Директор Московского музея кино Наум Клейман передаст для выставки автобиографические книги, фотографии, фильмы, плакаты фильмов, письма из семейного архива, детские рисунки Эйзенштейна и другие экспонаты.
Как позвонить Мэрилин Монро
Экспозиция в Кейпене была открыта несколько лет назад в рамках кинофорума "Арсенал". Президенту форума Августу Сукутсу пришла идея поставить в Кейпене - географическом центре Латвии - аэронавигационный маяк и установить на нем почтовые ящики с адресами великих людей кино - Олега Даля, Тенгиза Абуладзе, Акиро Куросавы, Мэрилин Монро и других.
Рядом с маяком, в помещении станции, где стены оклеены страницами старого телефонного справочника, можно увидеть фотографии Сергея Эйзенштейна, его рисунки, а также книги, посвященные его творчеству.
"Дайте мне телефонную книгу, и я сделаю из нее кино", - говорил режиссер. Эта его крылатая фраза, написанная на нескольких языках на табличках, украшает стены здания. А на большой черной доске значатся телефоны знаменитых режиссеров и актеров. Если набрать номер Мэрилин Монро на старом дисковом телефоне, то в трубке зазвучит голос прекрасной блондинки и песни из ее фильмов.
Сейчас станция Кейпене не только киномузей, но и Коммуникационный центр, которым заведует Велта Риекстиня. Благодаря сотрудничеству с форумом "Арсенал" Центр имеет обширную видеотеку с лучшими фильмами из программы "Арсенала" разных лет.
Потаенное сокровище кинематографа
В квартире Эйзенштейна. Риекстиня вместе с Наумом Клейманом.
Велта Риекстиня заблаговременно начала подготовку к юбилею Эйзенштейна. Август Сукутс посоветовал ей обратиться к киноведу и директору московского Музея кино Науму Клейману. Об этом человеке стоит рассказать!
Родился Наум Клейман в Кишиневе в 1937 году. В 1961-м окончил киноведческий факультет ВГИКа. Рассказывают, что на одном из фестивалей архивного кино после просмотра "Пиковой дамы" 1913 года зрительный зал взорвался аплодисментами, прочитав: "Титры фильма восстанавливал студент 1-го курса киноведческого факультета Наум Клейман". Это была его первая курсовая и первый опыт кинореконструкции.
После института Клейман поступил на работу в отечественный отдел Госфильмофонда СССР. Как научный консультант он участвовал в реконструкции фильмов Эйзенштейна "Бежин луг", "Октябрь", "Броненосец "Потемкин" и других.
Наум Клейман - создатель и бессменный руководитель московского Музея кино, а также хранитель Научно-мемориального музея-квартиры Эйзенштейна. Музей кино был единственным местом, где могли собираться молодые интеллектуалы, чтобы смотреть настоящее кино. Все известные молодые режиссеры - от Андрея Звягинцева до Ильи Хржановского - говорят о том, что это была для них единственная школа.
Великий венгерский режиссер Иштван Сабо как-то сказал: "Наум Клейман защищал в свое время архив Эйзенштейна как потаенный бриллиант, который ему назначено хранить. На самом же деле это сам Клейман - потаенное сокровище кинематографа".
Наум Клейман читал спецкурс по творчеству С. Эйзенштейна в Нью-йоркском университете, вел семинары в Немецкой академии кино и телевидения, в Будапеште, Калькутте, Лос-Анджелесе, Мюнхене, Токио и Хельсинки. В 1993 году Клейман был награжден призом "Феликс" и избран членом Европейской киноакадемии. Он лауреат многих международных кинопремий.
В Москву, в Москву!
Маяк в Кейпене.
Велта Риекстиня написала Науму Клейману письмо и рассказала об идее организовать юбилейную выставку, посвященную Сергею Эйзенштейну. Господин Клейман тут же пригласил Велту Риекстиню и директора Огрского музея Ивету Рускуле в Москву.
- Господин Клейман с первых минут поразил энциклопедическими знаниями о кино, - рассказывала потом Велта. - Он знает все латвийские фильмы - старые и новые, всех наших актеров, режиссеров, операторов.
Сейчас в мемориальной квартире-музее С. Эйзенштейна находится около 4000 книг, сохранивших закладки, пометки и рукописные вкладыши Эйзенштейна. В обстановке кабинета соседствуют черно-оранжевая металлическая мебель баухауза и пестрые мексиканские ковры и сувениры. Наум Клейман посетовал, что мексиканский период Эйзенштейна пока мало исследован. А одна из уникальнейших фотографий, которую Велта держала в руках, это фото Эйнштейна с его пожеланиями Сергею Эйзенштейну.
Где вырастают гении?
За чашкой чая радушный хозяин вспоминал свой визит в Латвию много лет назад, когда вместе с режиссером документального кино Улдисом Браунсом на мотоцикле объехал всю Латвию.
Велта рассказала, что в их провинциальном городке привлечь людей к высокому искусству все сложнее.
- Таланты и личности рождаются и в провинции, - возразил Клейман. - И если есть интерес даже у 2- 3 человек, то ради них стоит работать. У меня тоже были периоды, когда на показы приходили 4- 5 одних и тех же молодых людей. Один из них теперь гордость российского кино - Андрей Звягинцев.
Возможно, Наум Клейман приедет на открытие выставки. Здесь его ждут.