Перед органами государственной власти пора поставить вопрос о создании механизмов содержания исламских институтов в России. К такому выводу пришли всероссийской научно-практической конференции "Источники существования исламских институтов в российской империи", прошедшей 24 апреля в Казани. Организаторами встречи выступили Институт истории им.Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан, исполком Всемирного конгресса татар, Совет муфтиев России и Совет по делам религий при Кабинете министров РТ.
Государственной думе и законодательным органам субъектов РФ рекомендовано разработать законодательное обеспечение существования собственности, доходы с которой направлялись бы на религиозные, образовательные и социальные нужды.
Соответствующее законодательство, регулирующее отношения на федеральном и республиканском уровне, следует подготовить с учетом законотворческой практики дореволюционной России и первого десятилетия советской власти, отмечают участники конференции. "Многовековая практика и опыт структурирования и интеграции исламских институтов в политико-правовое пространство Российской империи имеют позитивное значение и востребованы при разработке нормативных документов по регулированию государственно-церковных отношений в современных условиях", - отмечается в резолюции, принятой по итогам дискуссии.
Прежде всего, речь идет о восстановлении института вакуфов. Экономические словари определяют этот термин как неотчуждаемое "движимое и недвижимое имущество, пожертвованное религиозным организациям". Как правило, в дореволюционной России жертвователи передавали на благотворительные цели деньги, земельные или лесные наделы, торговые лавки и так далее, за счет дохода с которых строились и содержались мечети, медресе и мусульманское духовенство. Очевидно, что прямо заимствовать дореволюцонный опыт невозможно, тем более что и в те времена единой вакуфной системы не существовало. "Следует находить другие формы, - подчеркнул председатель Совета по делам религий Ринат Набиев. - Необходимо решить вопрос о существовании вакуфной системы в современных условиях".
"Известная формула о том, что новое - это хорошо забытое старое, емко отражает современную систему государственно-религиозных отношений, - отметил один из организаторов конференции, заведующий отделом средневековой истории Института истории АН РТ Ильдус Загидуллин. - Федеральные власти реанимировали дореволюционную систему существования православных институтов, однако по исламским институтам этот вопрос не решен". В Российской империи существовало множество систем финансирования исламских инстутов, напомнил ученый, причем они имели весьма существенные региональные различия - известны модели Таврической губернии (нынешнего Крыма), Оренбуржья, Туркестанского края, Закавказья и так далее. "Царское правительство практиковало дифференцированный подход, - указал г-н Загидуллин. - Надеюсь, что этот опыт будет учтен современными законодателями, так как подобные проблемы сначала выливаются в напряженность внутри самой конфессии, а затем - в межконфессиональные отношения".
Комментируя возможность использования в современных условиях опыта вакуфной системы Крыма, мусульманское духовенство которого находилось до революции в лучшем положении по сравнению с коллегами из центральных губерний Российской империи (его права, в том числе и в сфере вакуфов, были четче прописаны и обеспечены), ученые разошлись во мнениях.
"При наличии политической воли федеральных властей использование крымского вакуфного опыта возможно, - полагает доцент кафедры истории татарского народа Казанского государственного университета Завдат Миннуллин, доклад которого носил название "Еще раз о вакуфах у татар (до 1917 года)". - Все зависит от законодателя".
Ильдус Загидуллин, выступивший с докладом "Источники существования мусульманского духовенства в Крыму", призвал дождаться решения вопроса о восстановлении института вакуфа на Украине. С подобными инициативами, отметил он, выступают представители крымских татар. "Нужно чуть подождать, - полагает ученый. - Этот вопрос не был столь актуален в Поволжском округе. В ближайшее время он будет решен на Украине - тогда и можно будет говорить об использовании этого опыта в РФ". Напомним, что конфликт вокруг Свято-Успенского монастыря в Бахчисарае, неоднократно выливавшийся в ожесточенные столкновения между представителями русской и татарской общин полуострова, связан именно с претензиями крымских татар на вакуфные земли, часть которых ныне находится в ведении православной церкви.
"Вакуфная система хороша тем, что существенно снижает возможность злоупотреблений, - пояснил "Росбалту" директор Института истории АН РТ Рафаэль Хакимов. - Вакуф - это, по сути, фонд, для управления которым создается попечительский совет. Распределение средств происходит под контролем общественности. Под контролем находятся и источники финансовых поступлений, что особенно важно в свете постоянных попыток проникновения в Россию иностранных фундаменталистских структур, пытающихся подчинить себе российскую систему исламского образования и духовную жизнь российской исламской уммы". Кстати, основой финансового благосостояния известного турецкого проповедника Фетхуллы Гюлена, о деятельности которого "Росбалт" неоднократно писал, являются именно вакуфные пожертвования.
По некоторым сведениям, фонд, из которого будут финансироваться 5-6 российских исламских университетов, создается и в ближайшее время начнет свою работу на федеральном уровне. Таким образом Москва отсечет "ваххабитские" миллионы, а вместе с ними - и чуждое политическое и идеологическое влияние, представляющее опасность для российской государственности. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку.