В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Деваться им некуда Назад
Деваться им некуда
Правительство Индии впервые официально заявило о готовности пересмотреть спорный контракт по поводу авианосца `Адмирал Горшков` (`Викрамадитья`). Именно этого два года добивалась Россия

Похоже, альтернативы `Адмиралу Горшкову` у индийцев нет  4 августа 2009, 22::03 Фото: Reuters  Текст: Геннадий Нечаев

Во вторник представитель военного ведомства Индии озвучил согласие на пересмотр условий контракта с `Северным машиностроительным предприятием` на авианосец `Викрамадитья`, бывший некогда `Адмиралом Горшковым`. Министерство обороны страны надеется, что сторонам `удастся прийти к приемлемому для всех соглашению`. Газета ВЗГЛЯД попыталась проследить, что стоит за таким решением индийской стороны.

Индийская сторона согласилась на пересмотр условий контракта на модернизируемый для ВМС этой страны авианосец `Викрамадитья` (бывший `Адмирал Горшков`), передает РИА `Новости`. Соответствующее заявление сделал во вторник помощник министра обороны Индии Паллам Раджи.

#{weapon}

Напомним вкратце предысторию вопроса. Соглашение о передаче Индии авианосца `Адмирал Горшков` было заключено в январе 2004 года. Предполагалось, что авианесущий крейсер советской постройки переоборудуют и модернизируют. Тогда стоимость сделки составляла 875 млн долл., но впоследствии она выросла до 1,82 млрд долл. Однако и эта сумма была занижена Рособоронэкспортом (организацией, заключившей сделку) в условиях, когда российское судостроение остро нуждалось в крупных заказах, хотя бы для загрузки мощностей.

 

По оценке производителя – `Северного машиностроительного предприятия` (`Севмаша`) – полная стоимость проекта должна была составить более 2 млрд долл., иначе предприятие несло убытки. Как пояснял в свое время газете ВЗГЛЯД источник на предприятии, это было связано во многом с изменениями в проекте, которые вносила индийская сторона по мере постройки корабля, что требовало дополнительных работ и испытаний.

 

Однако индийская сторона упорно не желала признавать сложившиеся реалии, настаивая на исполнении изначальных условий контракта. В сложившейся ситуации `Севмаш` продолжал постройку корабля за свои средства, рискуя оказаться банкротом в случае разрыва контракта: российскому флоту такой корабль не нужен и не по карману (да еще и без авиагруппы – истребители МиГ-29К/КУБ охотно скупили индийцы, а на строительство новых требуются время и деньги), а найти альтернативного покупателя на авианосец не так-то просто. Тем более что в свое время президент Дмитрий Медведев (а ранее нынешний премьер Владимир Путин) недвусмысленно дал понять, что государственных дотаций на достройку корабля ожидать не следует.

 

Более того, предвидя возможные риски, нынешний руководитель `Севмаша` Николай Калистратов, вступая в должность в 2007 году, поставил одним из условий своего перехода с ФГУП `Звездочка` передачу предприятию части (говорили о 6–7 кораблях) экспортных контрактов на дизельные подводные лодки проекта 663, что могло бы спасти завод от финансового краха. На этом основании отношения Калистратова с партнерами по сделке – Рособоронэкспортом, буквально навязавшим `Севмашу` `Горшкова` (для чего был активно задействован `административный ресурс`), остаются довольно острыми. Пока же имеются лишь предварительные соглашения о постройке двух лодок для иностранного заказчика (предположительно для Ливии или Вьетнама). Как сообщила пресс-служба предприятия, соответствующее решение приняло Министерство промышленности и торговли РФ 30 июня 2009 года на основании запроса ФГУП `Рособоронэкспорт`.

 

Активные переговоры о пересмотре контракта с индийской стороной ведутся с конца прошлого года. В мае, по информации источников в отрасли, в переговорах наметился перелом, однако для принятия решения о продолжении переговоров требовалось решение индийских госорганов.

 

В конце июля генеральная палата по контролю и аудиту Индии потребовала отчет от министерства обороны по этой сделке. `Доклад палаты, опубликованный в эту пятницу, ставит под вопрос разумность действий министерства обороны по покупке подержанного российского корабля, который уже отслужил половину предписанного ему срока, а стоит на 60% дороже нового авианосца`, – изложил содержание претензий палаты один из ее руководителей А. Авасти в интервью газете The Hindustan Times. Тем не менее подобное заявление было расценено как попытка давления на российскую сторону, тем более что ни одно из его положений не соответствует действительности. Во-первых, ресурс корпуса восстановлен практически до первоначального, а во-вторых, на авианосце, так и не бывшем в эксплуатации, не осталось практически ни одной старой советской системы. Тем не менее переговоры были прекращены.

 

Очевидно, что альтернативы приобрести корабль такого класса у индийской стороны сегодня нет: американский АВ Kitty Hawk, который предлагали американцы, еще более старый, а его стоимость оценивалась изначально в 3,1 млрд долл. без авиагруппы. Такая покупка потянула бы за собой необходимость приобретения палубных самолетов F/A-18 и/или адаптации МиГов под американский корабль, что тоже стоит немало. А главное: новый АВ нужен индийцам в обозримое время, раньше, чем такими кораблями обзаведется главный геополитический противник страны в регионе – Китай. То есть не позднее 2015 года.

 

Однако индийское правительство все же пришло к выводу, что в нынешней ситуации альтернативы приобретению `Адмирала Горшкова` просто нет, так как флоту все же нужен авианосец. По словам Раджи, переговоры `будут вестись насчет снижения заявленной стоимости корабля`. Представитель министерства выразил уверенность, что сторонам `удастся прийти к приемлемому для всех соглашению`. Приемлемая для российской стороны цена корабля – 2,8 млрд долл., но, по некоторым сведениям, наши оборонщики готовы `упасть` до 2,5 млрд. В этих пределах и предстоит вести торг.

Текст: Геннадий Нечаев

www.vz.ru



Док. 578989
Перв. публик.: 04.08.09
Последн. ред.: 05.08.09
Число обращений: 0

  • Калистратов Николай Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``