В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Ашумов: Поход в Церковь не является индульгенцией от грехов, от плохих поступков Назад
Михаил Ашумов: Поход в Церковь не является индульгенцией от грехов, от плохих поступков
Михаил Ашумов принадлежит к той, увы, крайне редко встречающейся в нашем мире, категории людей делающих жизнь вокруг себя чище и добрее.
Трудно дать определение кем больше является Михаил - он и успешный продюсер, и режиссер-постановщик художественных и документальных фильмов, телепрограмм, и основатель масштабного Фестиваля юмора и эстрады, и талантливый писатель и сценарист. Но в целом - Михаил Ашумов просто очень хороший, светлый и душевный человек.
Стены офиса телекомпании `АГА`, основанной и много лет успешно возглавляемой Михаилом Ашумовым, увешаны благодарностями и благодарственными письмами за большую благотворительную работу, проводимую коллективом. Сам Михаил, рассказывая о своей благотворительной деятельности, никогда не употребляет местоимение `Я`, предпочитая говорить `Мы`, хотя основной груз и основную тяжесть огромной по своему объему и плодотворности работе на благо людей он давно взвалил на собственные плечи. Но такова уж природа и натура этого человека, что он никогда не жалуется,заряжая собственной энергией и оптимизмом окружающих.

- Михаил, четыре года назад Вы, будучи человеком успешно состоявшимся в бизнесе и творчестве, имеющим собственные жизненные ориентиры и нравственные устои, приняли православную веру. Что подвигло Вас к этому?
- Не хочу очень пафосно об этом говорить. Все, что касается религиозных чувств, происходящих у взрослых людей, имеет тонкие и сугубо личные мотивы, которые приводят к той или иной религии. Ведь что такое религия? Это надежда, это опора. Что для нас Бог? Спаситель. Любой человек в жизни должен иметь опору, находящуюся выше повседневных забот. Мы жили и живем в непростое время. Так уж получилось, что мы живем в стране, где время всегда не простое и постоянно меняющееся. Меняются нравственные ориентиры и человеческие отношения. В последние годы происходит сильная девальвация человеческих отношений. Особенно бурно это происходит в московской суете, когда люди перестают ценить друг друга, могут попирать человеческие отношения и божественные законы. Но есть семья и есть друзья. Есть, в конце концов, отношение к самому себе и своим жизненным позициям. И что как не религия может являться внутренней опорой для любого человека?!
В религии многие ищут опору. Но для большинства из нас религия сродни спасательному кругу. Как говорится в русской поговорке: `Гром не грянет, мужик не перекрестится!`. Так может быть искать опору в религии до того, как грянет гром? Хотя, что такое `грянул гром`? Наша жизнь и есть постоянный гром небесный. И вполне здраво осознав это, я принял Православие.
Но на моем жизненном пути было много разных случаев, подводивших меня к вере. Например, когда в конце восьмидесятых годов на экраны вышел мой первый фильм `Гулять так гулять, стрелять так стрелять`, однажды на улице ко мне подошла незнакомая девушка и спросила:
- Вы - Михаил Ашумов?
- Да, - ответил я.
- В своем фильме Вы задаете вопросы, но недостаточно задавать вопросы, нужно знать ответы на эти вопросы. У вас есть Библия? - я удивился и сказал:
- Нет.
- Я вам принесу! До свидания!
И ушла, больше эту девушку я никогда не встречал, но через два дня на служебном входе Дома кино лежал для меня пакет, в котором находилась изданная в Америке Библия на русском языке. Я сразу стал читать ее. Прочитал от корки до корки и сейчас часто обращаюсь к Библии в различных изданиях. Очень люблю, когда эта книга переведена на современный русский язык. Не старославянский, а современный, понятный русскоязычному читателю. А есть Библия, где объясняется тот или иной постулат, та или иная притча. Это очень полезно. Хотя в Библии все настолько ясно и доходчиво написано, что не нужно ничего толковать.
Господь ведь дает нам заповедь в Нагорной проповеди: `Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними`. Что тут можно еще толковать?Это правило, которое можно каждому человеку написать у себя на лбу. И все!

