своего зрителя, не требуя перевода, - говорит художественный руководитель фестиваля "Гостиный двор" Рафкат Исрафилов, народный артист России.

Несмотря на свою молодость, оренбургский театральный фестиваль не стремится взрывать каскадом революционных экспериментов провинциальное театральное пространство. Хотя и не чурается новых дерзких идей. Нагрянувшая в Оренбург прямо из Парижа "Свадебка", прописанная в екатеринбургском театре "Провинциальные танцы", тому доказательство: "первый культовый спектакль в новом российском танце". Эпатажный "Вишневый сад" Валерия Ахадова борется с хрестоматийностью не на жизнь, а на смерть.

"Гостиный двор" собирает даже не театры - спектакли, уже зарекомендовавшие себя, отмеченные критикой, увенчанные премиями.

Исключением стали две сценические работы, еще не успевшие нигде поучаствовать и что-нибудь получить. "Генрих IV" в постановке Ульяновского драматического театра и "Рыжий насмешник и его черноволосая красавица" Татарского академического театра имени Г. Камала получили приглашение в афишу благодаря тому обеспечению, которое дает состоявшаяся режиссерская репутация в данном случае Юрия Копылова и Фарита Бикчентаева.

Получилось нечаянно, но впечатляюще: два этих спектакля обрамляли фестиваль и как бы очертили его диапазон. Первый с его философской вязкостью, традиционным распределением ролей представил классический тип театра. Веселая свобода в обращении с традициями разного рода -как национального бытия, так и с собственно театральными - сделала второй состоявшимся обещанием нового театра.

Оренбургский драматический театр в Пушкинский день фестиваля (был такой!) представил работу своего художественного руководителя Рифката Исрафилова - сценическую версию "Капитанской дочки", подготовленную в прошлом году. На главную роль в постановке выдвинулся... знаменитый пушкинский буран. Природную стихию автор театрального действа соединил в одну метафорическую круговерть с другой стихией - народным волнением. До "Гостиного двора" спектакль побывал уже на трех театральных смотринах. В Москве на фестивале "Пушкинская сцена" "Капитанской дочке" аплодировали 23 (!) минуты.

У организаторов фестиваля есть намерение сделать "Гостиный двор" престижным, заметным среди прочих театральных форумов страны и прежде всего постоянным. (Первый "Гостиный двор" состоялся аж шесть лет назад, нынешний - второй.) С творческой частью задачи - составлением интересной афиши, "сватаньем" коллективов - справляться научились. Но вот "помочь художнику материально" по-прежнему не всегда получается. Оренбургская областная администрация собирается внести в местное законодательное распоряжение решение о проведении фестиваля "раз в три года". Дало соответствующее обещание Министерство культуры России с интригующим условием: "смотря какую оценку дает фестивалю публика".

Театры одиннадцати городов из двух стран и двух республик пожаловали на оренбургский "Гостиный двор" и показали 23 спектакля. Пять из них были сыграны повторно - по зрительским просьбам. Почти 12 тысяч оренбуржцев стали зрителями фестиваля за каких-то восемь дней. Соответствует ли это высокой зрительской оценке по министерскому мнению, станет ясно через три года.


www.expert.ru

Татьяна Текутьева, автор "Эксперт Урал"

02.02.2000

Док. 579585
Перв. публик.: 02.02.00
Последн. ред.: 06.08.09
Число обращений: 0

  • Исрафилов Рафкат Вакилович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``