В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Критик стал монстром Назад
Критик стал монстром
На вопросы корреспондента "Избранного" отвечает театральный обозреватель "Российской газеты" Алена Карась

- Название фестиваля, на ваш взгляд, адекватно его содержанию?

- В самом названии фестиваля "Академия" заложен некоторый полемический задор, и сделано это авторами, я думаю, сознательно. "Академия" это попытка собрать и показать самое лучшее из самого разного. На мой вкус, это очень удачный подход, потому что он позволяет показывать очень разные спектакли, не впадая в эклектику.

- А что, эклектика - это плохо?

- Ну, это как минимум проблема. Вот если взять, например, фестиваль имени Чехова. Он замечателен тем, что там представлены звёзды со всего мира. Тем не менее он принципиально эклектичен и не отражает никакой тенденции. А фестиваль "Академия" всё-таки эклектики избежал, потому что он предлагает разговор во вполне определяемых рамках. Зрителю предоставлена возможность взглянуть иронически и на проблему, заявленную в спектакле, и на саму театральную форму. Это интеллектуальная задача, которая объединяет разные спектакли.

- Здесь, на фестивале, кроме собственно, спектаклей, проходила конференция, посвящённая театральным изданиям Европы. Похожи ли проблемы отечественного театроведения на европейские?

- Ситуация внутри российской театральной критики, как выяснилось, не уникальна. Буквально всюду происходит "выдавливание" серьёзной аналитики со страниц ежедневной прессы, умирают профессиональные журналы.

- Не кажется ли вам, что у нас не только в театре, а вообще в искусстве всегда относились к критике негативно?

- Нет, это не так. Например, в шестидесятые годы театр и театральная критика были частями единого процесса. Тогда шла постоянная и очень продуктивная дискуссия о театре. Журнал "Театр" шестидесятых-семидесятых годов представлял всех лучших критиков нашего отечества второй половины ХХ века. Это десятки имён. И этот журнал, кстати, не был узкопрофессиональным. Его читали интеллектуалы, не имеющие профессионального отношения к театральному процессу. И позже, в конце восьмидесятых и начале девяностых, подобная дискуссия шла на базе нескольких журналов. Она хоть уже и не была такой широкой, но всё равно объединяла представителей нового театра, нового искусства: архитектуры, музыки, поэзии. Это было. А сейчас, действительно, всё именно так, как вы описываете: полный разрыв отношений между художником и критиком.

- Почему это произошло?

- Мне кажется, что разрушилась среда. Сейчас появилась публика, которая читает только журналы вроде "Афиши". И такие журналы формируют околотеатральный контекст, формируют выбор нового театрального сообщества. Это сообщество едино, в нём есть чёткие понятия о том, что модно, что нужно смотреть, что читать, в чём ходить. Но эти журналы не ведут дискуссий, они всего лишь обслуживают потребителя - книг, спектаклей, одежды.


Публику вполне устраивает, что всё определено заранее: если мы будем переходить из клуба "А" в кинозал "Б", оттуда на театральную площадку "В", посещая по пути магазины "Г" и "Д", то мы становимся одним кругом, в котором всем комфортно. Так и сформировалась новая среда вокруг печатного органа нового типа. А театральный критик оказался выдавлен на страницы ежедневной прессы. А эта пресса заставила его быть более жёстким. Она, как верно сказал английский критик Ян Херберт, потребовала от нас однозначных оценок. "Редактор требует, чтобы мы были судьями", - сказал он. И чем ты жёстче в определениях, тем ты востребованнее. Это убивает дискуссию и превращает критиков в глазах художника в монстров. Критики больше не спорят друг с другом, их больше не приглашают в театры для участия в обсуждениях спектаклей труппой. Живой разговор актёра с критиком в Москве сейчас трудно себе представить. Если критик явится в театр, его, я думаю, просто побьют.

- Потому что на его совести груз высказанных оценок?

- Именно. С оценивающим критиком не о чем говорить. Особенно ужасна эта новая система звёздочек и рейтингов, в которой я принципиально пытаюсь не участвовать. Я понимаю, что в любом деле есть своя прагматика, но к театру всё-таки нельзя относиться, как к рынку. Не всё можно измерить баллами. Качество театральной продукции не так просто определить, потому что оно многомерно.

- Ну а здесь, на фестивале, как я понимаю, проблем между критиками и художниками не возникает?

- В рамках "Академии" предпринята попытка - пусть локальная, но вполне осознанная - реанимировать диалог.

18.09.2008
www.izbrannoe.ru

Док. 578691
Перв. публик.: 18.09.08
Последн. ред.: 04.08.09
Число обращений: 0

  • Карась Алена

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``