- Вы много лет проработали в шоу-бизнесе, прямо скажем, одном из самых грязных видов бизнеса. Как на ваш взгляд, сейчас, когда все наше общество обратилось к религии и хотя бы на словах стремится к нравственному и духовному очищению, в самом шоу-бизнесе что-то меняется в лучшую сторону или все дифференцированно?
- В шоу-бизнесе, как и в любом бизнесе,много каких-то отрицательных моментов. Но в шоу-бизнесе все выглядит острее и ярче, потому что он на виду. Как и во всем обществе, в шоу-бизнесе отношение людей к религии разное: от полного неприятия до слепого поклонения.
Многим творческим людям религия помогает раскрыться в новом качестве. Например, заслуженный артист России, `Народный негр России` - Николай Лукинский, раньше, как и все артисты, он много лет вел не всегда праведный образ жизни, потом пришел к вере. Он стал вести себя соответствующим образом, соблюдать все православные посты, служитьв одной из церквей Москвы, изменил свою жизнь, отказался от многих вредных привычек, поступил в институт, скоро окончит учебу и получит режиссерское образование. Совокупность его отношения к жизни через веру привела его к новым успехам. Хотя Николаю уже под пятьдесят, недавно он принял участие и стал чемпионом в боксерском шоу `Король ринга`. Где выступил очень достойно, никого не покалечил, хотя несколько раз мог воспользоваться своей физической силой.
Николай ведет себя как православный, истинно верующий, любящий людей человек. Он внутренне наполнен, не навязывает свою веру окружающим (как многие любят это делать), а поступает так, как считает нужным в соответствии со своей верой. И это привлекло к нему очень много уважающих его людей. И главное, что как артист и как личность Николай стал продвигаться дальше и выше. Человек нашел жизненную опору в вере!

- Возьму на себя смелость предположить, что и Вам религия помогла раскрыть еще одну грань вашего таланта: недавно вышла в свет ваша первая книга, повесть `Адвокат, или О любви и прочих неприятностях`, где на фоне интригующе закрученного сюжета в легкой, ненавязчивой форме поднимаются очень глубокие философские вопросы.
- Книга рассказывает о довольно незаурядном человеке, стремящемся протянуть руку помощи всем, кто в ней нуждается, вне зависимости богатый это человек или бедный. Главный герой, как и все люди, человек в чем-то несовершенный,но он имеет активную и правильную жизненную позицию, и стремится всеми возможными и доступными ему способами исправить многие проблемы, возникающие в нашем обществе. По моей книге уже снят четырехсерийный телевизионный фильм.

- Среди героев вашего произведения есть весьма интересный персонаж - православный священник отец Геннадий. Он на непродолжительное время появляется на страницах романа, но очень просто и понятно объясняет главному герою да и всем читателям заодно суть человеческого существования. А Вам самому много попадалось в жизни священнослужителей, способных простым человеческим языком давать ответы на сложные вопросы?
- Мне немало приходилось общаться с разными священнослужителями. В основном это были хорошие, образованные люди, у которых я смог получить ответы на многие вопросы. Но, как и все люди в любой сфере жизни, священнослужители тожебывают разные.
Как-то я поделился своими сомнениями с одним из высоких церковных чинов Русской Православной Церкви в отношении некоего священнослужителя, который, как мне казалось, неправильно что-то делает. А в ответ услышал: `Ну пойми,что такое Церковь? Да это врата в веру. А священнослужитель - сторож при этих вратах. И от того хороший или плохой этот сторож, сама вера не зависит. Ну сторож нерадивый оказался, но сама вера остается!`

- Но ведь подобный сторож может отпугнуть кого-то от Церкви!
- Да, может отпугнуть,но для этого и существует церковная иерархия, которая за этим старается следить. Церковь - это врата веры. Истинно верующий человек может пройти через них, не обращая внимания на второстепенные детали. Точнотак же, совершая молитву перед иконой, мы молимся не тому, кто на ней изображен, а тому, Кто стоит за этим изображением, тому, что воплощает собой эта икона.
Ведь сам поход в церковь не является индульгенцией от грехов, от плохих поступков. Есть такая русская поговорка: `Всяк крестится, да не всякий верует`. Можно сто раз ходить в церковь, но так и не приобрести Царствия Небесного, оставаясь подлым человеком. Можно неистово креститься, можно, как говорят, разбить лоб, но это ничего не даст. Главное - внутреннее состояние, внутренняя вера и внутренняя опора.

