В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кто знает все об Эйзенштейне Назад
Кто знает все об Эйзенштейне
Директор Московского музея кино Наум Клейман передаст для выставки автобиографические книги, фотографии, фильмы, плакаты фильмов, письма из семейного архива, детские рисунки Эйзенштейна и другие экспонаты.

Как позвонить Мэрилин Монро

Экспозиция в Кейпене была открыта несколько лет назад в рамках кинофорума "Арсенал". Президенту форума Августу Сукутсу пришла идея поставить в Кейпене - географическом центре Латвии - аэронавигационный маяк и установить на нем почтовые ящики с адресами великих людей кино - Олега Даля, Тенгиза Абуладзе, Акиро Куросавы, Мэрилин Монро и других.

Рядом с маяком, в помещении станции, где стены оклеены страницами старого телефонного справочника, можно увидеть фотографии Сергея Эйзенштейна, его рисунки, а также книги, посвященные его творчеству.

"Дайте мне телефонную книгу, и я сделаю из нее кино", - говорил режиссер. Эта его крылатая фраза, написанная на нескольких языках на табличках, украшает стены здания. А на большой черной доске значатся телефоны знаменитых режиссеров и актеров. Если набрать номер Мэрилин Монро на старом дисковом телефоне, то в трубке зазвучит голос прекрасной блондинки и песни из ее фильмов.

Сейчас станция Кейпене не только киномузей, но и Коммуникационный центр, которым заведует Велта Риекстиня. Благодаря сотрудничеству с форумом "Арсенал" Центр имеет обширную видеотеку с лучшими фильмами из программы "Арсенала" разных лет.

Потаенное сокровище кинематографа

В квартире Эйзенштейна. Риекстиня вместе с Наумом Клейманом.


Велта Риекстиня заблаговременно начала подготовку к юбилею Эйзенштейна. Август Сукутс посоветовал ей обратиться к киноведу и директору московского Музея кино Науму Клейману. Об этом человеке стоит рассказать!

Родился Наум Клейман в Кишиневе в 1937 году. В 1961-м окончил киноведческий факультет ВГИКа. Рассказывают, что на одном из фестивалей архивного кино после просмотра "Пиковой дамы" 1913 года зрительный зал взорвался аплодисментами, прочитав: "Титры фильма восстанавливал студент 1-го курса киноведческого факультета Наум Клейман". Это была его первая курсовая и первый опыт кинореконструкции.

После института Клейман поступил на работу в отечественный отдел Госфильмофонда СССР. Как научный консультант он участвовал в реконструкции фильмов Эйзенштейна "Бежин луг", "Октябрь", "Броненосец "Потемкин" и других.

Наум Клейман - создатель и бессменный руководитель московского Музея кино, а также хранитель Научно-мемориального музея-квартиры Эйзенштейна. Музей кино был единственным местом, где могли собираться молодые интеллектуалы, чтобы смотреть настоящее кино. Все известные молодые режиссеры - от Андрея Звягинцева до Ильи Хржановского - говорят о том, что это была для них единственная школа.

Великий венгерский режиссер Иштван Сабо как-то сказал: "Наум Клейман защищал в свое время архив Эйзенштейна как потаенный бриллиант, который ему назначено хранить. На самом же деле это сам Клейман - потаенное сокровище кинематографа".

Наум Клейман читал спецкурс по творчеству С. Эйзенштейна в Нью-йоркском университете, вел семинары в Немецкой академии кино и телевидения, в Будапеште, Калькутте, Лос-Анджелесе, Мюнхене, Токио и Хельсинки. В 1993 году Клейман был награжден призом "Феликс" и избран членом Европейской киноакадемии. Он лауреат многих международных кинопремий.

В Москву, в Москву!

Маяк в Кейпене.


Велта Риекстиня написала Науму Клейману письмо и рассказала об идее организовать юбилейную выставку, посвященную Сергею Эйзенштейну. Господин Клейман тут же пригласил Велту Риекстиню и директора Огрского музея Ивету Рускуле в Москву.

- Господин Клейман с первых минут поразил энциклопедическими знаниями о кино, - рассказывала потом Велта. - Он знает все латвийские фильмы - старые и новые, всех наших актеров, режиссеров, операторов.

Сейчас в мемориальной квартире-музее С. Эйзенштейна находится около 4000 книг, сохранивших закладки, пометки и рукописные вкладыши Эйзенштейна. В обстановке кабинета соседствуют черно-оранжевая металлическая мебель баухауза и пестрые мексиканские ковры и сувениры. Наум Клейман посетовал, что мексиканский период Эйзенштейна пока мало исследован. А одна из уникальнейших фотографий, которую Велта держала в руках, это фото Эйнштейна с его пожеланиями Сергею Эйзенштейну.

Где вырастают гении?

За чашкой чая радушный хозяин вспоминал свой визит в Латвию много лет назад, когда вместе с режиссером документального кино Улдисом Браунсом на мотоцикле объехал всю Латвию.

Велта рассказала, что в их провинциальном городке привлечь людей к высокому искусству все сложнее.

- Таланты и личности рождаются и в провинции, - возразил Клейман. - И если есть интерес даже у 2- 3 человек, то ради них стоит работать. У меня тоже были периоды, когда на показы приходили 4- 5 одних и тех же молодых людей. Один из них теперь гордость российского кино - Андрей Звягинцев.

Возможно, Наум Клейман приедет на открытие выставки. Здесь его ждут.

26.11.07
Наталья КЕТНЕРЕ
www.d-pils.lv

Док. 578767
Перв. публик.: 26.11.07
Последн. ред.: 04.08.09
Число обращений: 0

  • Клейман Наум Ихильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``