- Вы - отец-основательочень масштабного культурного мероприятия - Фестиваля юмора и эстрады, открывшего дорогу в большое искусство многим талантливым молодым исполнителям.
За годы существования в конкурсах приняли участие более двадцати тысяч молодых талантливых людей. Несмотря на то, что юмор и эстраду принято причислять к несерьезному жанру,Вы сумели сделать так, что Фестиваль с первых дней своего существованиястал зоной свободной от пошлости, вульгарности и низкопробного юмора. Расскажите подробней о самом Фестивале и целях и принципах его существования?
- Цель Фестиваля - открытие новых имен молодых, талантливых, перспективных исполнителей. А также сохранение и развитие лучших традиций эстрадного искусства и укрепление культурных связей между народами.
Главная идея фестиваля - придти к молодым талантливым людям, туда, где они живут, ведь далеко не у всех есть возможность приехать самим в Москву и показаться.
Мы ездим по всей России, от Калининграда до Владивостока. Просматриваеммолодых исполнителей, лучших из них приглашаем в Москву, где они принимают участие в заключительном концерте и получают награды. В этом году мы изменили название нашего мероприятия, теперь это Открытый фестиваль юмора и эстрады. Он российский, но `открытый`, чтобы в нем могли участвовать представители других стран.
В этом году на фестивале иностранцы будут, но немного, потому что очень большое количество российских талантов приедет в Москву. Пользуясь случаем, хочу высказать пожелание, чтобы существующие структуры Русской Православной Церкви больше обратили внимание на наш фестиваль, больше требовали от нас, и в части вкусовой, и в части наполнения,и в части охвата. Чтобы они больше принимали участие и в оценках, и в продвижении, и в предложении.
Может быть, совместными усилиями мы смогли бы в рамках нашего фестиваля сделать новую номинацию, например, по религиозным песням или по религиозной музыке.
Я знаю, что есть специальные фестивали, но они зачастую очень скучные или неправильно организованные и оторванные от жизни, чем отталкивают молодежь, вместо того, чтобы привлекать ее.Ведь за пять лет нашего существования ни один представитель Православной Церкви не поинтересовался нами, не зашел к нам, не написал нам, не обратился ни с просьбой, ни с советом, ни с пожеланием.

- А может быть пригласить кого-нибудь из представителей Православной Церкви в члены жюри?
- Может быть, но это все нужно делать правильно, все продумывать и организовывать. И ничего нет страшного, если священнослужитель будет оценивать выступления певцов. Ведь главное достоинство нашего Фестиваля в том, что он русскоязычный. И все, даже иностранцы, выступают, как правило,только на русском языке. А это язык нашей религии. И очень большим достоинством нашего Фестиваля мог бы быть священнослужитель, сидящий в жюри рядом с прославленными мэтрами эстрады и высказывающий свое мнение о содержании того или иного номера.Среди православных священнослужителей очень много высококультурных и образованныхлюдей. Мне кажется, что такое сотрудничество могло бы пойти на пользу качеству исполняемых произведений.

- Михаил, кроме того что сама ваша деятельность по обнаружению новых талантов по всей России сродни благотворительности, Вы еще успеваете посещать и оказывать различную помощь детским домам по всей стране. Расскажите об этой стороне Вашей деятельности.
- Да, действительно, приезжая в тот или иной город, мы стараемся посетить детские дома. Это все тоже идет от тех благодеяний, которые заложены в нас Православием: мы уже делаем некое благо, но если мы можем сделать еще благо самым лишенным и обделенным людям - сиротам, почему же его не сделать? И для всех, кто едет со мной, это святое дело. А для детей очень важно, чтобы приехали известные люди, дали концерт, пообщались, посмотрели на выступления самих детей. Для них это память на всю жизнь.
В прошлом году мы были в Краснодаре, где посетили детский дом, существующий при православном храме. В этом детском доме воспитываются совсем маленькие дети. Мы встретились с этими малютками,вручили им подарки,поиграли с ними, поводили хороводы.

- Вы много путешествуете по нашей стране,на местах Вы видели какие-либо центры досуга для детей и юношества при православных храмах и приходах?
- Очень мало, хотя объездил много городов. За границей каждая церковь активно участвует в жизни своей общины, самый яркий и хорошо всем известный пример - негритянские хоры или спортивные команды, существующие почти при каждом церковном приходе.В Греции я видел существующие при православных храмах центры по обучению всех желающих овладеть народными промысламипри храмах.
В Москве при синагогах есть хорошо оснащенные культурно-спортивные центры. Широко распространены еврейские детские летние оздоровительные лагеря, организаторы которых вывозят детей на природу и ненавязчиво, в игровой форме, преподают иврит и историю еврейского народа.
К сожалению, в России подобных центров практически нет. Это, конечно, большой недостаток. Молодежью нужно заниматься и очень серьезно. В центре России мужское население спивается и деградирует. Чем меньше город, тем меньше веры. Спортивные и досуговые центры при православных храмах могли бы частично оздоровить обстановку, помочь подрастающему поколению обрести нравственные и жизненные ориентиры. Ведь если какое-то учреждение, особенно для занятий с детьми,открывается при церкви, значит там есть чистота помыслов, нет платы за учебу, нет никакой коммерции и использования тех же детей. И мне кажется, что это следующий шаг, и православные церкви в России все же вскоре станут открывать общедоступные и общеинтересные центры творческого и спортивного развития молодежи, с православным уклоном. Деятельность в таких центрах не должна носить только ярко выраженный религиозный характер. Она должна быть общечеловеческой. Через это человек придет в Церковь, потому что сама жизнь будет его к этому подталкивать и определять. И общечеловеческие ценности будут входить в молодые мозги со всеми своими постулатами, со своими позициями и определять дальнейшее поведение людей.

- Вы - активный пользователь интернета, поделитесь своим мнением о портале `Православная книга России`?
- Мне нравится, что есть такой портал,где можно найти высказывания известных людей о религии, а главное - мнение представителей Православной Церкви о нашей жизни. Конечно, такие порталы должны быть. И чем они будут разнообразнее, тем лучше. Такие сайты - прямой путь к молодым людям.
Мы живем в столице, а интернет быстрее, чем любое печатное издание идет в мир не только российский, но и в другие страны. Жители многих российских городов или отдаленных континентов могут только благодаря интернету и вашему сайту получить информацию о новинкахправославной литературы, узнать что-то новое о том или ином событии, связанном с православной жизнью.
Сама тематика этого портала предполагает духовную, а не коммерческую направленность. Если человеку интересны какие-то связанные с религией вещи, то всегда их можно здесь найти без опаски, что факты будут каким-то образом искажены.
Хорошо, что портал `Православная книга России` такой многогранныйи много охватывающий, не убогий, не бедный, солидный и его надо развивать. Потому что сейчас интернет заменяет многим из нас телевизор. Ведь телевидение - это история в одну сторону.А в интернет человек может войти в любое удобное для него время, в любом месте и найти то, что ему нужно. И не только получить информацию, но даже высказать свое мнение. Это замечательно! Желаю создателям портала продолжать двигаться и развиваться в том же направлении!

- Спасибо за интересное интервью и за добрые пожелания, успехов Вам в вашей нелегкой деятельности!


Валерия Гончарова
www.pravkniga.ru
05.08.2006

Док. 579166
Перв. публик.: 05.08.06
Последн. ред.: 05.08.09
Число обращений: 0

  • Ашумов Мирза-Ага Назимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``